Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

Как создаются тысячелетние бизнесы. История на реальном примере

Михаил Фейгин
Михаил Фейгин. Иллюстрация: Личный архив

«Выкиньте из головы лозунги, которые призывают расти и масштабироваться». Михаил Фейгин — о том, как собственнику найти настоящий смысл своего дела, не погубив себя и компанию.

Михаил Фейгин, генеральный директор компании «Очки для вас»:
 
— Люди занимаются бизнесом по разным причинам. Чаще всего в основе лежит простое желание обеспечить себе определенный уровень жизни. Предел мечтаний у каждого свой, но рано или поздно удачливым предпринимателям получается его достичь. И что дальше?  

Кого-то постоянно держит в тонусе игра под названием «сделай конкурента». Бизнес как вид спорта. А спорт — это сублимация войны. Победить или умереть. Тоже понятная цель. Но вот ты победил конкурента. А дальше? 

Кто-то амбициозен настолько, что пока не займет на карте территории своего присутствия все свободное пространство, не может остановиться. Но и карта когда-то заканчивается. И дальше что?

Нужен какой-то другой смысл этой деятельности, помимо зарабатывания денег. Это может быть, конечно, высокая идея спасения человечества с помощью своего гениального изобретения. А может быть простая идея — внести свой вклад в обеспечение долгой  жизни твоей семьи, чтобы твои дети, внуки, правнуки и т.д. владели пусть небольшим, но собственным хозяйством, чувствовали себя независимыми и не знали бед.

Хочется создать что-нибудь на века, чтобы жизнь продолжалась в твоем деле уже после тебя. Чтобы твои будущие воплощения в следующих поколениях поддерживали и развивали начатое тобой, либо то, что передали в свою очередь тебе.

Недавно я видел такой пример. Герберт Старк — владелец фермы в южном Тироле. Ферма передается по наследству старшему сыну в семье, история которой зафиксирована документально с 1350 года. Дому, в котором он живет, более 1000 лет.  В нем до сих пор сохранилось многое в каком-то своем первоначальном виде. В пору открывать музей. Задача семьи — сохранять эту собственность, передавая ее из поколения в поколение. Никто за эти сотни лет не продал ферму, не довел до разорения. Здесь жили охотники, чьи трофеи до сих пор висят на стенах вместе с картинами и даже фотографиями, которым около 200 лет.

Семейные бизнесы всегда интересовали меня. Особенно те, которые живут уже в нескольких поколениях. Это могут быть бизнесы совершенно разные по масштабам. Но все, как правило, имеют одну общую характерную особенность: это бизнесы, которые строятся на века.

Семья выстраивает отношения таким образом, чтобы не было никаких споров и раздоров по поводу распределения доходов и участия в управлении. Действуют четкие правила, которые соблюдаются неукоснительно. 

Многие считают, что совместная работа вредит отношениям в семье. Я думаю, что как раз наоборот. Общее дело, общий интерес — это то, что укрепляет отношения. Люди понимают, что ссориться и конфликтовать из-за всякой ерунды они не имеют права, т.к. это может навредить общей цели — сохранению семейного бизнеса.

Есть, конечно, определенные риски в  семейном бизнесе. 

Во-первых, работа в семейной компании может быть неинтересна членам семьи. Заниматься бизнесом становится некому, и он переходит в другие руки или умирает.

Во-вторых, члены семьи могут оказаться не самыми компетентными людьми для той или иной должности. Но это больше касается уже компаний как минимум среднего размера. В этом случае собственники могут заниматься стратегическими вопросами, передав управление наемным менеджерам.

Зато маленькие фермы или семейные рестораны живут на том, что им не нужно платить зарплату наемным работникам — основную часть работы они выполняют сами, значит все деньги остаются в семье. Много раз видел в каких-нибудь австрийских отелях владельца за стойкой на рецепции, либо выполняющего трансфер из аэропорта. А в более крупных компаниях собственники далеко не всегда занимаются оперативной работой. Тем не менее, актив сохраняется в руках семьи и передается по наследству.

Собственники семейных компаний должны грамотно управлять рисками, в первую очередь.

Нужно выкинуть из головы лозунги бизнес-тренеров, которые призывают непременно расти и масштабировать свой бизнес.

В отличие от бизнесов, построенных на продажу, для которых важнейшими показателями является доля рынка и перспективы роста выручки, для семейных предприятий важно не подвергать себя опасности разорения. Здесь важен баланс в первую очередь. Расти нужно постепенно, рискуя только частью своих активов.

Владельцы семейных предприятий, которых я встречал в разных странах, относятся к своей стране или городу, деревне, гораздо более внимательно и бережно, чем люди, не имеющие какой-либо собственности.

Ничье — оно и есть ничье. Зачем беречь то, что тебе принадлежит временно или вообще ничейное — государственное? Мы это уже все проходили в Советском Союзе. Для государства, на мой взгляд, очень важно формирование и развитие семейных предприятий. Их собственникам уже не хочется одних только хлеба и зрелищ. Они заинтересованы в долгосрочном развитии, благополучии своей страны, так как хотят жить и работать в ней долгие годы, во многих последующих поколениях. 

Когда в стране у власти находятся люди, также заинтересованные в ее долгосрочном процветании и развитии, появляется поддержка малых семейных предприятий.

Если же у власти стоят временщики, которые хотят монетизировать свои должности и уехать за границу, на поддержку вряд ли стоит рассчитывать.

Для того, чтобы в России появлялись и сохранялись семейные предприятия с историей в нескольких поколениях, должна быть у предпринимателей  уверенность в незыблемости своих прав, независимости судебной системы, неизменности правил игры. Должны быть комфортные условия ведения бизнеса. 

Есть ли уже такие условия? Скорее, нет, чем да. Но кто говорил, что будет легко? Мы только в самом начале пути, ведь рыночная экономика появилась в нашей стране всего четверть века назад.

Как создаются тысячелетние бизнесы. История на реальном примере 1

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.