Как обустроить форелевую ферму и сделать из этого успешный бизнес / ОПЫТ
«На протяжении первых лет мы пытались понять методом проб и ошибок, как вообще выращивать рыбу. Был инцидент, когда из-за одной ошибки, связанной с кормлением, мы потеряли все стадо».
«Форелевая ферма» сегодня приносит своим основателям несколько миллионов рублей прибыли в год. Но так было не всегда. История семейного бизнеса, который вырос из увлечения рыбалкой, в колонке для DK.RU.
Екатерина Сбоева, коммерческий директор форелевой фермы «Фермерская форель»:
— Форелевая ферма — это семейный бизнес. Им занимаются мои родители и я. Глава семьи отвечает за производство, мама — за бухгалтерию, а я — за продвижение продукта, интернет-магазин и общение с клиентами. Еще у нас есть управляющий, который каждый день посещает ферму, кормит рыбу, ухаживает за ней.
С чего все начиналось
Все началось с хобби. Глава нашей семьи всегда увлекался рыбалкой и мечтал о собственном рыболовном хозяйстве. В 2005 г. нам удалось взять в аренду озеро для культурной рыбалки, обустроили берега, ежесезонно зарыбляли озеро карпом и карасем, боролись с браконьерами, создавали инфраструктуру. Со временем мы поняли, что частная рыбалка не только перестала приносить удовольствие, но и стала отнимать слишком много времени и средств.
Спустя несколько лет появилась идея самостоятельно разводить рыбу. В нашем доме всегда любили рыбу и тщательно подходили к ее выбору. Но в магазинах достаточно сложно выбрать продукт хорошего качества, ведь ты не знаешь и не видишь весь процесс производства и логистики. Поэтому появилась идея самостоятельно ее выращивать.
В 2011 г. нам выпала возможность взять в аренду реку. Экологически-чистый район, местность граничит с парком «Оленьи ручьи», горная река, низкая температура воды и высокий уровень содержания кислорода — все говорило о том, что там можно разводить рыбу.
Когда мы приняли принципиальное решение о форелевой ферме, встал вопрос о том, кто будет ухаживать и следить за рыбой. Мы кинули клич в Михайловске, что ищем управляющего. Нам сильно повезло: сразу удалось найти человека с золотыми руками, и это главная наша удача. Этот человек работает с нами с самого основания фермы.
Сами мы живем в Екатеринбурге и поначалу приходилось ездить на ферму в Михайловск три раза в неделю, а то и чаще, сегодня же достаточно одного раза в месяц, настолько хорошо у нас отлажен процесс работы.
Мы выбрали именно форель, потому что это хорошо изученный вид.
Рыбопосадочный материал, или, проще говоря, мальков купить было несложно, в области есть как минимум два хозяйства, которые их разводят. А вот с кормом пришлось повозиться, три года ушло на подбор наилучшего варианта. Также трудности возникли, когда встал вопрос, как правильно обращаться с рыбой. Мы искали информацию с миру по нитке, потому что в отрасли существует проблема — отсутствие современных специалистов и института подготовки кадров. Удалось найти несколько рыбоводов, конечно, эти самоотверженные люди составляют «золотой фонд» отрасли, но они работают еще с советских времен, с тех пор молодых специалистов практически не появилось.
В итоге знаний недостаточно, получать их приходится опытным путем, а это ошибки и, соответственно, лишние затраты.
Риски очень высоки
На старт подобного проекта потребуется около 4-5 млн руб. Этого достаточно, чтобы обеспечить ферму минимальной инфраструктурой, закупить мальков, корм, садки и прочее. Так что порог вхождения невысок. Все зависит от планируемого формата. В нашем случае это именно ферма с садковым способом выращивания. Все остальные форелевые хозяйства в Свердловской области созданы на базе или с использованием советских рыбхозов на тепловодных водоемах. Мы же ориентированы на выращивание форели в естественной среде, на холодной воде.
Рентабельность бизнеса около 20-30% с учетом всех затрат. Срок окупаемости может составить два-три года, если никаких трудностей на старте не возникнет. Но без проблем, по моему мнению, в нашей отрасли никак. Риски очень велики. Потому как рыба, в первую очередь, — это живой организм, который подвержен климатическим и иным воздействиям.
Вот представьте, мы начали вести фермерское хозяйство в 2011 г., и только к 2016 г. вышли на нормальные продажи. На протяжении первых трех лет методом проб и ошибок мы пытались понять, как вообще выращивать рыбу. Небольшой недочет — и ты несешь огромные убытки.
Рыбоводство — сложный процесс и надо быть готовым к преодолению неудач и материальным издержкам.
Был инцидент, когда из-за одной ошибки, связанной с кормлением, мы потеряли все стадо. Это опять же было связано с недостатком знаний и опыта. Казалось бы, все подготовили: корма, режим, условия. Но рыба очень привередлива. Незначительное изменение температуры — и ты можешь все потерять. Так случилось и у нас.
У нашей форели естественная среда обитания, круглый год она живет в реке, никаких бассейнов и искусственных условий нет. Однажды в садке образовалась пробоина, и вся форель, находившаяся в нем, уплыла в реку. Впоследствии радостные местные рыбаки приходили с гордыми сообщениями: «Я поймал вашу форель!».
А в прошлом году было очень жаркое лето. В чем была проблема для нас? Когда температура воды повышается, уровень кислорода в реке падает, и в это время нельзя кормить рыбу — то есть мы теряем товарный вес.
В общем, минусов у такого формата производства хватает, но плюсов все же гораздо больше, и главный выражается в высоком качестве рыбы.
Рынки сбыта
В ноябре 2016 г., когда нашей ферме было уже пять лет, мы задумались о том, как распространять наш продукт: оптовые продажи, ритейл, рестораны или розничная продажа? От идеи работать с торговыми сетями мы сразу отказались. Потому что мы, как производители, очень переживаем за то, в каком виде наш продукт попадет к конечному потребителю. Мне не все равно где, как и сколько времени рыба будет храниться. Ведь мы делаем упор на то, что продаем рыбу, выловленную несколько часов назад. А когда ты отдаешь товар в магазин, то достаточно сложно контролировать качество. Нам такая схема работы не подходила.
С оптовыми продажами все было понятно — соблюдаешь условия договора, отгружаешь и ждешь оплаты, а вот с розницей было страшно иметь дело, да и опыта такого практически не было. В итоге розница пришла к нам сама: начались заказы от друзей, знакомых, нам звонили по совету тех, кто уже брал у нас рыбу.
В итоге сделали ставку на интернет-магазин и контактируем с покупателями напрямую. Что касается сотрудничества с ресторанами, то мы работаем с шеф-поварами. На данный момент — с Андреем Бова и «Барборисом», с «Рестораном №1», Евгением Урюпиным и китайским бистро «Джанг Су». Несколько раз поставляли рыбу «Британии паб», ведем переговоры с еще несколькими крупными ресторанами.
Сейчас у нас 24 садка: шесть больших и 18 маленьких. В сезоне 2015-2016 г. продали около 5-6 тонн рыбы, в этом году в планах 8 тонн, на следующий год — 12 тонн. Притом что, по официальной статистике, в прошлом сезоне в области всего было произведено 92 тонны форели. Так что определенная доля рынка у нас уже есть.
Свою форель мы выращивали до 2,5 кг, этого веса она достигает примерно к двум годам. Но сейчас мы продаем рыбу немного раньше, когда она весит 1,5-2 кг. И тут нужно сказать «спасибо» обратной связи, мы поняли, что нашим покупателям не нужна большая рыба, хотя бы потому, что она не влезает в духовку.
Планы
Надо сказать, что на региональном уровне мы практически не испытывали трудностей в реализации проекта, нам все помогали: и департамент по охране животного мира Свердловской области и министерство агропромышленного комплекса и продовольствия. А еще нас поддерживали другие рыбхозы. Наша отрасль уникальна тем, что здесь нет жесткой конкуренции, наоборот, участники рынка всегда готовы помогать и делиться опытом.
Сейчас готовимся к открытию сезона экскурсий, планируем знакомить посетителей с особенностями разведения форели. Этим летом запускаем веранду с русской печью, на которой будем проводить мастер-классы по приготовлению рыбы с участием ведущих шеф-поваров Екатеринбурга.