Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

Как TELE-CLUB достал до звезд

Пять лет назад уральские поклонники Tricky, UNKLE, Энди Флетчера (Depeche Mode), Red Snapper, Tiesto и др. только мечтали увидеть своих кумиров вживую. В городе не хватало современных качественных

Владелец TELE-CLUB Олег Кумыш и несколько его единомышленников за пять лет сделали из промышленного здания на окраине Екатеринбурга концертную площадку, куда десятки раз в год приезжают выступать мировые звезды. В том, что Екатеринбург заметили на международном концертном рынке, сыграли роль ставки на прямые связи с крупнейшими букинг-агентствами, на демпинг и на поддержание репутации площадки.

Пять лет назад уральские поклонники Tricky, UNKLE, Энди Флетчера (Depeche Mode), Red Snapper, Tiesto и др. только мечтали увидеть своих кумиров вживую. В городе не хватало современных качественных площадок — их, по сути, недостает до сих пор. TELE-CLUB, основанный в 2007 г. совладельцем «Эра-ТВ» и радио­станции «Максимум-Екатеринбург» Олегом Кумышом, стал первым, куда исполнители мирового уровня начали приезжать регулярно. Здесь проходит по 100 концертов в год. В октябре 2011 г. г-н Кумыш намерен реконструировать TELE-CLUB на окраинной улице Карьерной, расширив его за счет балкона (вместо 1200 основная площадка будет вмещать 1400 человек), а также арендовать помещение на 500 человек в центре города. Кроме того, в планах — концерты на больших стадионных площадках. «Если звезды сойдутся», — добавляет Олег Кумыш.
Собственник от общения с прессой обычно отказывается. Но по просьбе «ДК» согласился поговорить о некоторых деталях бизнеса, дополняя основного рассказчика — продюсера проекта TELE-CLUB Семена Гальперина.

Склад вместо заброшенного театра
У TELE-CLUB в Екатеринбурге фактически нет конкурентов. Традиционные концертные площадки — ККТ «Космос», Дворец молодежи — не имеют так называемых in-house (домашних) промоутеров, которые занимались бы репертуаром, и к тому же ориентированы на поп-музыку. Другие заведения почти не приглашают музыкантов такого формата, как у TELE-CLUB. Пересечения есть с джаз-клубом EverJazz, клубами «Нирвана», «Мед», Ben Hall, пабом The Hooch, где тоже дают живые концерты. Но там проходят камерные выступления, а телеклубовцы сделали ставку на массовые концерты.
История екатеринбургского клуба началась с желания г-на Кумыша снимать концерты для телекомпании «Эра-ТВ», где базируется «МТV-Екатеринбург». «Мы, как телекомпания с музыкальным наполнением, регулярно поддерживали концерты, проходившие у нас в городе. Мне захотелось их снимать. Но площадки постоянно менялись, съемки были нерегулярны. Нужно было договариваться и с организатором, и с артистом, и с местом его выступления. К тому же это было невыгодно. Пробовали сами проводить концерты на разных площадках, но техническое оснащение не удовлетворяло потребностям, антураж был не тот. В результате страдало качество. Все подталкивало к тому, чтобы взять помещения в аренду и отформатировать их под съемочный павильон и концертный зал одновременно», — рассказывает Олег Кумыш. В 2007 г. площадка нашлась — помещение рейв-клуба «Табакерка» на территории бывшей табачной фабрики «Альвис» по ул. Самолетной, которым владел Алексей Зорин. Студенческая дискотека в промышленном ангаре изжила себя уже через два года после создания, и ее хозяину пришлись по душе предложения г-на Кумыша, который к тому моменту одиннадцать лет был владельцем телеканала и имел богатый опыт общения с представителями шоу-бизнеса.
Склад табачной фабрики переформатировали в клуб для живых концертов, ориентируясь на исполнителей рок-музыки (в 2007 г. директор «Табакерки» Борис Черданцев рассказывал «ДК», что на об­устройство ушло около $600 тыс.). Олег Кумыш, пользуясь своими связями на музыкальном телевидении, взялся за раскрутку и шоу-наполнение. Открытие TELE-CLUB в сентябре 2007 г. было отмечено выступлением Bloodhound Gang — музыкальной команды из Филадельфии.
Участники рынка сразу назвали проект удачным по подбору аудитории и формату. Однако уже через восемь месяцев TELE-CLUB вынужден был съехать с Самолетной. «Хозяин заявил, что собирается продавать помещение под склад-магазин детских игрушек. Нам сказали «до свидания». Это обычная опасность, которая подстерегает арендаторов», — объясняет Семен Гальперин. Сегодня бывшие партнеры о совместном проекте говорят мало. Г-н Черданцев ограничился комментарием: «Мы пошли налево, Кумыш — направо».
Новое помещение Олег Кумыш нашел на ул. Карьерной, 16 — там сдавали в аренду производственные площади. «Они использовались под склад компанией «Лаверна». Мы попросили их отдать нам один пролет на 1000 кв. м», — рассказывает г-н Кумыш. Площадка мало чем отличалась от пред­ыду­щей, а вместимость оказалась даже чуть меньше. На вопрос, приемлемо ли приглашать в промышленное помещение на окраине культовых звезд, г-н Гальперин отвечает примерами из практики других клубов: «В современном постиндустриальном мире осталось очень много не используемых по назначению помещений разных форматов. И в Европе есть тенденция делать из них концертные площадки. Это может быть бывшая электростанция, как Berghain в Берлине, или газохранилище, как Gasometer в Вене. Или даже заброшенный оперный театр, как Koko в Лондоне. Но обычно это здания фабрик, заводов. Клуб «Б1 Maximum» (сегодня он называется Arena 2) — это цех Станкостроительного завода им. С.Орджоникидзе. Клуб «Арма 17» находится на территории бывшего Московского газового завода. «Главклуб» (Санкт-Петербург) занимает помещение, в котором до него находились книгохранилище и скейт-парк. А TELE-CLUB расположился в цехах бывшего ремонтно-строительного управления. Это нормально, и ни у каких западных звезд удивления не вызывает».
Организацией концертов в TELE-CLUB занимаются три человека: за контакты с букинг-агентствами отвечает Семен Гальперин, продвижением занимается Екатерина Кейльман. Олег Кумыш участвует во всех процессах, в том числе в выборе репертуара, а его персональная зона ответственности — работа со спонсорами. Собственник TELE-CLUB не доверяет их никому. «Концертный бизнес во всем мире держится на спонсорах. Для того чтобы делать много отличных концертов, необходима хорошая подушка безопасности в виде их поддержки, — уверен он. — В Америке, например, почти каждый концертный зал носит имя какого-нибудь спонсора: спонсоры понимают — это работает на их имидж. Так, у сотовой сети O2 около 20 площадок в Великобритании, которые обычно называются O2 Academy, плюс большие арены в Праге, Дуб­лине, Берлине и Франкфурте».
Команда сформировалась не сразу. Г-н Гальперин, продюсер «Эра-ТВ», сегодня параллельно занимается репертуаром клуба: «Я пришел в 2008 г., после того как проработал на «Эре» пять лет. Как раз наступил кризис, рекламные деньги с телевидения схлынули, и многие проекты стали закрываться». Выступления в Екатеринбурге Tricky, UNKLE, Яна Тьерсена, Hurts, Sum 41 — во многом его заслуга. Г-н Кумыш считает подбор сотрудников штучной работой, а свою команду — уникальной: «У нас работают одни из лучших в этом деле людей в стране. Мы на сегодня способны привезти артиста практически любого уровня». Но некоторых пока не под силу, например группу U2: ей нужна площадка типа «Олимпийского» в Москве.
Проблему акустики на бывшем складе решили за счет специальных звукоотражающих панелей на стенах и подвешенных под потолком матов. Они избавляют помещение от эха: позволяют избежать отражения звука от поверхностей и его дублирования. Выглядят акустические находки кустарно, но с поставленными задачами справляются. «Если бы мы не обеспечивали требуемое качество звука, то не могли бы проводить звездные концерты», — отмечает Семен Гальперин.
Держится на репутации
Заданный TELE-CLUB музыкальный формат за пять лет существования кардинально не менялся, а лишь становился разнообразнее. Аудитория — от 18-летних поклонников тяжелой музыки и хип-хопа до приверженцев джаза и лаунжа, которым за 30. «Есть люди, которые просто доверяют нашему вкусу и ходят почти на любые концерты», — добавляет г-н Гальперин. Одно из главных правил клуба — «нет» попсе. Даже в ущерб выручке. Над ответом на вопрос, кого точно не позовут, Семен Гальперин не раздумывает: «Киркорова, например. С экономикой у него все хорошо, он всегда собирает полные залы. И не то чтобы мы его не уважаем или презираем этот музыкальный формат, просто попса — не наше. Да и ему самому на этой площадке будет не очень комфортно. Атмосфера индустриального здания подходит любым андеграундным направлениям — року, рейву, хип-хопу». Хотя тут же добавляет, что певицу MaкSим на сцене TELE-CLUB представить способен: «Она выступала в Б1, думаю, и у нас ее концерт возможен».
Телеклубовцы не боятся экспериментировать. (Так было, скажем, с пост-роковой группой 65daysofstatic. До этого в Екатеринбург пост-рок никто не привозил. А команда собрала полный зал.) Однако чаще предпочитают действовать аккуратней, анализируя полный перечень информации об исполнителях: собираемость залов в других городах, радиоротацию, привычные площадки, популярность в социальных сетях, факты музыкальной биографии. Г-н Гальперин: «Выпуск альбома — одна из причин пригласить группу. Смотрим все, что происходит с исполнителями».
Работа с посредниками не способствует успеху в клубном бизнесе, в этом телеклубовцы убедились на опыте московского Б1, который стоял у истоков концертного направления в России. «Они сотрудничали с разными менеджерами, которые конкурировали между собой: кто привезет тот или иной коллектив и перепродаст его Б1. В итоге клуб закрылся», — рассказывает Семен Гальперин. Поэтому прямой контакт с крупнейшими мировыми агентствами и эксклюзивными агентами звезд — принципиальная позиция TELE-CLUB. Всего в мире пять крупнейших агентств, в которых сосредоточены практически все нужные клубу артисты. Их представительства находятся в Великобритании и США: англичане и американцы подмяли под себя рынок.
Продюсеры в Екатеринбурге ежедневно переписываются не только с лидерами, но и с десятками более мелких букинг-агентств. С агентом певца Tricky г-н Гальперин вел переговоры около года. «Нужно держать руку на пульсе, постоянно быть в курсе всего, что происходит. Иначе нельзя. Потому что, когда ты вступаешь в переговоры, тебе не сообщают цену, а спрашивают: «Сколько у вас есть?» Если ты не в рынке, то не разобраться. Мы с помощью своей осведомленности немало экономим», — поясняет продюсер. Кроме того, в Екатеринбурге организация концертов дешевле, чем в столице, добавляет он: «В Москве рынок сильно перегрет. Он надувался, как мыльный пузырь, несколько лет. Очень много компаний охотятся за одними и теми же артистами, предлагая баснословные гонорары. Некоторые агенты понимают такую специфику столицы. В ходе переговоров нам удается снизить стоимость звезды в среднем в 2-3, а бывало и в семь раз. Другие же думают, что везде в России так, надо брать за гастроли в Екатеринбурге столько же, сколько в Москве. В последнем случае договориться обычно не получается, но, если нам кровь из носу нужен артист, приходится платить».
Есть и другие сложности. Западные агентства плохо представляют, где находится Екатеринбург, нужно объяснять. Но больше вредит недоверие иностранцев к России в целом. Сомнительная репутация сложилась за многие годы: концертная деятельность в стране не отрегулирована, в этой сфере работает много необязательных людей, аферистов. Разрушать стереотипы приходится годами. «Есть несколько правил хорошего тона, которые мы выполняем. Не обманывать, не пропадать, перечислять деньги вовремя, а если у тебя что-то просят, попытаться дать больше. Райдер выполнять на 100%. Мы грамотно пишем по-английски — это могут далеко не все российские промоутеры», — с иронией комментирует Семен Гальперин. Преодолевать барьеры помогают рекомендации агентств, с которыми TELE-CLUB уже успел поработать. «На них всегда можно сослаться. Букинг-агентства друг с другом общаются. И если ты сотрудничал хотя бы с одним — уже хорошо. Мы в основном работаем со всеми пятью мировыми компаниями и с рядом агентств поменьше, поэтому всегда можем сослаться на наш прошлый опыт», — рассказывает продюсер.
Почему бар не сделает кассы
О финансовой стороне представители TELE-CLUB говорят «раз на раз не приходится». По словам г-на Гальперина, промоутер должен заработать клубу 20% от бюджета концерта. По факту — по-разному: можно много получить или много потерять. Нередки случаи, когда звезд привозят в убыток, но успех нельзя просчитать заранее. Это главный риск концертного бизнеса, с которым связаны все остальные. Впрочем, если не считать историю с «Табакеркой», где, как говорит Олег Кумыш, была «зарыта энная сумма», проект работает с положительным балансом, хотя и постоянно требует дальнейших капиталовложений. «Бизнес-процесс постепенно отлаживается, появляются наработки, связи, отношения, сокращаются издержки, улучшается техническое оснащение», — отмечает собственник.
Структура доходов усредненно выглядит следующим образом: продажа билетов — около 70%, вклад спонсоров — около 20%, заработок от бара — порядка 10%. Однако пропорция зависит от множества факторов, не последний из них — удачное попадание при выборе артистов. Порой спонсорская поддержка может достигать 50%. «Спонсор хочет себя позиционировать в определенной музыкальной нише. Кто-то выбирает лаунж, кто-то — электронную музыку, кто-то — прогрессивное инди», — говорит Семен Гальперин. Чаще спонсорами выступают производители пива и сигарет, иногда медиамаркеты, которые рассчитывают на автограф-сессию. На бар телеклубовцы практически не делают ставку: опыт показал, что на живых концертах люди пьют мало. Средний чек бара не превышает 500 руб.
Двигать продажи помогают имеющиеся медиаресурсы — телеканал и радиостанция. «Если у группы есть хороший видеоклип, можно пользоваться каналом MTV. Если она подходит по формату для «Максимума», мы можем включить песню в местную ротацию», — поясняет продюсер. Для некоторых звезд этого не требуется. Г-н Гальперин: «Билеты на концерт Земфиры продаются без всякой рекламы».
В последнее время TELE-CLUB пытается зарабатывать, привозя артистов на другие площадки и на корпоративы, но это получается с переменным успехом. «На корпоративах больше востребованы артисты попсового формата. Если бы спрос был на артистов формата De Phazz или Gabin — другое дело. Но на Урале это пока не очень актуально», — заключает Семен Гальперин.
Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.