Как собственнику управлять своим бизнесом удаленно: четыре правила Евгения Островского
«Работать удаленно — это прорыв. Это как осваивать компьютер в 90-е»: как Евгений Островский пришел к тому, что можно управлять своим бизнесом с Кипра. И что из этого получилось.
Рубрика: Наши за границей
— Идеи об удаленной работе приходят с того момента, когда ты начинаешь нанимать удаленных сотрудников.
С середины 2000-х, когда мы стали заниматься интернет-бизнесом, мы уже понемногу нанимали людей на удаленную работу. В то далекое время из средств коммуникации была разве что кривая ICQ, работающая только на компьютере. Но даже тогда мы понимали, что нанять человека из Нижнего Тагила на простую работу, например, модератором дешевле и выгодней, чем искать такого же в офис в Екатеринбурге.
За 10 с лишним лет средства коммуникации настолько далеко шагнули вперед, что сейчас запросто можно устроить конференц-связь с прекрасным качеством между четырьмя-пятью людьми в разных точках планеты: скорость интернета, мобильный интернет, мессенджеры и ip-телефония позволяют это всё делать.
Примерно год назад мы поставили себе специальную задачу: нанимать людей на удаленную работу. Не потому, что мы такие умные и прогрессивные — жизнь заставила. Нам нужны были разработчики, которых в Екатеринбурге в офис найти крайне сложно. Спустя год у нас появился почти десяток новых сотрудников, которые нас даже в глаза не видели: Оренбург, Серов, Киров, Москва и даже Севастополь.
И если раньше мы лишь слегка заглядывали в мир найма людей с глобального рынка труда, то сейчас мы уже полноценно в нём. А этот рынок труда, я вас уверяю, огромен и разнообразен. Мы свободны для найма людей из любых точек мира, а люди свободны для работы на компании из любых точек мира. Для нас это шанс нанимать лучших людей и самим жить в любой точке планеты.
И вот теперь я задался вопросом: если разработчикам можно жить в Нижнем Новгороде, работать на какую-то компанию, размазанную по всему миру, то почему бы не попробовать и другим сотрудникам, в том числе мне.
С чем я столкнулся?
Первое, самое банальное — разница во времени.
Эта неприятная штука, к которой я еще только начинаю привыкать. У нас сейчас люди раскиданы в восьми часовых поясах, плюс к этому я сам то в одном, то в другом.
В итоге, во-первых, изредка приходится работать ну совсем уж в нерабочее время, например, созваниваться в 5:00 или, наоборот, в 23:00. В целом, к ненормированному рабочему дню любой предприниматель привык, но, учитывая разницу во времени, этот день становится не только ненормированным, но еще скомканным и рваным.
Во-вторых, приходится более внимательно следить за временем решения задач. Тайм-менеджмент — теперь мое все.
Несколько раз попадал в ситуацию, когда назначены совещания, а я просто не рассчитал время. Пару раз приходилось делать звонки из безумных мест: с бензоколонки, например. Но великая вещь технологии: мобильный интернет, смартфон — и никто не заметил разницы, что я не в офисе и не при галстуке.
Третье — вы больше не можете пускать пыль в глаза внешними атрибутами!
Всего несколько лет назад наша компания занимала весь 25-й этаж Высоцкого, и это было круто. Приходящие люди замирали перед панорамными окнами, видели несколько десятков снующих людей, наблюдали жизнь и восхищались крутостью нашей небольшой, но успешной компании.
Размазавшись по миру, стало сложно пускать пыль в глаза. Очень сложно объяснить, кто мы такие, чем занимаемся и где находимся. То ли сумасшедшие, то ли мошенники.
Четвертое — забудьте о своей личной харизме и энергии руководителя как двигателе всей работы.
Пожалуй, самая большая неприятность обратной стороны медали — потеря энергетического обмена. Если бы жизнь компании, творение и дух можно было передавать сухими цифрами и словами, то всё было бы зашибись. Но по телефону не передашь горящие глаза, брызжущую кровь и адреналин.
Я согласен, что одна из задач лидера быть не самым умным, а самым энергичным. Пока мне очень не хватает офисного драйва. Мне не хватает шума и гама, воплей радости, когда что-то у команды получается.
Все это, конечно, создает немалые сложности, но за короткое время я понял, что работать удаленно — это прорыв. Это как начать осваивать компьютер в конце 90-х. Думаю, удаленная работа всего и вся сильно изменит мир в будущем.
Не знаю, где и при каких условиях вы читаете это текст. Скажу лишь про себя, что сейчас мне пора идти на совещание, хотя на дворе почти 21:00 и уже темно. Зато я могу перед совещанием поплавать десять минут в бассейне под открытым кипрским небом.