Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

Как отмену выборов «слабого» мэра превратить в выборы «сильного» — Евгений Енин

Как отмену выборов «слабого» мэра превратить в выборы «сильного» — Евгений Енин
Иллюстрация: Личный архив

«У того же Ройзмана, на самом деле, есть прекрасная возможность еще раз поучаствовать во всенародных выборах мэра и доказать тезис «я ни одних выборов здесь не проигрывал».

Евгений Енин, телеведущий, блогер, автор рубрики «Смотритель»:

— Давайте для начала разберемся с вариантами формирования муниципальной власти, чтобы понимать масштаб проблемы. Вариантов несколько, с разными нюансами.

«Сильный» мэр, прямые выборы

Это, скажем так, вариант «Чернецкий». Мэр — хозяин города, выбирается гражданами напрямую. Эх, было время…

«Слабый» мэр, прямые выборы

Это вариант «Ройзман». На хозяйстве сити-менеджер, глава администрации, которого назначают/выбирают депутаты городской думы из тех, кто прошел конкурсный отбор. Комиссия, занимающаяся отбраковкой потенциальных глав, состоит наполовину из людей, назначенных опять же думой, наполовину — губернатором.

С этим способом связаны два мифа.

Первый. Почему-то принято считать, что раз комиссия наполовину губернаторская, то губернатор имеет влияние на выбор кандидатуры главы администрации, потому вертикаль, контроль, объятия, бла-бла.

Мягко говоря, это не так. Комиссия всего лишь проверяет соответствие кандидатов в сити-менеджеры требованиям Устава. Ну там, возраст, образование, судимости. Да, комиссия может рекомендовать кого-то думе. Но дума может наплевать на рекомендации своей всенародно-избранной слюной.  Соответственно, власть в городе у того, кто контролирует думу.

На прошлых выборах «область» повелась на приманку борьбы за кресло мэра. «Город», заняв область увлекательной, но бессмысленной борьбой, тихо-мирно окучивал округа, проводя своих людей в депутаты. Ройзман побеждает, Силин побеждает, одинаково фиолетово, потому что на самом деле побеждает городская команда.

Второй миф — декоративность мэра. Я как-то спросил у одного человека, почти два десятка лет управлявшего одним миллионником на Урале: кто был бы в городе главным в текущих условиях, занимай он пост мэра — председателя думы. Он посмотрел на меня как на идиота, и сказал: «Я, конечно». По Уставу главный в городе — мэр, сити-менеджер — нанятый исполнитель, и кто реально главный, зависит от их положения в команде. Возможно, что главный — и вовсе не один из них. 

Ройзман, давайте честно, даже не пытался чем-то там порулить, тихо влился в команду рядовым — бесконфликтным.   

«Сильный» мэр из числа депутатов городской думы, выбирается депутатами

Председатель думы тоже выбирается из их числа, как это происходит, например, в ЗакСО. Тут все понятно.

«Слабый» мэр из числа депутатов городской думы и сити-менеджер, назначенный/избранный депутатами. Опять же, понятно.

«Сильный» мэр из кандидатов, прошедших конкурсный отбор, выбирается депутатами городской думы.

С апреля — это наш вариант.  По поводу комиссии можно только повторить, что она проверяет кандидатов исключительно «на вшивость», к ее рекомендациям депутаты имеют полное право не прислушиваться.

Помнится, после выборов 2013 года Александр Бурков, ныне губернатор Омской области, тогда депутат ГД, подал документы на пост сити-менеджера. Комиссия рекомендовала Александра Якоба, но план склонить депутатов проголосовать за Буркова существовал. В действие план приведен не был, но это показывает,  что теоретически возможны варианты.     

Глобальный вывод — выборы депутатов городской думы осенью 2018 года автоматически превращаются в выборы мэра.

А не позже лета выборы мэра должны пройти, что называется, в элитах. Может быть, даже уже известно, кто станет мэром Екатеринбурга. Но известно очень узкому кругу.  

И это становится главной интригой — кто согласованный кандидат.

От городской думы Екатеринбурга традиционно было два ключа, больших, у «города» и «области». Ну и несколько маленьких ключиков, хозяева которых могли подзаработать, поворачивая их синхронно с одним из больших.

В старые, кому добрые, кому нет времена, нас ждала бы полномасштабная война между великими домами за контроль над думой тире контроль над городом. Сейчас у нас мирный мир, все споры о кандидатуре мэра пройдут за закрытыми дверями. Утечки неизбежны, но официально никто показывать пальцем на согласованного человека не обязан. Мы только по результатам голосования можем узнать, кто наш будущий высочайше одобренный мэр.

Хотя гораздо интереснее, если участвующие в выборах партии и кандидаты-одномандатники заранее объявят, кто эти люди, за которых они будут голосовать как за мэров. Ну, типа, «мы команда ХХ и наш кандидат в мэры YY». «Голосуя за партию ХХ, ты голосуешь за мэра YY».

Теоретически, опять же, ни один сознательный и активный избиратель не должен голосовать за партию, которая своего кандидата не назовет — что за фигня, что за игры  «втемную»?

И на дебатах кандидаты в депутаты должны первым делом спрашивать друг у друга: «Позвольте, а кто ваш кандидат в мэры?» И если соперник ответит «не знаю» или «не скажу», грязно над ним надругаться.

А у того же Ройзмана, на самом деле, есть прекрасная возможность еще раз поучаствовать во всенародных выборах мэра и доказать тезис «я ни одних выборов здесь не проигрывал». Берется партия, выдвигаются кандидаты, поднимается лозунг «Ройзман наш мэр», занимается большинство в думе и Ройзман — наш мэр. Невероятно, но, еще раз употребим  это слово, теоретически  возможно.     

На самом деле отмена прямых выборов «слабого» мэра легко превращается в возвращение прямых выборов «сильного» мэра.

Ну, почти прямых.

Кандидатов в депутаты можно рассматривать как выборщиков в американской избирательной системе — там ведь не прямые выборы президента, избиратели выбирают не первое лицо, а выборщиков, которые уже в свою очередь голосуют за кандидата в президента. Того, за которого проголосовало большинство жителей штата. Но могут и за другого, в разных штатах по-разному, но в основном это традиция, а не закон.

Станут ли на самом деле выборы депутатов городской думы фактически прямыми выборами сильного мэра? Скорее всего, нет. Но могут. Тут все зависит, не поверите, от избирателей. Если не у большинства хотя бы, но у значимого количества жителей есть потребность влиять на то, кто будет мэром, партии и кандидаты будут вынуждены сыграть в эту игру.  Если большинство избирателей и не сообразят даже, что, выбирая депутатов городской думы, они выбирают мэра, ну что делать, других избирателей у меня для вас нет (с).

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции DK.RU

Как отмену выборов «слабого» мэра превратить в выборы «сильного» — Евгений Енин 1

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза«Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.