Как спасти свой бизнес от коррупции: 7 уровней защиты
Часто коррупционная составляющая в бизнесе появляется не с подачи сверху, а из-за энтузиазма и желания «помочь компании» сотрудников. Что делать, чтобы в офис внезапно не нагрянули люди с автоматами?
В последнее время в России существенно ужесточился контроль за коррупционными нарушениями в бизнесе. Андрей Айвазов, руководитель направления международного права компании «Альянс Консалтинг», на страницах Harvard Business Review рассказал, как защитить бизнес от коррупции. Он поясняет, что антикоррупционный комплаенс (система контроля за соответствием действий компании антикоррупционным нормам) — один из самых сложных для выстраивания. Для того, чтобы эффективно защититься от рисков, стоит учитывать ряд важных моментов.
1. Комплаенс — это не только документы
Часто комплаенс-процессы приравнивают к формальным требованиям о том, что нужно и чего не нужно делать, в соответствии с законодательством и нормативными актами компании. Но это более комплексный инструмент. Даже если вы сможете построить «отдаленную» от коммерции систему комплаенса и сделать ее эффективной, что крайне сложно, такой контроль будет тормозить и затруднять работу. Не стоит забывать, что противодействие коррупции не должно становиться самоцелью: ключевая задача комплаенса — обеспечивать бесперебойное и безопасное участие компании в коммерческих проектах.
Важно учитывать как нормативную, так и организационную, психологическую, управленческую, кадровую части. Только так удастся создать эффективный механизм предотвращения коррупции.
2. Задумайтесь об уровне интеграции в бизнес-процессы
Антикоррупционный комплаенс, как и другие поддерживающие бизнес направления (стратегическое планирование, HR), можно делить на «поколения». Каждый этап — это определенный набор действий и функций, и чем более продвинутое «поколение» антикоррупционного комплаенса внедряет компания, тем выше требования к временным, человеческим и финансовым ресурсам.
Специалисты выделяют три поколения антикоррупционного комплаенса. В первом поколении устанавливают только несколько ключевых процедур, общеобязательных требований. Во втором — внедряются регламентированные бизнес-процессы для каждой зоны риска, однако нет «единого механизма» работы. В третьем — антикоррупционная политика интегрируется в ценности и каждый элемент бизнес-процессов.
У военных есть понятие overkill — чрезмерная огневая мощь, которая не требуется в таком объеме для уничтожения противника. Это понятие можно использовать и для комплаенса: бизнесу с понятными зонами риска не нужно разрабатывать сверхсложную систему противодействия коррупции по всем направлениям работы. Позаботьтесь о нормативных документах, базовом обучении всех сотрудников, а затем переместите фокус на зоны риска — это могут быть закупки, финансы, GR или иные области в зависимости от направления бизнеса.
Одна российская торговая компания решила после ряда коррупционных случаев внедрить крайне жесткий контроль в сфере платежной дисциплины. Специальную антикоррупционную процедуру проходил любой платеж компании на сумму более 1000 рублей, а сама процедура занимала не менее дня. Так как компании по роду деятельности требовалось платить много и часто, новый инструмент стал тормозить бизнес-процессы. Но во время антикоррупционного аудита выяснилось, что все случаи коррупции произошли в одной зоне риска — валютных закупках у поставщиков из нескольких стран. В итоге именно она была эффективно зарегулирована, а с остальных платежей после проведения обучения сотрудников столь значительные ограничения были сняты.
3. Помните, что комплаенс — всегда часть корпоративной системы ценностей
Тому, кто регулярно сталкивается с правовыми системами разных государств, нетрудно заметить весьма интересную тенденцию. Зачастую в странах с невысоким уровнем коррупции о ней почти не говорят. А в договорах с контрагентами из юрисдикций, где коррупция процветает, содержатся пятистраничные антикоррупционные оговорки. Поэтому ключевым моментом является не регламентация, а правильная система корпоративных ценностей.
Практика показывает, что жесткие санкции сами по себе абсолютно недостаточны для предотвращения нарушений. Самые разные страны для борьбы с преступностью значительно усиливали ответственность, но нужного эффекта это не давало. Если сотрудник совершает коррупционное преступление, за которое грозит уголовная ответственность, испугает ли его «увольнение с позором» из компании?
Стоит сделать принцип нулевой толерантности к коррупции безусловной частью корпоративных ценностей и поддерживать его на всех уровнях, демонстрируя, что компания внедряет антикоррупционный комплаенс не потому, что «надо» или «рынок диктует», а потому что руководство принципиально против любых проявлений коррупции, потому что коррупция вредит бизнесу и потому, что его рост через коррупционные действия в долгосрочной перспективе невозможен.
4. Выявите зоны риска
Важно понять, в каких областях деятельности и в каких бизнес-процессах появляется наибольший риск возникновения коррупции. Особенно следует обращать внимание на возможность проявления «некорыстной» коррупции, когда сотрудник решает помочь своей фирме не совсем честными методами. Именно этот вид коррупции несет наибольшую угрозу компании и ее руководству, так как если преступление выявят, следователи будут иметь основания полагать, что организация в этом замешана. Кроме того, в отличие от «корыстной» коррупции, «некорыстную» действительно возможно свести практически к нулю.
Классическими зонами риска являются получение разрешений и государственное оформление, закупки и продажи, финансовые операции и вообще все те подразделения, от работы которых напрямую зависит текущая коммерческая деятельность и, как следствие, прибыль компании. Выявление «опасных зон» — одно из самых сложных и комплексных действий при проведении антикоррупционного аудита и определении стратегии противодействия коррупции в бизнесе. Например, для компании с большим количеством иностранных поставщиков зоной риска будет процесс их отбора, способы оплаты и условия контракта.
5. Назначьте ответственных
Линейные руководители хорошо знают свою работу и своих подчиненных, но часто им не хватает видения, присущего топ-менеджерам. Из их числа и следует выбирать ответственных за антикоррупционный комплаенс. Вне зависимости от типа корпоративной культуры, лучше всего функцию руководства антикоррупционным комплаенсом выполняют люди с «демократическим» складом ума и хорошими навыками влияния на коллег. Не ставьте во главу антикоррупционного комплаенса жестких лидеров военного типа. Задача ответственных — мягкими способами донести ценности до нужных людей, а не вести их за собой на войну с коррупцией.
6. Определитесь, что делать в кризисной ситуации
Инструментов, которые гарантировали бы абсолютную безопасность и полное отсутствие рисков, не существует. Даже в компаниях с эффективными антикоррупционными механизмами коррупционное событие все равно рано или поздно может произойти. Комплаенс обязательно должен включать в себя подробный план реагирования с понятными мерами для решения проблемы. То, как вы будете действовать в кризисной ситуации, во многом определит и истинную ценность разработанного вами антикоррупционного комплаенса.
7. Периодически тестируйте уровень восприятия коррупции
Эффективность антикоррупционного комплаенса базируется на уровне знаний сотрудников. Большинство нарушений случаются в сложных ситуациях, когда более опытный контрагент, партнер или коллега провоцируют коррупцию, а молодой специалист участвует в действиях просто потому, что не понимает, что делает и чем это грозит ему и компании.