Как скооперировать малый и крупный бизнес: три примера из практики свердловских компаний
Контракты с промышленными гигантами помогают малому бизнесу выживать, но удачных примеров кооперации мало. Альянс складывается, когда есть человек, готовый объяснить сторонам их выгоду. КЕЙСЫ на DK.RU
Крупные предприятия неохотно встраивают малый и средний бизнес в свои технологические цепочки, ограничивая производственную кооперацию поставками оборудования и набором услуг, которые они готовы отдать на аутсорсинг. Попытки усилить горизонтальные связи гигантов индустрии с местными заводами часто оказывались непродуктивными из-за технологической отсталости малого бизнеса. В кризисы производственные риски усугубляются финансовыми.
«Чтобы зайти на крупное предприятие, малый бизнес должен выпускать абсолютно конкурентную продукцию наравне с другими поставщиками, — пояснил управляющий директор ПАО «Синарский трубный завод» Вячеслав Попков на пресс-конференции в марте 2016 г. — Этого сложно достичь, не имея оборотных средств. Нужны деньги на инвестиции, на изготовление оборудования, на освоение продукции и ведение бизнеса. Не все предприятия выдерживают эти условия. Порог входа на крупные предприятия для малых и средних компаний очень высок».
Кооперация не складывается еще и потому, полагают чиновники, что индустриальные заказчики не знают о возможностях местных фирм, а те не могут пробиться к менеджерам среднего звена, отвечающим за поставки. Шансы малых предприятий найти работу увеличиваются, когда сотрудники Министерства промышленности и науки, ТПП и СОСПП помогают им достучаться до первых руководителей. По словам Андрея Беседина, президента Уральской ТПП, на встречах с малым бизнесом представители машиностроительных и металлургических компаний рассказывают о заказах, которые они готовы выводить на конкурс.
Это не значит, впрочем, что без административной поддержки малые предприятия не могут объединиться — альянсы складываются и по инициативе снизу. Нередко интерес к кооперации подогревают долгосрочные проекты, связанные с прикладными научными разработками. Доказательство тому — три примера производственных и научных союзов, — и состоявшихся, и заложенных в проекте.
Инициатива сверху. Каменск-Уральская ТПП
Проект кооперации крупных предприятий с малым и средним бизнесом, администрация Каменска-Уральского запустила в 2014 г. Куратором назначили президента городской ТПП Владимира Воронова. Алгоритм был традиционным. Сотрудники палаты выясняли у руководителей Синарского трубного завода, Каменск-Уральского металлургического завода, Уральского алюминиевого завода, Уральского проектно-конструкторского бюро «Деталь» и др., их потребности в оборудовании, деталях, строительно-монтажных работах, автоматизации процессов и проч. Отдельно спрашивали о поставках из-за границы. Информацию передавали малым и средним фирмам, чтобы те оценили свои возможности.
Затем владельцы фирм встречались с первыми лицами заводов и предлагали свои услуги, в том числе, по части импортозамещения. При необходимости им показывали производство и проектную документацию.
«Все это мы делали в ручном режиме, — поясняет Владимир Воронов. — Директора промышленных предприятий согласились работать с местными поставщиками, если те предложат конкурентное качество и цену. Но преференций не обещали — участвовать в тендерах им пришлось на общих основаниях».
Каменск-Уральская ТПП подсчитала: за полтора года гиганты индустрии заключили с малым бизнесом договоров на 2 млрд руб. Для 30% исполнителей это был первый опыт кооперации. Попутно сотрудники палаты выяснили, за какие дефицитные пока услуги промышленники согласны платить, и нашли предпринимателей, готовых на этом зарабатывать. Добровольцев, создавших малые предприятия, обучали менеджменту. Некоторые из них получили гранты от «Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства» и работают теперь с крупными заказчиками.
Трудности, ожидавшие участников проекта, были предсказуемы. По словам г-на Воронина, он столкнулся с саботажем менеджеров среднего звена на больших заводах, которые не хотели отказываться от прежних поставщиков в пользу местных компаний. Многим малым предприятиям пришлось модернизировать производство, чтобы соответствовать требованиям заказчика (15 фирм получили госсубсидии), а главное — новым партнерам, добившимся контрактов, приходилось по полгода, а то и по году, ждать оплаты. «За такой срок малое предприятие может просто умереть», — говорит Владимир Воронов. — А мы хотели, чтобы они выжили и развивались».
Инициатива снизу. «Уральский приборостроительный кластер»
Два года назад Сергей Чурсин, руководитель предприятия «Сенсор», выпускающего бесконтактные датчики и выключатели, предложил производственным фирмам Свердловской области создать кластер. Потенциальными резидентами он видел предприятия со специализацией в приборостроении и микроэлектронике, выпускающие уникальную продукцию, в том числе, 14 крупных (НПО автоматики, УПП «Вектор», «ПО УОМЗ» и др.) и 35 средних и малых («АтласПро», «Горизонт», «Новатор», «РЭЛТЕК», «Сенсор», НПП «Элеком», «ФизПрибор» и др.). По словам г-на Чурсина, многие из них работают по полному технологическому циклу, упуская возможности, связанные с разделением труда.
Помимо промышленной кооперации резиденты нуждались в совместных центрах компетенций, призванных сократить издержки на НИОКР, проектную документацию и доработку опытных образцов. Кластеры, преуспевшие в этой сфере благодаря кооперационным связям, уже действовали в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других регионах, и организаторы объединения в Свердловской области опасались, что уральские компании могут потерять перспективные рыночные сегменты.
Предложением объединиться заинтересовались 36 компаний.
«Создать кластер захотели сами предприятия, — говорит Сергей Чурсин. — Мы не составляем друг другу прямой конкуренции, поскольку каждый занимается своим направлением. Клиенту, который заказывает производственную линию, выгодно получить комплексное обслуживание, а не обращаться порознь к каждому из нас. И мы решили, что можем представлять наши предприятия под эгидой СОСПП. Там нас поддержали, и сейчас мы заключаем контракты с крупными предприятиями именно как ассоциация».
Пока речь идет о кооперации между отдельными фирмами, выполняющими общие контракты, а в перспективе участники кластера намерены выстроить гибкие производственные цепочки между малыми, средними и крупными предприятиями. Господдержки у кластера еще нет. Одна из задач — стать участниками федеральной программы «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы».
Приют стартаперов. НПО автоматики.
У «НПО автоматики» долгая история отношений с фирмами, учрежденными бывшими сотрудниками оборонного предприятия в отсутствие госзаказа. Большинство из них наладило выпуск товаров, востребованных рынком. В 2006 г. эти компании создали технопарк, чтобы оказывать друг другу услуги и получать выгоду за счет кооперации. Часть продукции они по-прежнему поставляют НПО автоматики, однако, по словам гендиректора компании Андрея Мисюры, у предприятий, входящих в технопарк, нет гарантированного сбыта. Их единственное преимущество — доступ к оперативной информации о новых потребностях заказчика, что позволяет опережать потенциальных конкурентов.
Г-н Мисюра тем временем планирует направление, связанное со стартапами. Речь идет о новых разработках для гражданской продукции, в которых заинтересовано НПО автоматики. По словам гендиректора, работа штатных инноваторов оказалась малоэффективной.
«У разработчиков, получавших зарплату, не было стимулов коммерциализировать свои продукты, — говорит он. — Поэтому я хочу привлечь к работе малый бизнес, руководители которого хорошо представляют все производственные и финансовые риски». Андрей Мисюра намерен создать консорциум НПО автоматики, малых предприятий и УрФУ (сегодня — единственный свердловский вуз, готовый к кооперации с промышленниками).
По замыслу, вкладом университета станут научные компетенции, экспериментально-производственная база и возможность для малых предприятий, работающих вместе с учеными, получать господдержку на федеральном и региональном уровне. Производственные фирмы заинтересованы в НПО автоматики как индустриальном заказчике — это поможет привекать инвесторов и коммерциализировать результаты научных экспериментов. Корысть гендиректора еще и в том, чтобы использовать аутсорсинг, не отвлекая на новые разработки своих проектных менеджеров. Если все сложится, через несколько лет НПО автоматики получит новые продукты и интеллектуальные права на них. Андрей Мисюра не исключает, что в перспективе компания начнет создавать с малыми предприятиями СП, участвуя в их капитале активами завода.
Заключить контракты с УрФУ он собирается в ближайшее время.