Как продвинуть бизнес через Интернет?
Практически у любой компании есть собственный сайт, однако его эффективностью могут похвастаться единицы. Кто виноват и что делать, рассказали специалисты екатеринбургских ИТ-компаний.
Осторожно, грабли: ошибки на старте
Нина Жукова, генеральный директор Ample
На сегодняшний день топ ошибок, совершаемых заказчиками сайтов, таков:
Во-первых, игнорирование брифов, опросников, рабочих встреч с разработчиками. Многие заказчики пренебрегают подготовительной работой, ссылаясь на «и так все ясно», «мне некогда». Чем более точно вы изложите свое видение будущего сайта, тем с большей вероятностью вы получите необходимый результат.
Во-вторых, нередко создание сайта происходит по формуле «сначала мы решим, какие разделы должны быть, как сайт будет выглядеть, утвердим дизайн, а потом займемся содержанием». Это в корне неверно. Контент должен определять форму, а не наоборот. То есть сначала необходимо определиться с целями, затем решить, какой контент будет служить этим целям на сайте, и только потом переходить к «форме», то есть структуре, проектированию, дизайну.
В-третьих, все внимание сосредотачивается на главной странице. Она, безусловно, важна, но иногда компании чересчур увлекаются ею и оставляют без внимания внутренние страницы. А ведь зачастую именно они «продают», на них переходит заинтересованный в продукте или услуге потенциальный клиент.
Вячеслав Сидоренко, генеральный директор ООО «Урал-Софт Системс»
За последние годы нашей компанией создано более 3 тыс. сайтов и интернет-магазинов различной сложности. К сожалению, с типовыми ошибками мы сталкиваемся регулярно. Одна из них — заказчики не могут определиться с дизайном сайта, и процесс разработки затягивается на длительное время. Или хотят заполнить сайт по максимуму, но не располагают достаточным объемом информации или ресурсов и ждут, когда все появится. В результате компания вообще не использует сайт как инструмент позиционирования. Чуть более сложные, но тоже типовые ошибки — завышенные требования к структуре и функционалу, которые впоследствии либо мешают пользователю, либо становятся непосильной ношей для поддержания наполнения, либо чрезмерно упрощенные — такой сайт будет неконкурентоспособным.
Алексей Номеровских, основатель и главный СЕО-специалист компании «Гиперсайт»
Глобальная ошибка — создание сайта без предварительного проекта, из нее вытекают и другие. Например, дизайнер не только придумывает внешний вид, но и берется за то, в чем не силен (эффективность, навигация). В конечном итоге получается красивая картинка, которая не приводит клиентов и не видна в поисковых системах. За рубежом в большинстве случаев используют шаблонные дизайны, а сэкономленные средства вкладывают в проект сайта, анализ и корректировку его эффективности. Интернет-магазины нередко получают сайты с удобным меню, однако при заполнении выясняется, что один товар нельзя добавить в несколько категорий одновременно. Приходится дублировать позицию, что не только неудобно, но и плохо влияет на продвижение. Наличие проекта сайта помогло бы избежать этой и подобных ошибок.
Как сделать сайт полноценным бизнес-инструментом?
Дмитрий Маслов, собственник веб-студии IT Panda, директор интернет-агентства «Генератор»
Необходимо четкое позиционирование сайта под целевую аудиторию (дизайн, представление компании, тексты, продукция), грамотное построение сайта для поисковых систем, которое даст бесплатный поисковый трафик. Еще надо быть чуть лучше конкурентов по всем пунктам: описание ваших товаров и услуг, дизайн, имиджевые разделы о компании, качественно проработанное уникальное торговое предложение. Выгодно настроенная контекстная реклама, позволяющая увеличивать поток входящих обращений в нужный момент.
Для продвижения товаров или услуг, на которые прямой спрос больше, чем ваши амбиции по продажам, отлично будет работать SEO-продвижение и контекстная реклама в «Яндексе» и Google. Если прямой спрос невелик, а целевая аудитория понятна, надо пробовать таргетированную рекламу в социальных сетях, заметки и статьи в отраслевых изданиях, ролик в YouTube, баннерную рекламу.
Вячеслав Сидоренко, генеральный директор ООО «Урал-Софт Системс»
Существуют различные инструменты достижения эффективности сайта, и в каждом случае их набор определяется индивидуально. Как минимум сайт должен быть наполнен, навигация по нему должна быть удобной и понятной. Проверьте, что информация о ваших сильных сторонах — бесплатная доставка, наличие реальной точки продаж, уникальность предложений, примеры работ, отзывы — была легко доступна потребителю. Чтобы сайт работал, с ним нужно работать. Нередко компании пытаются найти волшебника, который решит за них все вопросы, но так, к сожалению, не бывает. Выделите время и ресурсы на продвижение сайта — сам по себе он вряд ли привлечет аудиторию. Не стесняйтесь обратиться в несколько агентств и узнать о вариантах продвижения для вашего рынка. Возможно, вы в состоянии сделать что-то самостоятельно. Например, товары для детей и животных, для занятий спортом, для творчества эффективно популяризировать через общение на форумах и получать целевой трафик оттуда. Неплохую эффективность может принести контекстная реклама.
Алексей Номеровских, основатель и главный SEO-специалист компании «Гиперсайт»
При создании сайта следует поставить себя на место потенциального клиента и понять, что именно ему поможет принять положительное решение в пользу вашей компании. И строить сайт, исходя из этого. Для его продвижения необходимо пробовать все варианты (SEO, контекстная реклама, КМС, баннерная реклама, порталы, соцсети), собрать подробную статистику (показы, посетители, обращения, покупки), посчитать, сколько потрачено на рекламу и что она принесла. Исходя из этого, отсеять неэффективные каналы, а оставшиеся анализировать глубже.
Нина Жукова, генеральный директор Ample
Чтобы сделать сайт полноценным бизнес-инструментом, нужно качественно провести предварительную работу. Определить целевые действия (что должен сделать наш потенциальный клиент) как для всего сайта, так и для каждого раздела, страницы. В соответствии с этими целями выбрать инструменты: визуальные формы, средства обратной связи, каталог, личный кабинет и т. д. Затем подобрать и правильно использовать каналы привлечения трафика, включая поисковое продвижение, контекстную рекламу, медийную рекламу, социальные сети. Мы используем комплекс инструментов и каналы получения целевого трафика, которые подходят именно для данного бизнеса, ведем постоянную работу по совершенствованию сайта и контента. Эффективность продвижения должна оцениваться по показателям ROI, стоимости посетителя, целевого действия и сделки, конверсии в сделки.
Чего хочет «Яндекс»?
Вячеслав Сидоренко, генеральный директор ООО «Урал-Софт Системс»
В апреле 2015 г. «Яндекс» анонсировал новый алгоритм «Минусинск», задача которого — выявить и исключить накрутку за счет внешних (ссылочных) факторов. В сентябре было добавлено ограничение в ранжировании для сайтов, размещающих SEO-ссылки у себя, а также исключение значения ТИЦ у сайта. В феврале-марте 2016 г. появился новый алгоритм «Владивосток», который учитывает мобилопригодность сайтов и их страниц в ранжировании в мобильном поиске. Все большее внимание уделяется методам анализа соответствия результатов поиска запросам, выявлению и исключению «черных» методов продвижения. Компании, предлагающие услуги продвижения, вынуждены оперативно подстраиваться под новые требования и применять более трудозатратные, зачастую индивидуальные для каждого сайта и этапа способы и методы продвижения. Это повлечет за собой увеличение стоимости услуг продвижения и сроков выполнения работ.
Алексей Номеровских, основатель и главный SEO-специалист компании «Гиперсайт»
«Яндекс» много общался с публикой — делал заявления, опровержения и говорил, что нас ждет в будущем. Единственное, что проходит красной нитью через все заявления, качество сайта — это ключевой показатель в ранжировании. Проще говоря: делайте сайт для людей, а не для роботов, работайте над реальной конверсией, а не накручивайте поведенческие факторы, тратьте деньги на улучшение сайта, а не на покупку бесполезных ссылок, и не забывайте про директ.
Дмитрий Маслов, собственник веб-студии IT Panda, директор интернет-агентства «Генератор»
Изменения у «Яндекса» проходят регулярно. И все больше «Яндекс», впрочем, как и Google, совершенствует свои алгоритмы с целью показывать выше действительно лучшие сайты. Значимые изменения 2015 г.: приоритет в мобильном поиске отдается сайтам с мобильной версией (если раньше мобильная версия была опцией, которую редко покупали, то сейчас это базовый функционал) и использующим передачу данных с шифрованием «https» для обеспечения безопасности работы посетителей. Кроме того, выросли требования к ссылкам, ведущим на сайт.
Нина Жукова, генеральный директор Ample
Новые механизмы ранжирования поисковых систем заставили изменить подход к продвижению сайтов и интернет-маркетингу вообще. Теперь мы должны уделять еще больше внимания качеству сайта и контента, его пользе и удобству для посетителя, а также адаптации под мобильные устройства.