Как конкуренция между Delivery Club и «Яндекс.Едой» привела к сверхэксплуатации курьеров
Смерть молодого курьера «Яндекс.Еды» привела к тому, что в обоих компаниях заявили о планах улучшить условия труда. Однако время работы сотрудников ограничивать не стали.
Борьба двух популярных сервисов по доставке еды — Delivery Club (входит в Mail.Ru Group) и «Яндекс.Еды» привела к сверхэксплуатации курьеров этих компаний, за которую компании предпочитают не нести ответственность, пишет The Bell. 16 апреля 21-летний курьер «Яндекс.Еды» Артык Орозалиев умер от сердечного приступа в Санкт-Петербурге после 10-часовой смены: возможно, его смерть была связана с постоянными переработками, огромными нагрузками и штрафами.
После смерти Орозалиеву пришел автоматический штраф за невыход на работу. Позднее его сняли. Но курьеры обеих компаний стали массово писать в соцсетях, что 1500-2000 рублей в день можно получить только за 12-14 часов работы и доставив все заказы вовремя.
Delivery Club и «Яндекс.Еда» нацелены на бурный рост: первая компания рассчитывает на двукратный рост выручки (1,9 млрд руб. за 2018 г.), вторая намерена «еще больше инвестировать в развитие» и «агрессивно расти по заказам и выручке», говорил гендиректор «Яндекс.Еды» Максим Фирсов. По оценке UBS, доля Delivery Club в целом по России составляет 80% рынка. В Москве «Яндекс.Еда» почти догнала конкурента по числу заказов — 43% против 46%, оценивали в Сбербанк CIB.
Сотрудничество с Delivery Club обходится кафе и ресторанам в 35% комиссии при доставке курьерами агрегатора, а при доставке курьерами ресторана – 15–20%. Размер комиссии «Яндекс.Еды» не раскрывается. В целом отрасль доставки готовой еды находится в зачаточном состоянии, и на этом рынке должно хватить места всем игрокам, полагают эксперты.
Сервисы конкурируют не только по цене, но и по времени доставки — это основной фактор роста рынка. И именно в нем кроется опасность системной перегруженности курьеров. После смерти курьера «Яндекс.Еды» оба игрока пообещали внимательнее относиться к здоровью и жалобам сотрудников. В Delivery Club решили ввести бесплатные медосмотры, а в «Яндекс.Еде» — отслеживать нагрузку курьеров и найти технологическое решение, чтобы сотрудники не брали много длинных смен, а также открыть анонимную «горячую линию» для курьеров и ввести функцию вызова врача. Однако ограничить время работы доставщиков сервисы пока не собираются.