Как создать город-сад за 17 копеек с рубля. На что будут развивать Екатеринбург до 2035 г.
Почему не «взлетела» транспортная реформа, чем плохо жилье на месте бывших заводов, когда Екатеринбург поглотит сателлиты — в интервью замглавы администрации города Андрея Корюкова на DK.RU.
Последние несколько лет город напоминает большую семью, обсуждающую капитальный ремонт и перестройку своего дома. Чиновники, урбанисты, бизнесмены до хрипоты и пикетов спорят нужно ли в Екатеринбурге метро, как организовывать общественные пространства, стоит ли объединяться с городами-соседями и удобны ли подземные переходы. С весны городская администрация представляет черновики планов этого долгоиграющего «ремонта» — стратегию развития Екатеринбурга до 2035 г. В ноябре ее будут обсуждать на форуме «Стратегия городов 2030», а в декабре утвердят на заседании городской думы. О том, как будет выглядеть Екатеринбург через два десятка лет, станет ли он пресловутой агломерацией, какие ошибки допустили при реализации стратегии-2020, DK.RU рассказал замглавы администрации Екатеринбурга по вопросам стратегического планирования Андрей Корюков.
В советское время Екатеринбург был городом-заводом, в 90-е и 2000-е — городом-торговым центром. Каким он станет в 2035-м?
— Наша цель — поставить Екатеринбург в один ряд с мировыми городами — Лондоном, Мюнхеном, Нью-Йорком, сделать так, чтобы у нас проводились крупнейшие международные мероприятия.
Не слишком ли амбициозно?
— Нет. В 2003 году, когда мы принимали Стратегию развития Екатеринбурга до 2020 г., мы ставили перед собой цель сделать его городом-лидером РФ — экономическим центром, в котором проводятся мероприятия федерального и международного масштаба. Тогда это тоже казалось невозможным: город открыли только в начале 90-х годов. Но у нас это получилось.
Еще лет десять назад нельзя было представить себе проведение в нашем городе, например, выставки масштаба ИННОПРОМ, а на улицах практически невозможно было встретить иностранцев. Сегодня, возвращаясь домой, мне приходится вспоминать остатки познаний в английском и немецком, чтобы объяснить дорогу туристам.
Безусловно, если Лондон — это Трафальгарская площадь, Тауэр, Биг Бен и сложившаяся демократия, то Екатеринбург пока — это место расстрела царской семьи. Но у нас есть все возможности для того, чтобы стать известным не только за счет этой темы. У нас очень сильное отделение Академии наук, у нас размещают свои ИТ-подразделения федеральные банки: ИТ-школа в Екатеринбурге московского уровня, а специалисты пока втрое дешевле. У нас очень сильная промышленность и активна общественность, у нас появляются точки притяжения уровня Ельцин Центра и того же ИННОПРОМа, сейчас обсуждаем идею создания филиала Сколково в Екатеринбурге и еще нескольких объектов по примеру Кремниевой долины — нам нужно делать город привлекательным для бизнеса и инвесторов. Проведение чемпионата мира по футболу в 2018 г. тоже сделает город чуть более заметным, и принесет горожанам новые спортивные объекты, а в районе Центрального стадиона — новую зеленую зону, в которую объединят семь парков и скверов. Так что ничего нереального в нашей цели нет.
А как город изменится для жителей?
— Вообще, стратегическое планирование — штука сложная. Все готовы обсуждать сиюминутные проблемы — конкретную дорогу, внешний вид фасадов, но заглянуть вперед на 20 лет сложно. Кроме того, очень сложно корректировать стратегию: первые результаты появляются не раньше, чем через семь-десять лет. Самое главное, что мы хотим — это сделать каждый из семи районов Екатеринбурга (а в течение пяти лет к ним прибавится восьмой — Академический) столь же удобным и интересным, как и центральная часть города, а также сделать окраинные районы максимально доступными с точки зрения транспорта.
Речь идет о метро?
— Не только о метро. Наш приоритет — развитие общественного транспорта, но необязательно спускать его под землю. Например, мы собираемся запустить скоростной трамвай в Академический. Но мы понимаем, что тупиковая трамвайная ветка не слишком эффективна, поэтому мы планируем довести трамвайные пути до Широкой речки, а потом — до ВИЗа-Правобережного, и через Татищева вывести на проспект Ленина. Получится кольцевой маршрут. К этому проекту готов подключиться местный бизнес. Если удастся реализовать проект автономного трамвая на аккумуляторе, мы уйдем от контактной сети и получим экологичный и быстрый транспорт, который сможет конкурировать с метро и при этом обойдется гораздо дешевле. Проект второй ветки метро оценивается в 70-80 млрд руб., а кольцевой трамвайный маршрут — 4 млрд руб.
Помогает ли формировать стратегию и строить планы развития Екатеринбурга общественность, которая сегодня активно обсуждает любой вопрос — будь то снос телебашни или застройка новых территорий?
— Конечно! Город развивается для людей, и в обсуждение стратегии развития нужно втягивать как можно большее количество горожан. Для чиновников — а они по сути своей люди очень консервативные — становиться открытыми, обсуждать планы довольно сложно, но мы понимаем, что в современно мире без этого уже нельзя. Мы стараемся сами инициировать такие обсуждения. Например, в ноябре в Екатеринбурге второй раз пройдет Форум стратегического планирования. Мы на нем можем не только «обкатать» стратегию развития, но и начать формировать то сообщество из молодых студентов, ученых, специалистов, которые будут реализовывать следующий стратегический план. А для небольших городов этот форум станет мастер-классом. Потому что если Екатеринбург начал выстраивать стратегическое и пространственное развитие с конца 90-х, когда еще никто и подумать не мог о 172-ФЗ (О стратегическом планировании в Российской Федерации), то у средних и малых городов нет для этого ни знаний, ни навыков. В форуме в прошлом году приняли участие более 20 муниципальных образований и заполняемость залов Ельцин Центра, где он проходил, показала, насколько он востребован.
«Нельзя отдавать все свободные площадки под жилье и соцобъекты»
Предыдущая стратегия развития Екатеринбурга, принятая в 2003 г., была рассчитана до 2020 г. Но предварительные итоги ее реализации можно подвести уже сейчас. В мэрии признают: не все планы реализовали гладко.
— Основной целью предыдущей стратегии развития Екатеринбурга было сделать город узнаваемым и значимым для России. И это удалось. Но есть несколько моментов, за которые себя стоит покритиковать. Первый — проект по выносу вредных производств за территорию города, запущенный 10 лет назад. Пример Москвы показал: выносить их, безусловно, надо, но тут же отдавать освободившиеся площади под жилую и социальную застройку, как это делали и в столице, и у нас, нельзя. Эти территории надо сохранять под производственные мощности — технопарки, интеллектуальное производство. Современная промышленность — это не огромный закопчённый цех, а вполне тихое роботизированное рабочее место. Поэтому эту программу мы начали тормозить и трансформировать.
Второе — это, наверное, неудавшаяся транспортная реформа?
— Да. К сожалению, мы не смогли убедить общественность в необходимости транспортной реформы. В 90-е годы, приветствуя развитие частного бизнеса, мы создали избыточную маршрутную сеть. Она очень неэффективна, и мы видим сверху, как надо сделать, но, видимо, недостаточно обсуждали этот проект с общественностью. Когда возникло недовольство, нам специалисты говорили: надо продавить, через год все встанет на свои места. Но мы решили отложить этот проект на два года, еще раз все обсудить и не ломать горожан.
И, наконец, третье — пока не решенными остаются многие проблемы экологии. Например, мы ничего не можем сделать с тем, что с 1997 г. у нас в среднем по 1% в год сокращается количество зеленых насаждений. Но это зависит не только от нас: в городе зелеными зонами заведуют 15 хозяев разных уровней, и для того, чтобы хотя бы приостановить процесс уменьшения зеленых зон, необходимо на федеральном уровне принимать единые правила управления лесным хозяйством в муниципалитетах.
Не удалось окончательно решить и «мусорную» проблему города: полигон на Широкой речке закрыли, остался только Северный. А его городу не хватает. У нас построили один мусороперерабатывающий завод, но его объективно мало — надо как минимум, четыре. В идеале, в переработку могут уходить до 60-70% мусора, но для этого обязательно надо проводить раздельный сбор мусора, потому что, например, попавшие в общую кучу отходов батарейки или ртутные лампы «заражают» мусор и вторично использовать его уже невозможно. А «экологическое» воспитание людей — это дело далеко не одного года.
«Нам нужны НДФЛ, земля и имущество»
Идея прирастить Екатеринбург городами-сателлитами возникла еще в начале 2000-х, а в последние годы о ее реанимации заговорил губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. Развитие Екатеринбурга как будущей агломерации — это очевидный пункт Стратегии развития города до 2035 г.
— Сегодня пока нет четко сформированной концепции будущей агломерации — обсуждаются разные формы объединения, некоторые города выступают против потери своей самобытности. И понимание, того, каким образом пройдет объединение, появится нескоро: этот вопрос лежит в политической плоскости, официальные принципы работы будущей агломерации будут формулировать долго, публично, со спорами. Но фактически она создается уже сейчас. Это как с принципами физики — вы можете ничего не знать о трех законах Ньютона, но они работают. О маятниковой миграции из пригородов в Екатеринбург давно знают все — Екатеринбург вбирает в себя трудовые ресурсы с ареала радиусом 100 км. Но сегодня эта трудовая миграция идет и в обратную сторону: соседние города становятся все более технологичными, и екатеринбуржцы находят работу в Первоуральске, Верхней Пышме, Березовском и других городах. И я определенно могу сказать: 2035 г. — это агломерация Большой Екатеринбург, с населением от 2,1 до 2,4 млн человек, тут не может быть никаких вопросов. И нам надо сосредоточиться на тех проектах, которые помогут ей сложиться.
Например?
— В первую очередь, это строительство трамвайной линии между Екатеринбургом и Верхней Пышмой. Проект уже реализуется: со стороны Верхней Пышмы произошло отселение жителей, в этом году аналогичный процесс запустили со стороны Екатеринбурга. Как только закончим отселение, выдадим аванс строительной организации. Скорость движения трамваев на отдельных участках этой линии будет достигать 50 км/ч., и для того, чтобы доехать от Верхней Пышмы до центральной части Екатеринбурга потребуется всего 28 минут. В этом проекте крайне заинтересована УГМК, которая построила в Пышме высокотехнологичный институт повышения квалификации и нуждается все в большем количестве высококвалифицированных специалистов. В этой же зоне появится микрорайон «Северная корона» (проект УГМК — прим.ред.) — это 700 тыс. кв. м жилья. Появление таких высотных комплексов фактически сотрет границу между городами.
Не слишком показательный пример: Екатеринбург и Верхняя Пышма уже много лет воспринимаются практически как единое муниципальное образование. А что делается для притяжения других городов?
— Еще один наш сосед на севере — Березовский. Это крупный промышленный город, который будет хорошо сочетаться со специализацией самых близких к нему районов Екатеринбурга — Орджоникидзевского и Кировского и Верхней Пышмой. В этом направлении можно создавать технологические и промышленные площадки, которых в скором времени будет серьезно не хватать Екатеринбургу. Кроме того, со стороны Березовского откачиваются и сбрасываются излишки подземных вод, которые годятся для использования в городском обороте. В то же время в Екатеринбурге с ней периодически возникают сложности, и нам приходится перегонять воду из Нязепетровского водохранилища (Челябинская область), а это недешевая процедура. При объединении городов водой из Березовского вполне могли бы обеспечить жителей северной части Екатеринбурга.
Но наши связи с северным соседом ограничены пропускной способностью дорог. Для того, чтобы пропускная способность была достаточной, необходимо построить на Березовском тракте на месте моста клеверную развязку, а со стороны Екатеринбурга — расширить улицу Проезжую, добавив по одной выделенной полосе для общественного транспорта в каждую сторону. Такой проект уже прорабатывается, после его реализации транспортный поток вырастет в несколько раз, обеспечив нормальное перемещение из одного города в другой.
Южное направление — Арамиль и Сысерть — могут стать площадками для развития транспортно-логистического комплекса. Аэропорт «Кольцово» продолжает развиваться, и есть идея разделить его на две части — пассажирскую и грузовую. Пассажирская часть останется в Кольцово, а грузовой терминал планируется разместить со стороны Арамиля.
В Сысертском районе, недалеко от деревни Большое Седельниково зарезервирован участок площадью около 2,5 тыс. гектаров под строительство РЖД грузового терминала, способного перерабатывать до 50 поездов в сутки, — современный и высокотехнологичный перевалочный пункт для составов, направляющихся в Сибирь и на Дальний Восток. Узел для грузоперевозок особенно актуален с учетом проектируемой ВСМ Москва-Казань-Екатеринбург-Пекин. Ее появление также учитывается в Стратегии развития до 2035 г.
Откуда планируется брать средства на реализацию этих проектов? Потянет ли их городской бюджет?
— Вообще зарабатываем мы достаточно: 70% налогов от Свердловской области, которые идут в бюджеты всех уровней, собирает Екатеринбург. Другое дело, что с каждого собранного рубля нам остается 17 копеек. Если оставалась хотя бы половина — мы бы смогли реализовывать любые строительные проекты и совершенно иначе вести городскую политику.
А если исходить из того, что есть? Откуда возьмутся деньги на развязки, трамвайные линии, промышленные площадки?
— Федеральные власти начали обращать внимание на крупные города. Сегодня Россия должна прирастать не только Москвой и Санкт-Петербургом, которые обладают полномочиями и финансовыми возможностей мегаполисов и субъектов Федерации, но и 20 городами с населением свыше 1 млн жителей, они могут стать настоящими локомотивами, которые будут развивать регионы, поэтому им надо дать больше возможностей и полномочий.
На Петербургском экономическом форуме были созданы 10 рабочих групп, которые готовили предложения по развитию РФ. Мы работали с группой Кудрина (Алексей Кудрин, бывший министр финансов РФ — ред.), отчет которой был заслушан на форуме. В нем, в частности, говорилось о том, что городам-миллионикам надо дать больше финансовых возможностей для развития.
Нам не нужно дополнительных источников, нас интересуют три, закрепленные за городом бюджетным кодексом. Первый — НДФЛ, от которого нам оставляют 15% — а нужно, чтобы оставляли хотя бы 30%. Второй — земля, полномочия по которой сейчас разделены между муниципалитетом и субъектом. И третье — право собирать налог с имущества. Мы не покушаемся на НДС или другие источники, нам достаточно этих. Дополнительные 15% НДФЛ дадут нам 10 млрд руб., земля — еще миллиард, и 3 млрд в год мы зарабатываем на имуществе.
Эти деньги дали бы нам возможности для развития инфраструктуры и социалки совершенно на другом уровне.
Текст: Вера Морозова, Алина Ползунова. Фото, инфографика: Игорь Черепанов / DK.RU