Как открыть отель для кошек: деньги, рынок, подводные камни — Алексей Мирошин, CatsHotel96
«Я был уверен: на стагнирующем рынке коммерческой недвижимости я точно найду помещение, но везде получил отказ». Другие пути нашлись, котики довольны. Бонус: фото и видео счастливых питомцев.
Открыть гостиницу для кошек Алексей Мирошин решил относительно недавно, в апреле 2018 г., хотя зообизнес, говорит он, для него не в новинку: ветеринарное и кинологическое образование, работа в МЧС спасателем-кинологом (готовил собак-поисковиков), собственный питомник лабрадоров-ретриверов «от Мистера Алекса», развитие торгового проекта в сети ветеринарных клиник «Ветдоктор» в должности заместителя директора. Параллельно, с 2002 г., — свой бизнес, переросший в интернет-магазин товаров для животных uralzoo.com. При этом г-н Мирошин искал ниши, где можно было бы реализовать себя и заработать — но так, чтобы было еще и интересно.
По большому счету, все уже придумано — если чего-то нет в России, это работает в Европе и США, то, что еще не дошло до Урала, живет в столице и т. д. Так что изобретать что-то принципиально новое не нужно, если только речь не о высокотехнологичных сферах, — комментирует Алексей Мирошин. — Я смотрел готовые удачные проекты в зообизнесе — в Москве, в мире, прочел про гостиницу «Сэр кот», и у меня произошел буквально взрыв мозга.
История отеля «Сэр кот», по словам Мирошина, — это настоящая мини-революция на столичном рынке: отель для кошек с круглосуточным видеонаблюдением и комнатами из закаленного стекла.
Дело было так: сотрудник госкорпорации «Росатом» Андрей Пушкин должен был уехать в командировку, кота было оставить не с кем, — рассказывает Алексей. — Он объехал несколько гостиниц для животных, ни в одной ему не понравилось, и у него родилась идея открыть собственную. За основу материала для номеров он взял стекло — а это важно, потому что деревянные покрытия пористые и впитывают абсолютно все, от запаха не избавиться, разве что использовать едкие вредные химикаты. Видеокамеры и локация в пределах третьего транспортного кольца тоже сделали свое дело, и проект взорвал рынок столицы. Г-н Пушкин начинал с одной гостиницы на 14 номеров, сейчас у него сеть в столице с номерным фондом больше 60-ти. Я задумался: почему бы не попробовать, у меня был опыт по передержке животных, но — собак. Кошки у меня тоже всегда были, но я не рассматривал их как возможность для бизнеса. Однако решил посмотреть на ситуацию под другим углом.
Бизнесмен начал изучать местный рынок гостиниц для кошек. Оказалось, в основном такие услуги предоставляют частники, зачастую не имеющие ветеринарного образования. Животных предлагают оставлять прямо у них в квартирах, «номера» там сделаны из дерева. Есть полноценные отели только для кошек, куда собак не берут, но их всего четыре-пять, а разброс цен существенный: услуги домашней передержки предлагают в среднем от 50 руб. в сутки до 150 руб., гостиницы обойдутся в 200-800 руб. в сутки.
Алексей Мирошин начал собирать информацию об отелях для котов, смотрел, как оформлены такие проекты в Европе и Москве и производил предварительные расчеты: ежемесячно гостиница на 15 номеров может принимать около 45-ти постояльцев, срок содержания которых в среднем 10 дней. То есть в год в отеле могут провести время порядка 500 питомцев. В полуторамиллионном Екатеринбурге, по статистике, в каждой третьей семье есть кошка — это около 400 тыс. животных. Емкость рынка необъятная, говорит г-н Мирошин.
«Стартовать я хотел в начале июня — этот бизнес все же сезонный, хотя у него есть потенциал быть прибыльным весь год, потому что в командировки люди ездят в любое время. В начале мая я начал искать помещение, хотелось найти 50 кв. м в бизнес-центре с хорошей центральной локацией, с панорамными окнами — большинство деловой аудитории, на которую я делал ставку, концентрируется именно в центре города. Я обратился в массу риелторских компаний, был уверен, что на стагнирующем рынке коммерческой недвижимости я совершенно точно найду помещение под свои требования, но везде получил отказ. Управляющие офисниками боятся, что будет запах, хотя я убеждал: стекло это исключает, уборка будет проводиться очень быстро и тщательно. Но люди у нас вообще тяжелые на подъем», — говорит Алексей Мирошин.
После первой неудачи он решил расширить географию поиска — рассматривал уже район Автовокзала, Юго-Запад, офисники на Ботанике, однако там ему даже отвечать не стали, посмеялись. В итоге бизнесмен обратился к руководству логистического комплекса на Уктусе, где он уже арендовал помещение под другой свой проект.
Спрашиваю: «У вас есть кошка»? Руководитель говорит, «Да». Я: «А часто в отпуск ездите?». Она: «Раз-два в год». «А с кем оставляете кошку», — спрашиваю. Говорит, с родственниками. Тут я изложил свою идею: оставить питомца на время отпуска в отеле со стеклянными номерами и возможностью круглосуточно наблюдать за ним из любой точки мира. Уверил, что запаха не будет. В итоге взял помещение с видом на озеро и лес по приемлемой ставке.
Параллельно шла работа по проектированию номеров. Алексей Мирошин обратился в пять компаний, ответ дали лишь две. В процессе уточнения проекта один игрок соскочил, оставшаяся фирма взялась за индивидуальный заказ — на изготовление модулей ушло около месяца.
Высота номеров в отеле составляет 2 м, глубина — 1,5 м, ширина — 1 м
Первые номера смонтировали в начале июня, затем начались проблемы с полками: г-н Мирошин хотел сделать помещения разноуровневыми, чтобы постояльцы могли использовать пространство вертикально — перебираться по расположенным друг над другом полкам. Материалом для них бизнесмен выбрал закаленное стекло.
Оказалось, делать их будут около месяца, пришлось искать более оперативного исполнителя, который справился за неделю. Потом возникли трудности с креплениями для полок — нужного количества в Екатеринбурге не оказалось, пришлось заказывать их в Питере.
Одновременно Мирошин занимался созданием сайта для отеля. Заказ он отдал аутсорсеру из Украины Сергею Кибиткину — бизнесмен говорит, что опыт работы в «Ветдокторе» и uralzoo показал: специалисты, работающие на удаленке, зачастую трудятся эффективнее и не задирают ценник, в отличие от компаний-лидеров рынка Екатеринбурга.
К концу июня для запуска гостиницы CatsHotel96 было все готово, вспоминает г-н Мирошин. В тестовом режиме он заселил в номера свою кошку Злату и животных соседей и друзей. Смотрел, насколько им комфортно. «Когда моя Злата походила по номеру и уснула на лежанке, я понял, что проект готов к старту», — говорит отельер.
По его подсчетам, на открытие гостиницы суммарно ушло 540 тыс. руб. Кабинки-номера с монтажом обошлись еще в 400 тыс., стеклянные полки — в 55 тыс., разные доработки, мелочи съели еще около 20 тыс. руб.
За камеры видеонаблюдения бизнесмен заплатил порядка 50 тыс., разработка сайта обошлась в 15 тыс. руб. В проект Алексей Мирошин вложил собственные деньги, кредитоваться не пришлось.
У меня были деньги в акциях. Когда цена акций дошла до комфортного для меня уровня, я частями стал их реализовывать и выводить деньги. Получилось, что проект создан полностью на свои и это здорово. Я сделал все так, как хотел сам, покупал то оборудование, которое мне нравится, — отмечает бизнесмен.
Instagram, девушки и котики
Параллельно с открытием отеля Алексей Мирошин начал рекламу своего проекта в разных каналах. Задействовал Яндекс.Директ, Google, разместился на 2ГИС, подключил соцсети. Бюджет на продвижение был на уровне 40 тыс. руб. Бизнесмен вспоминает: казалось, что сразу после этого к нему пойдут толпы, однако за первую неделю работы не было ни одного клиента.
Оказалось, рынок отличается от привычной Мирошину интернет-торговли: там люди ориентируются в товаре и для них важна только цена. Здесь стоимость — далеко не самый главный критерий, люди готовы оставить своего питомца только тому, кого знают.
В итоге реклама все же дошла до потребителя — отельер отмечает, что эффективнее всего себя показали Яндекс.Директ и Instagram, причем соцсеть принесла первых двух клиентов.
Эта штука на самом деле работает, и она самая бюджетная. Плюс там можно выбирать конкретную аудиторию. Я знаю, что у меня она женская — у мужчин все же другие заботы, а питомцы и покупки в основном на женщинах. Соответственно, я выбирал в Instagram аудиторию возрастом от 25 до 34, из Екатеринбурга и окрестных городов. Порадовал и 2ГИС, хотя я скептически к нему относился, а люди звонили, обращались. Соцсети я веду самостоятельно, мне нравится. Раньше я не совсем понимал, насколько это эффективный инструмент, теперь погрузился в тему и открыл канал на YouTube. Изначально хотел сделать там проект, ориентированный именно на гостиницу и ее постояльцев, но его можно расширить и сделать канал об особенностях содержания не только кошек, но и собак — про породы, дрессировку, питание и т. д., — рассказывает Алексей Мирошин.
И добавляет: в первый месяц работы гостиница приняла около 10 постояльцев, август показал себя лучше — пошла динамика, кроме того, было два повторных питомца, также клиенты стали приходить по рекомендациям знакомых и друзей.
По словам бизнесмена, период отпусков будет длиться еще в сентябре-октябре, затем он ожидает сезонный спад и восстановление спроса в декабре-январе, когда начнется период новогодних праздников. «Я полагаю, что выйти на плановые показатели мне удастся в следующем сезоне, с мая 2019 г. клиенты у нас точно будут. Мы работаем на высоком уровне, отзывы на «Флампе» великолепные и сарафанное радио делает свое дело: ком катится, набирает обороты. Самое главное сейчас — сформировать вокруг себя аудиторию хотя бы в 100 человек, которые регулярно ездят в командировки. Тогда было бы комфортнее смотреть в будущее.
В целом я очень воодушевлен и верю в этот бизнес — услуга просто обязана быть востребованной. В Москве это так, и у нас так будет. Только там ценник от 800 руб. за сутки, а у нас в отеле — от 250. Есть дополнительные услуги: если клиент не хочет брать с собой когтеточку или домик, он может это арендовать или купить. Если животное не кастрированное, нужно доплатить 50 руб. То есть чек потихоньку выравнивается до 300 руб. Я думаю, в следующем году смогу ставить цену, которая будет комфортна мне, и добирать дополнительными услугами: начнем продажу профессиональных кормов, наполнителей, когтеточек. Когда к нам придет клиент, который захочет платить 400 руб. в сутки, — вопрос времени. Те, кто уже побывали здесь, и видели, как все устроено и работает, я уверен, заплатят на 100 руб. больше», — говорит отельер.
И добавляет: гостиница для кошек может приносить 150 тыс. руб. ежемесячно, на его взгляд, это хороший семейный бизнес. В перспективе же он видит два пути развития проекта: открыть филиал и довести номерной фонд до 30. Схема уже отработана, расширяться можно по накатанной, отмечает Мирошин. Он не теряет надежды найти площадку в центре города либо есть вариант открыться в районах новой застройки, например, в Академическом. Также бизнесмен планирует запустить франшизу — есть интересанты, предлагающие открыть отель в Челябинске.
Также есть идея начать работать в Москве, там рынок настолько емкий, что поглотит все. Конечно, при расширении понадобятся кадры, и они есть — молодые ребята, работающие в ветклиниках. Главное, чтобы у человека было понимание: работа в гостинице — это труд. Да, не слишком квалифицированный, но тяжелый. Это не просто пришел поиграл с кошечками. На влажную уборку одного номера уходит 40 минут: нужно обработать все антисептиком, протереть влажной тряпкой, а потом насухо. Каждая вещь моется отдельно. Когда убираешь пять номеров, уходит 2,5 часа — тяжело. При этом нам, как и в обычных отелях для людей, нужно создавать иллюзию для владельцев кошек, что все здесь происходит легко и как бы само собой. Главное — чтобы питомцу было комфортно. По его мордочке владелец видит, как он себя чувствует, доволен ли, — рассказывает отельер.
Алексей Мирошин с главным испытателем номеров в отеле кошкой Златой
По его словам, в следующем сезоне он также намеревается открыть гостиницу и для собак — уже присмотрел территорию на берегу озера. Там можно смонтировать отдельные модули с площадками для выгула. Смешивать кошек и собак в одном отеле бизнесмен не намерен:
Можно было бы селить в номера для кошек собачек маленьких пород — чихуа-хуа, йорков, гриффончиков, но я так не хочу. Если выдавать пространство для кошек за номер для собак, от этого веет какой-то безысходностью. Ясно, что для собак не нужны полки, не нужны такие высокие пространства и сетка на потолке. Для них надо смонтировать помещение совсем иначе. Посмотрю, как будет ситуация с финансами — в целом проект будет весьма востребованным, — резюмирует Алексей Мирошин.
Первая клиентка гостиницы 13-летняя Хуанита была настоящим испытанием для Алексея Мирошина: кошка оказалась с норовом, фыркала, размахивала когтями и «строила» хозяина отеля первые несколько дней. Всего в гостинице она провела 22 дня, в итоге отельеру удалось найти с Хуанитой общий язык
Большой британец Симба оказался более покладистым: все время в отеле был общительным, ласковым и игривым. Его хотелось все время тискать, говорит Алексей Мирошин
Бенгальская кошка Дева поразила отельера своей грациозностью, сообразительностью и требовательностью: она хотела быть в центре внимания, а если была чем-то недовольна, «высказывала претензии» — довольно громко
Котенок Феликс — друг британца Симбы. Хозяева привезли его в отель по рекомендации своих друзей
Кот Абрикос оказался душевным, контактным и добрым. По словам Алексея Мирошина, по кошкам можно понять, каков их владелец — они перенимают черты характера человека, с которым живут