Как СКОН выжил в борьбе с нефтяными магнатами
эксперты Артем Скворцов технический директор компании «СКОН» Небольшие частные сети АЗС или даже одиночные заправки уже десять лет ведут жестокую войну на выживание с крупнейшими компаниями Росси
эксперты
Артем Скворцов
технический директор компании «СКОН»
Что будет, если оставить АЗС без кассира?
Как выпустить свое топливо, не имея скважины с нефтью?
До сих пор считалось, что выжить в этой войне можно, только избежав прямого столкновения: открыть заправки на окраинах, развить сопутствующие сервисы (автомойка, кафе, автосервис, мини-маркет) и забыть о заработке на продаже топлива. Артем Скворцов, технический директор екатеринбургской компании «СКОН», с этим не спорит, но считает, что ум, приложенный в нужном месте, позволит играть с монополистами на равных и на их поле. Сейчас эффективность бизнеса СКОНа достигла такого уровня, что нередко собственники одиночных АЗС передают свои станции под его управление. По мнению г-на Скворцова, инновационный подход к бизнесу заставляет монополистов считаться с компанией, которая управляет всего лишь 22 заправками, но зарабатывает на них больше конкурентов.
Первая заправка у СКОНа появилась в 1994 г. Ничего притязательного в ней не было — обычная контейнерная АЗС близ Полевского. Такие уродцы появлялись в те годы по стране сотнями — государственная система распределения нефтепродуктов пребывала в коме, бензина хронически не хватало, и при желании его можно было продавать не то что из контейнера, а прямо из 200-литровой бочки. За следующие шесть лет после старта СКОН плавно нарастил число заправок до шести — бизнес обеспечивал стабильный и довольно высокий доход, так что основатели за него особенно не переживали.
Ситуация стала меняться примерно с 1999 г., когда крупные нефтяные холдинги озаботились выстраиванием собственных сбытовых сетей. По стране прокатилась волна слияний и поглощений — нефтяники докупали остатки государственных компаний. Постепенно становилось понятно, что никто не собирается оставлять прибыльный нефтебизнес в руках мелких игроков. Крупные компании — ЮКОС, «Сибнефть», «Татнефть», ЛУКОЙЛ — делили страну на сферы влияния. Жизнь небольших фирм превращалась в выживание.
Свердловская область занимает уникальную позицию на карте нефтетрейдеров. Обычно регион контролирует одна из крупных компаний: выигрывает тот, кто владеет ближайшим нефтеперерабатывающим заводом, — у него минимальная транспортная составляющая. Екатеринбург находится примерно на одинаковом расстоянии сразу от двух НПЗ — Омского («Газпромнефть») и Пермского (ЛУКОЙЛ) — да еще входит в сферу интересов ТНК-ВР, которая одно время приглядывалась к розничному рынку. Такая ситуация давала малым компаниям шансы на выживание чуть больше, чем в других областях страны. Пока монстры тягались друг с другом, локальные игроки могли искать свободные ниши.
В 2000 г. менеджерам СКОНа стало окончательно ясно, что битвы с лидерами избежать не удастся, несмотря на то что независимые заправщики тогда контролировали 60% рынка. В первую очередь компания «СКОН» подписала договор коммерческой субконцессии с ТНК. С этого момента заправки СКОНа начали работать под маркой ТНК и перекрасились в фирменные синие цвета. Партнерство дало уральцам возможность использовать сильный бренд, но не налагало существенных ограничений. У ТНК на тот момент не было заправок в области, так что можно было пока не опасаться конкуренции с ее стороны. Появилась уверенность, что доступ к оптовым закупкам ГСМ не перекроют.
Компания «СКОН» решила одновременно вплотную заняться автоматизацией бизнеса. «Первой стояла задача автоматизировать отпуск топлива для организаций — можно легко вручную управляться с десятком корпоративных клиентов, но уже сложно с полусотней. А сейчас у нас их более 1 000 и среди них предприятия с парком в 700 авто — без нововведений мы их никогда бы не получили», — уточняет Артем Скворцов. Экономить на проекте не стали: на автоматизацию четырех заправок в 2001 г. потратили 20 тыс. евро (бешеные деньги по тем временам) — поставили сразу промышленное решение Petrol Plus на основе чиповых карт. На тот момент это было революционное решение — первые в стране чиповые карты в кредитных учреждениях появились только год спустя, в ВУЗ-банке.
Новая система дала преимущества в долговечности, скорости работы, функциональности перед магнитными картами или штрихкодами и предоставила возможность в перспективе укрепить партнерские отношения с компаниями, развивающими свой бизнес на базе того же технического решения.
Оценив выгоды системы безналичного расчета с корпоративными заказчиками, СКОН решил попробовать внедрить ее и для розничных покупателей. «Petrol Plus позволяет работать с любыми маркетинговыми схемами, формировать тарифные планы, генерировать скидки и т. д. Раньше в заправочном бизнесе никто об этом даже и не думал. Поэтому мы начинали с малого. В первую очередь решили дать частникам возможность пользоваться электронными кошельками. Человек мог на заправке пополнить свой счет и затем на эти деньги постепенно забирать топливо — мы давали скидку за объем и фиксировали для него цену», — поясняет г-н Скворцов. В компании вырос средний чек, проще стало управлять закупками и продажами. Розничный проект, получивший название «Бензокарта СПЦ», сразу стал популярен — первые полтора года продавали по 20-30 карточек в день, а каждая карта — это один лояльный клиент на сеть из шести заправок.
Как только выяснилось, что система эффективно работает и приносит пользу, к ней начали подключать коллег по цеху — такие же небольшие сети АЗС. Клиент получал больше точек для заправки, соответственно повышал ликвидность внесенных на карту денег, сети АЗС приобрели новых покупателей и небольшое преимущество перед конкурентами. В первое время подключали практически всех желающих. Потом стали проводить отбор так, чтобы новые участники системы не мешали работать старым.
Сейчас 50% пользователей «Бензокарты СПЦ» — частники, тогда как у других компаний — владельцев похожих карточных систем львиная доля пользователей приходится на корпоративных заказчиков (у подобных систем в других регионах этот показатель редко превышает 30%).
В 2002 г. создали дочернюю фирму «Компания СПЦ», которая взяла на себя все вопросы, связанные с обслуживанием карточной системы. Развитие шло по экспоненте, пока на успехи регионалов не обратили внимание федеральные игроки — на рынке появились дисконтные системы «Сибнефти» и ЛУКОЙЛа. Артем Скворцов: «По сути, они не могли нам ничего противопоставить, кроме демпинга. Конкуренты просто уронили свою маржу и стали давать скидку ни за что». Темп роста продаж карт замедлился. У региональной компании не было резервов, сопоставимых с «Сибнефтью» и ЛУКОЙЛом, а просто так терять рентабельность не хотелось. Единственное, что оставалось, — наращивать число участников карточной системы. Для многих клиентов, особенно корпоративных, — это ключевой фактор выбора между той или иной компанией.
Сейчас «Бензокарта СПЦ» объединяет 14 сетей АЗС в Свердловской области. Всего же через партнеров обслуживают карты в 4 000 заправок по всей России, СНГ, Прибалтике, Польше и Германии. Географического размаха удалось достичь именно благодаря правильно выбранной платформе. Процессинговые компании из других регионов с удовольствием заключают кросс-биллинговые соглашения со СКОНом, предоставляя его клиентам возможность обслуживаться на своих заправках и наоборот.
Собственная карточная система позволяет СКОНу не только выжить под давлением монополистов, но и отобрать у них крупных клиентов. «Карточная платформа дает нам возможность предоставлять такой перечень услуг, который не может позволить себе ни одна компания в регионе. Для крупного корпоративного заказчика мы выглядим как единая и мощная структура, и часто он выбирает нас. Уже в 2004 г. наша сеть по УрФО была плотнее, чем у любого крупного игрока», — заявляет г-н Скворцов. Кроме СКОНа, подобную же систему пытался создать Уральский топливный союз, который объединял почти четверть всех заправок области (более 100 АЗС), но затея не удалась — проект свернули.
В 2005 г. стало очевидно, что возможности роста бизнеса за счет карт ограниченны. Оборот по картам СПЦ продолжал увеличиваться на 35-45%, но уже был виден потолок. Большинство сетей АЗС в своем развитии уперлись в недостаток площадей. В Екатеринбурге все подходящие участки под АЗС или уже были заняты, или приобретены крупными игроками впрок. Одновременно ужесточались экологические и санитарные требования к АЗС — в итоге в мегаполисе поставить новую заправку стало практически невозможно.
«Решение заняться автоматическими заправками родилось не от хорошей жизни. В Екатеринбурге площадки закончились еще раньше, чем в других крупных населенных пунктах, — город-то компактный, — делится воспоминаниями Артем Скворцов. — На Западе давно есть так называемые холодные АЗС — автоматические заправки, которые стоят посреди поля и обслуживают клиентов без участия персонала. Надо было только придумать, как приспособить эту идею к нашей реальности». Главная проблема, которая встала перед разработчиками, — антивандальная защита. Для этого пришлось дополнительно защитить все оборудование и разработать систему диспетчеризации, поставив станции под круглосуточный надзор.
Первую автоматическую заправку разместили в спальном районе ЖБИ около супермаркета «Кировский» в 2005 г. — решение понравилось городским властям. Г-н Скворцов: «Мы ничего нового не придумали, ноу-хау заключалось только в компоновке расчетного блока (купюроприемник), топливо-раздаточного оборудования, систем удаленного мониторинга и топливных цистерн. Но это оказалось настоящим прорывом для нас и для рынка. Мы даже не ожидали такой отдачи. По нашим прогнозам, 4-пистолетная ААЗС должна была продавать не более 100 тыс. л в месяц (обычная заправка продает около 500 тыс. л), а на практике вышло 270 тыс. л. Всю станцию удалось вписать в прямоугольник площадью 120 кв. м». В 2005-2008 гг. СКОН запустил шесть таких станций в Екатеринбурге, в 2008-2010 гг. намерен довести их число до 15. Вначале компания строила ААЗС только для себя и крупных корпоративных заказчиков (например, для аэропорта Кольцово), но с осени 2006 г. проект показали на отраслевой экспозиции «Автокомплекс 2006. АЗС. Оборудование», которая ежегодно проходит в Москве в выставочном павильоне на Красной Пресне, и им начали активно интересоваться нефтетрейдеры из других регионов (ААЗС почти в четыре раза дешевле обычной, возводится за месяц и в три раза рентабельнее). Сейчас СКОН уже сдал десяток автоматических заправок для сторонних заказчиков, еще столько же проектов находится в работе. В подобных стройках компания выступает в роли генерального подрядчика и управляющего проектом. Фактически с одной идеи СКОН получил сразу два бизнеса — новый вид торговли ГСМ и строительство ААЗС для сторонних компаний.
С точки зрения потребителя, бензин бывает хороший и плохой. Плохой стараются не покупать никогда, а хороший приобретают там, где дешевле. В такой ситуации победа всегда достается крупному игроку, способному продать дешевле, поскольку он контролирует всю цепочку — от нефтескважины до пистолета на АЗС. Мелким конкурентам не поможет ни автоматизация, ни программы лояльности. Единственный выход — убедить потребителя, что кроме плохого и хорошего бензина бывает еще «очень хороший».
Все производители топлива используют различные присадки. Первое поколение присадок было чувствительно к технологии (примешивание возможно только в условиях НПЗ), поэтому их могли позволить себе только крупные компании. Например, пару лет назад ЛУКОЙЛ широко рекламировал свои цветные бензины — в топливо добавляли разные маркеры. Так компания пыталась защититься от продажи левого товара на заправках, работавших под ее брендом.
Второе поколение присадок можно добавлять в топливо даже прямо на заправке, главное — соблюсти пропорцию.
Этим и воспользовался СКОН, когда в 2007 г. начал применять моющие присадки немецкого химического концерна BASF, которые защищают детали двигателя от окисления и образования отложений. Предприятие серьезно потратилось на разработку бренда и рекламной кампании нового продукта. В итоге на рынке появилось топливо ERGO.
«Для нас это не только имиджевый проект, направленный на повышение лояльности клиентов, но и залог уверенности в том, что мы продаем потребителю качественный продукт. Пока мы можем себе позволить не повышать цены на ERGO, т. е. фактически дотируем покупателей за счет собственной прибыли», — подчеркивает Артем Скворцов.
Сейчас создание премиального топлива становится необходимым элементом привлечения и удержания аудитории. Компания «ТНК» повышает требования к своим партнерам, и СКОН всерьез думает отказаться от использования чужой марки. Если разрыв действительно произойдет, то СКОНу потребуется сильный бренд на замену. После этого монополисты сделают ответный ход. Европейские нефтяные магнаты уже давно выпускают премиальное топливо. В частности, у Shell это V-POWER, у ТНК-BP — Ultimate, у ЛУКОЙЛа — «Экто». Дойдут до разработки брендов и отечественные компании, но, когда монстры это сделают, у СКОНа уже будет готов ответ, чтобы вновь оторваться от них на пару лет.