Как владелец «К&Б» создал бизнес и продал его одному из самых закрытых бизнесменов России
На какие средства расширялась сеть «Красное&Белое» — одна из главных загадок розничного рынка. Теперь контроль в ней перешел к создателю крупнейшей компании по продаже сигарет.
Слияние сети «Красное и Белое» с «Дикси» и «Бристолем» стало одним из самых громких событий на розничном рынке за последнее время. Ему предшествовали обыски в «К&Б» перед новым годом, что стало причиной слухов о вынужденности сделки. Несмотря на бурный рост, у «К&Б» почти не было долгов, а сделка состоялась по инициативе собственников «Дикси» и «Бристоля», пишет The Bell.
В объединенной компании владельцы «Дикси» и «Бристоля» Игорь Кесаев и Сергей Кациев получат 51% объединенной компании, владелец купленной сети Сергей Студенников — 49%. При этом именно «К&Б» называют «жемчужиной сделки» — компания росла темпами быстрее, чем все остальные крупные ритейлеры. За последние три года сеть довела количество магазинов с 1800 до 5500: при стоимости открытия одной точки в 10 млн руб. компания должна была потратить на расширение не менее 30 млрд руб.
Источник средств для такой экспансии всегда был загадкой для рынка: по словам собеседника The Bell, у ритейлера всегда оставался небольшой долг. Быстрый рост объясняют удачной бизнес-моделью и финансовой мотивации сотрудников: якобы менеджеры, не выполнившие план продаж, вместо зарплаты получали ящики алкоголя, которые были вынуждены продавать своими силами. Один из источников отметил версию, что частным инвестором «Красного&Белого» был экс-владелец агрохолдинга «Макфа» и бывший челябинский губернатор Михаил Юревич.
Что касается декабрьских обысков, то их причиной могли стать претензии ФНС к запутанной структуре «Красного&Белого»: Компания управляется через более чем 50 юрлиц, учрежденных Сергеем Студенниковым, и порядка 10 компаний Елены Соболевой, которую называют его супругой.
Главным владельцем объединенной сети станет Игорь Кесаев, президент группы компаний «Меркурий» и российский партнер международных табачных корпораций Philip Morris International и JTI. Вместе со своим партнером Сергеем Кациевым Кесаев развивал розничный бизнес — сети Дикси и «Бристоль». По словам одного из источников The Bell, бизнесмены думали о покупке «Красного&Белого» еще в 2012 г., но тогда Студенников «в резкой форме» им отказал.
Собеседники издания отметили, что у тех игроков табачного рынка, которые отказывались продать бизнес Кесаеву, начинались проблемы с правоохранительными органами — якобы миллиардер связан с высокопоставленными силовиками. Однако несколько человек сказали, что сделки прошли по доброй воле и без всяких проблем. Успех предпринимателя его знакомый объясняет покровительством международных табачных гигантов. Представитель Кесаева заявил, что сделка c «К&Б» — рыночная, добровольная и не связана с декабрьскими обысками: переговоры шли давно, а инициатива слияния исходила от акционеров «Дикси» и «Бристоля».
Для малого и даже среднего бизнесмена это, вероятно, работает неплохо, но вот попав в список «Форбс», предприниматель переходит в другую лигу, где уже действуют иные правила и нельзя вести себя, как незаметный ударник капиталистического труда, — подчеркивал он в колонке на DK.RU.