Как компании заставляют нас есть много вредной еды
Ежегодно магазины во всем мире продают продуктов на $4 трлн. Игроки этого рынка, одного из самых больших и главных, стараются манипулировать вкусами потребителей, извлекая всё большую выгоду.
Самые большие возможности в этой бесконечной борьбе за покупателя имеют ритейлеры: 15 самых крупных сетей супермаркетов продают в своих торговых точках 30% всех продуктов. Как устроена современная индустрия еды?
Более 80% всех продуктов - это переработанная еда
Такой вывод сделали эксперты Федерации американских обществ экспериментальной биологии: они исследовали рацион питания граждан США за 12-летний период и выяснили, что 61% купленных продуктов — это сильно переработанная еда, в которой много жира, сахара и соли. Самые типичные примеры из этой категории, пишет «Секрет фирмы», — наггетсы, сосиски, торты, чипсы: потребители отдают им предпочтение потому, что эти продукты легки в употреблении. Эти продукты занимают 73,3% в общем количестве совершаемых покупок.
«Нужно понимать, что обработанная пища — это не только бисквиты Twinkies и Coca-Cola, это широкий спектр продуктов». Но сильно обработанные продукты, по её словам, могут стать причиной ожирения или диабета. Также они могут влиять на пищевые привычки людей и вести к перееданию или пропуску приёмов пищи», - уточняет один из авторов исследования Дженнифер Поти, добавляя, что значительная часть переработанной еды не вредна для здоровья.
Люди едят все больше сладостей
Ежедневный рацион людей в первом десятилетии XXI века увеличился, утверждает профессор Калифорнийского университета Роберт Люстиг: на 300 ккал для женщин, 200 ккал для мужчин и на 130 ккал для детей. Этот рост на 90% произошел за счет углеводов — фруктозы, глюкозы и сахарозы, которые все чаще используются для усиления вкуса обработанных продуктов.
«Потребитель хочет получать одинаковый результат при посещении предприятий быстрого питания вне зависимости от сезона, месторасположения и любых других факторов. Чтобы удовлетворить эту потребность, а также в целях снижения издержек производители переходят на сильно обработанные ингредиенты и для получения конкретного вкуса используют заменители и усилители вкуса», — объясняет основательница сервиса доставки еды Elementaree Ольга Зиновьева.
Люди любят сладкое, потому что его вкус вызывает приятные ощущения. Производители безалкогольных напитков добавляют в свою продукцию сахар, чтобы скрыть вкус соли: ее они, в свою очередь, добавляют в напитки для вызова жажды. К примеру, в одной банке Coca-Cola — 55 мг соли. Примерно столько же содержится в куске пиццы.
Покупать энергетические продукты стало выгодно
Продукты, удовлетворяющие потребность человека в энергии, но не дающие ему полезных питательных веществ, за последних два года подешевели почти на 2%, утверждают исследователи Вашингтонского университета. Корзина продуктов, дающих потребителю не только энергию, но и необходимые питательные вещества, обойдется на 20% дороже. Иными словами, есть здоровую пищу сегодня невыгодно.
«Не только вредные продукты дешевеют, полезная пища становится всё дороже и дороже. Овощи и фрукты могут стать предметами роскоши», — говорит автор упомянутого исследования Адам Древновски.
Треть продуктов мы выбрасываем
Ежегодно теряется или выбрасывается 1,3 млрд тонн продуктов питания, свидетельствуют данные Продовольственной и сельскохозяйственной организации объединённых наций. В пересчете на одного жителя Европы и Северной Америки это 95–115 кг в год. Для сравнения: в Африке и Южной Азии выбрасывается только 6–11 кг еды на человека. В России этот показатель составляет в среднем 30–35%, в США - около 40%.
Специалисты World Resource Institute подсчитали, что сэкономить 1,314 трлн ккал было бы возможно, если бы количество выброшенной еды снизилось хотя бы вдвое. 1,314 трлн ккал - это 22% от тех 6000 трлн ккал, которые требуются населению всего мира ежегодно.
По мнению исследователей, уменьшение количества выброшенной еды является залогом достижения «устойчивого пищевого будущего».
Из-за поставщиков конечная цена продукта возрастает на 100%
Пока продукт доберется до потребителя, он пройдет как минимум четыре этапа: транспортировку, переработку, упаковку, логистику и т.д. Эта цепочка увеличивает цену продукции на 40-100%, отмечают исследователи Elementaree. При этом время, которое продукты проводят на складе, прежде чем быть проданными, увеличивается с одной недели до полугода.
«Распространение концепции супермаркетов — больших универсальных магазинов, в которых круглый год можно купить один и тот же набор продуктов, — привело к ужесточению требований к ассортименту со стороны потребителей. Производителей и распространителей этот факт вынудил жертвовать питательными качествами продуктов в пользу увеличения сроков хранения и постоянной доступности ассортимента», — объясняет Ольга Зиновьева.
Один из примеров того, как продукты теряют свои полезные свойства, — яблоки. Без обработки они могут храниться 2-4 недели, а в противном случае срок их хранения достигает 9-12 месяцев. При этом за год в яблоке не остается полифенолов, которые, как известно, помогают организму человека бороться с раком.
Эксперты советуют по возможности сокращать цепочки поставок и покупать продукты на фермерских рынках и в магазинах, которые напрямую связывают производителя и потребителя.