«Надо отучить людей просить бабки». Как Cocco bello кормит всю Москву деревенским медом
Гузель Санжапова: «Апатичность — наша национальная черта. Мы все друг другу говорим: «Не получится». Найдется тысяча аргументов типа «Придут, закроют». Так ты иди попробуй, никто по голове не ударит»
В прошлом году основательница марки Cocco bello Гузель Санжапова была номинирована на премию «Человек года» в категории «Социальный бизнес». О чудо-фабрике, появившейся в 2014 году в деревеньке Малый Турыш на границе Свердловской области и Башкирии, писали Forbes, Snob и The Village. Местные СМИ ласково называют Санжапову «уралочкой»: она иронично улыбается — с 17 лет живет в Москве, где отучилась в МГУ на международной политике и успела поработать в SAP.
Под своей маркой девушка производит галстуки-бабочки и крем-мед. В переводе с итальянского название Cocco bello — это «красивый кокос» (оно было выбрано после поездки по Италии просто за благозвучие). С галстуками-бабочками Гузель начала выходить на дизайнерские ярмарки, а поскольку крем-мед было решено продавать по тем же каналам дистрибуции: маркеты и Инстаграм, — то и марку, которая была уже известна, менять не стали.
Линейка Cocco bello honey за почти пять лет выросла: теперь это не только крем-мед и медовый мусс, но и карамельные ложки, и леденцы. На фабрике работают 11 человек (или пятая часть жителей деревни). Производством заведуют отец и бабушка Гузели. В прошлом году оборот компании составил 17,5 млн рублей.
Инфраструктуру в деревне девушка развивает с помощью краудфандинга. На деньги спонсоров построено производство и детская площадка, сейчас собираются средства на карамельную фабрику. Гузели удалось подружиться с крупными брендами, такими как Unilever, «Вкусвилл» и «Инвитро», а проекты Cocco bello поддерживают Татьяна Лазарева*, Владимир Шахрин, а также и простые сограждане: она провела четыре краудфандинговых кампании и собрала около 5 млн руб.
В интервью DK.RU Гузель рассказывает, как договориться с транснациональной корпорацией о партнерстве, почему карамельная фабрика за два года подорожала в три с лишним раза и как отучить жителей глубинки решать проблемы через Путина.