«Как участвовать в тендере, если известен победитель?». Три вопроса бизнеса о госзакупках
«Не раз слышал от поставщиков мнение, что раз уж он исполнил госконтракт, то заказчик становится «его заказчиком». Парадокс, но эта инфантильная установка работает». Авторская колонка на DK.RU.
Илья Долгих, руководитель специализированного учебного центра «Академия Электронных Торгов»:
— Самый частый образ государственного заказчика — это заворовавшийся негодяй, который требует откаты с каждого госконтракта. Безусловно, реальных прецедентов, поддерживающих этот образ, было уже предостаточно и имидж чиновника подпорчен. Но так ли это на самом деле?
Я преподаю в уральских ВУЗах на курсах по практике размещения госзаказа, и за последние два года о своих проблемах мне рассказали около тысячи человек, которые непосредственно задействованы в размещении госконтрактов и их оплате.
Чиновники, которые приходят на курсы по госзакупкам — это в большинстве случаев скромные люди, преимущественно женщины 32-45 лет, которые готовы много работать за небольшие доплаты, так как официально профессии контрактного управляющего у нас в государстве нет. В основном это юристы, которые совмещают работу консультанта и работу закупщика.
Предприниматели, напротив, никогда не скрывают свой статус делового человека. Все вопросы, которые они задают в начале занятия, можно разделить на три типа. Первый и самый частый: «Как участвовать в тендере, если победитель уже известен заказчику?». То есть предприниматели уже приходят с установкой, что закупки размещаются нечестно, с нарушениями, дающими преимущество одному из участников.
В большинстве случаев такую установку формируют сами поставщики. Я не раз слышал от них мнение, что раз уж он исполнил государственный контракт, то заказчик становится «его заказчиком». Несложно сказать конкуренту, чтобы он не пытался претендовать на ту или иную закупку, так как заказчик будет работать только с ним.
Парадокс, но эта по сути инфантильная установка работает. Сам заказчик в большинстве случаев и не подозревает, что он стал «чьим-то».
Другой вопрос, но того же типа: «Заказчик прописал техническое задание под одного участника, и никто другой этот контракт не сможет исполнить». Начинаю выяснять подробности, что именно в техзадании не нравится слушателю. Выясняется, что заказчик указал технические характеристики дорогих материалов, куда более дешевые аналоги не подходят. Вроде бы вся ситуация на поверхности: есть признаки недобросовестной конкуренции.
А всегда ли это плохо? Слушатели-заказчики из государственной стоматологической клиники пожаловались на прямо противоположную ситуацию. Поставщик стоматологических материалов очень сильно снизил цену на аукционе и выиграл в закупке. Первую партию товара у него приняли и начали лечить им пациентов, у которых через неделю после лечения появился и не проходил металлический привкус.
Техническое задание заказчика в закупке не ограничивало участников завышенными требованиями, и даже страшно представить, откуда взялся этот стоматологический материал.
Большинство аналогичных жалоб от поставщиков на ограниченные технические задания сводятся к тому, что заказчик намерен купить качественные товары, квалифицированные услуги и так далее. А поставщику, вместо того чтобы проявить инициативу и договориться с производителем этого товара, проще написать жалобу в антимонопольную службу, заставить заказчика убрать требование из технического задания и навязать ему свой товар, пример качества которого описан выше.
Второй вопрос, который я часто слышу от предпринимателей: «Как создать свою схему работы с заказчиком, чтобы никто не смог в нее вмешаться, и я выигрывал бы все тендеры?».
Вопрос вполне естественный, так как даже в Гражданском кодексе РФ предпринимательская деятельность — это деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Однако такая позиция очень сильно контрастирует с предыдущей.
Как эта схема выглядит в реальности? В госучреждениях все штатное расписание очень жестко определено регламентирующими документами. И часто при проведении технически сложной закупки, например, замене пожарной сигнализации или системы оповещения, нет возможности нанять компетентного специалиста. Но закупку нужно проводить в любом случае, и за ее реализацию часто берется абсолютно не разбирающийся в предмете сотрудник. Он либо пытается что-то составить сам или, как это и происходит в 90% случаев, обращается в коммерческую компанию с просьбой помочь ему с технической документацией и приглашает ее принять участие в данной закупке.
Коммерческая организация, в свою очередь, прописывает техчасть таким образом, чтобы отсечь как можно больше конкурентов, делает наценку от 150% до 200% к реальной рыночной стоимости объекта закупки и передает обратно заказчику.
Заказчик размещает эту документацию и сразу же нарывается на жалобу от других участников с требованием изменить техническую часть и дать ему возможность этот контракт исполнить. А если итоги уже подведены, то члены комиссии по определению поставщика согласно ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ рискуют получить штрафы до 30 тыс. руб. за одну такую процедуру, а если их несколько, то за каждую. Известны случаи, когда по итогам проверок сумма штрафов доходила до 900 тыс. руб. Получается замкнутый круг, и кто его провоцирует, несложно догадаться.
Но самый, с моей точки зрения, тревожный вопрос, который бизнес задает последним, звучит примерно так: «А что нам будет, если мы выиграем госзакупку, но не станем исполнять контракт?». Из чего я постепенно сделал вывод, что не коррупция является центральной проблемой денег нашей страны, а чрезвычайно низкая, прежде всего с социальной точки зрения, ответственность бизнеса за результативность расходования практически своих же денег.
Финансовые санкции за неисполнение контрактов прописаны в нормативных документах и подзаконных актах, но они малоэффективны. Иногда проще создать новое юридическое лицо, чем отдавать штрафы за старое. Если посмотреть, как подобные проблемы решались раньше в истории России, то конкурентные государственные закупки проводились еще в XVII в. За неисполнение государственного подряда ссылали в ссылку, отбирая все недвижимое имущество. Сами подряды можно было исполнять только под надзором опытных поставщиков, которые уже неоднократно поставляли что-либо для государственных нужд. Последние тоже несли ответственность за своих подопечных, но в меньшей степени.
В современном законе «О контрактной системе в сфере закупок» № 44-ФЗ от 05.04.2013 есть механизм, который может привлекать независимых контролеров — специализированные организации. Но практика складывается в другом направлении — радикализация общественного контроля за размещением заказов. Стали появляться общественные организации, призывающие не допускать растраты бюджетных денег, но превращается это все в «охоту на ведьм». Они часто проводят обучающие семинары, где рассказывают всем, как писать жалобы на заказчиков. Это приводит к срывам сроков размещения закупок. Экономический ущерб от сорванной закупки может в несколько раз превышать стоимость самой закупки.
Этот период «крайностей» будет продолжаться еще какое-то время, пока не будет выработана культура отношения к государственным, то есть нашим с вами деньгам.
Может быть, пройдет еще лет 5-10, и перестанут поставщики привозить никудышные продукты питания в детские сады, куда ходят их же дети. Может быть, это произойдет раньше, ведь государство — это все мы, и как мы будем относиться сами к себе, определяем тоже только мы.