Как уральский бар занялся импортом пива из Европы / ОПЫТ
Алексей Кадочников, управляющий бара «Нельсон Совин», стал первым пивным сомелье Екатеринбурга, кому удалось договориться о прямых поставках пива из Европы. Что это дает ему и рынку — на DK.RU.
Рынок крафта (пива, произведенного небольшими частными пивоварнями по традиционным рецептам) в России составляет около 1% всего пивного рынка. В Америке, где и зародилась культура домашнего пивоварения, эта цифра на уровне 20%.
Буквально пять-шесть лет назад о крафте в Екатеринбурге почти никто не знал, чуть позже появились первые бары с крафтовым пивом. Сегодня, по данным 2ГИС, в Екатеринбурге работает 71 бар, который позиционирует себя как крафтовое заведение. Одним из самых интересных стал «Нельсон Совин», где представлены напитки самых популярных европейских и американских крафтовых пивоварен. Сегодня в пивной карте уральского бара 300 позиций бутылочного крафтового пива, около 50 позиций сидра и 30 видов разливного крафтового пива. В марте бар стал официальным представителем шведской пивоварни Poppels и теперь готовится сделать первые поставки в бары Москвы и Петербурга.
Алексей Кадочников, управляющий крафтового бара «Нельсон Совин»:
— Вообще во всем мире крафтовое пиво — напиток для людей с хорошим достатком. Ценник на русское пиво в среднем составляет 220-240 руб. за 0,5 л, цена на европейские позиции может доходить до 2-2,5 тыс. руб. Культура крафта идет из Америки, там это напиток среднего класса. У нас же эту тему очень полюбили айтишники, творческая молодежь, к нам заходят студенты, офисные работники, среди наших посетителей также есть люди с высоким достатком. Некоторые заезжают к нам в бар и берут напитки с собой. Нас формат «bottle shop» тоже устраивает.
Фото: DK.RU
Еще пару лет назад никто бы и не подумал везти в Екатеринбург дорогие позиции крафтового пива. Бары первой волны в Екатеринбурге отличались уральской аскетичностью, простотой пивной карты. Они знакомили посетителей с новым продуктом по доступным ценам. «Нельсон Совин» — бар второй волны. Нашей задачей стало привезти в Екатеринбург уникальное крафтовое пиво российских, европейских и американских пивоварен. Идея хорошая, но есть свои трудности.
Первое — документооборот. Если ты просто работаешь с поставщиками, то можешь быть ИП, а если захотел самостоятельно заказывать пиво из пивоварен Европы напрямую, то нужно оформлять ООО. Это дополнительные затраты и дополнительные человекоресурсы.
Сложности доставки
Вторая большая проблема — это логистика. Этой зимой у нас была ситуация, когда в бар привезли замороженное пиво. К нам выехала специальная партия товара из Тулы, с пивоварни Salden's. Но оказалось, что у транспортной компании нет теплового режима, а на улице зима. Пиво превратилось в лед. Конечно, мы отказались от груза.
Бывает такое, что объем заказанного пива не совпадает с тем, что по итогу приходит в бар. Правда, это случается все реже: российские пивоварни начали работать через дистрибьюторов, которые берут на себя проблемы с договорами и доставкой. Но есть и минус: если ты работаешь через дистрибьютора, то получишь то пиво, которое стоит во всех барах. Нам же нужны были эксклюзивные позиции, ограниченные партии новых сортов. А их можно получить, только если работаешь с пивоварнями напрямую.
Только российскими пивоварнями любителей крафта не удивишь. Все-таки европейские и американские производители — это высокое качество. И мне приятно, что все больше европейских и американских пивоварен поставляют свой товар в Россию. В «Нельсон Совин» есть пиво от норвежской пивоварни Lervig, датской To Ol, калифорнийской Sierra Nevada, американская Pizza Port и многое другое. Мы заказываем его через российских поставщиков, которые оптом закупают товар у частных зарубежных пивоварен. Всего таких поставщиков в России около пяти.
Но и здесь есть свои нюансы. Пиво из Европы сначала приходит в Москву или Санкт-Петербург. Естественно, доступ к нему в первую очередь открывается для московских и питерских баров. Часто регионам не достается пива вообще. Например, последняя поставка пива Mikkeller: мы его заранее забронировали у поставщика, но нам ничего не досталось. И это не первый случай.
Проблемы импорта
Мысль о том, что нужно напрямую выходить на европейские крафтовые пивоварни, была у нас давно. Бару «Нельсон Совин» нужна была визитная карточка, чтобы мы могли сказать: «Смотрите, какое пиво у нас есть, только мы в России можем им похвастаться». Нам нужны были эксклюзивные контракты, и мы занялись поиском европейского крафта.
Все началось летом 2016 г., когда я отправил письма примерно в 50 европейских пивоварен и предложил сотрудничество. Почти никто не захотел с нами работать. Они говорили, что им неудобно делать маленькие поставки, а лучше поставлять пиво оптом крупным российским игрокам.
Одна из пятидесяти попыток была успешна, мы договорились о поставках с пивоварней Poppels из пригорода Гётеборг в Швеции.
Фото: DK.RU
От момента начала переговоров до получения первой партии пива прошло четыре месяца — неплохой результат. Около двух месяцев ушло на переговоры, месяц они варили пиво и около месяца заняла транспортировка.
В декабре 2016 г. мы получили первую поставку. Нам пришло 40 коробок по 24 бутылки и 20 кег. С марта 2017 г. бар «Нельсон Совин» стал эксклюзивным представителем шведской пивоварни Poppels в России. Бары Москвы и Петербурга уже попросили у нас партию товара, думаю, некоторые бары Екатеринбурга тоже захотят приобрести шведский крафт. Но все-таки большую часть пива мы оставим у себя, как эксклюзивные поставщики. Для того чтобы пиво нашло своего покупателя, потребуется время, но напиток хороший, так что, думаю, скоро договоримся о новой поставке.
Сложность, естественно, была в недопонимании при ведении переговоров. Та сторона не очень хорошо знает английский, а мы не очень сильны в шведском.
К тому же мы впервые имели дело с импортом алкоголя и поэтому на таможне столкнулись с некоторыми проблемами. Российское законодательство обязывает все иностранные напитки, ввозимые в страну для продажи, сопровождать российской этикеткой с составом, производителем и т.д. Мы узнали об этом только когда товар прибыл на российскую таможню, поэтому потеряли время на поиск того, кто переведет и напечатает этикетки. И это полбеды. Пивной напиток крепче девяти градусов облагается дополнительным акцизом, чуть меньше 500 руб. за литр. В случае с Poppels у нас был только один сорт крепкого пива, поэтому расходы были не такие большие. Но теперь мы знаем, что эти расходы нужно учитывать.
Импортные крафтовые напитки и так дороги, а на границе еще прибавляют в цене. Из-за этого стоимость американского и европейского крафта не всех устраивает. Хотя обычно у нас наценка составляет в среднем 50% от изначальной стоимости. Иногда в Екатеринбурге импортное пиво может быть даже дешевле, чем в некоторых европейских странах. Например, в Дании пиво, которое произведено на их пивоварнях, будет стоить дороже, чем в екатеринбургском баре. Дело в том, что там очень высокие акцизы и налоги на производителей алкоголя.
Сейчас в баре больше 300 позиций бутылочного крафтового пива, фото: DK.RU
Еще одна большая наша проблема — ЕГАИС. Система контроля алкоголя достаточно сильно душит пивную отрасль. Пиво не такое дорогое, как крепкий алкоголь, и заработать на нем сложнее. При этом нам приходится нести дополнительные траты на оборудование, на ПО.
«Нельсон Совин» начинался как проект не про деньги, а про идею. Но одно без другого, как оказалось, невозможно. Нам хотелось привезти в Екатеринбург эксклюзивный крафт, развивать крафтовую культуру. Это ситуация, когда ты ставишь сложную задачу и от ее выполнения получаешь хороший профит. Мы работаем с осени 2016 г. и и уже стали эксклюзивными представителями шведской пивоварни в России. Думаю, летом отправлю еще 50 заявок на пивоварни Европы, может еще что-то выстрелит.