Как яхтинг помогает развивать бизнес
эксперты Валерий Балябин экс-франчайзи SELA Артем Беулов бизнесмен, владелец клуба «Ривьера» (Заречный) Сергей Кисляков генеральный директор компании «Спрей» Юрий Крюченков генеральный директор Цен
эксперты
Валерий Балябин
экс-франчайзи SELA
Артем Беулов
бизнесмен, владелец клуба «Ривьера» (Заречный)
Сергей Кисляков
генеральный директор компании «Спрей»
Юрий Крюченков
генеральный директор Центрального стадиона, вице-президент Федерации парусного спорта России
Владимир Пашкин
экс-франчайзи SELA
Александр Попов
генеральный директор ЗАО «Регионстрой»
Вячеслав Фролов
директор гостиницы «Домашний отель»
Почему уральская верфь находится в лесу?
Я хтсменов среди бизнес-элиты узнать легко. Эти люди словно светятся изнутри — они полны энергии, открыты миру, обладают удивительным обаянием. Их кабинеты заставлены атрибутами жизни под парусом. Например, в офисе «главного яхтсмена» Екатеринбурга Юрия Крюченкова на стене возле эскиза Центрального стадиона со стремительным росчерком Эдуарда Росселя «Принципиально согласовано» висят часы-штурвал с маятником-якорем. На других стенах — картины и фотографии яхт. И таких примеров немало.
Екатеринбургские топы все чаще покупают парусные лодки. Несмотря на то что живем мы среди гор, увлечение яхтингом становится модным трендом. На акватории Верх-Исетского пруда уже около 40 яхт. На уральских водоемах владельцы держат парусники для ежедневного летнего отдыха и местных соревнований. Часть судов яхтсмены швартуют за рубежом, там же участвуют в международных регатах или совместных морских походах. Среди обладателей яхт — Александр Попов, Вячеслав Фролов, Валерий Балябин, Владимир Пашкин, Дмитрий ЛаврИненко и многие другие. Однако яхтинг не сразу стал привлекать внимание екатеринбургской элиты. И развивался не сам по себе. Его развивали целенаправленно. У истоков, как убеждают в узких кругах, стояли два человека — Сергей Кисляков и Юрий Крюченков. Один строит яхты, другой создает инфраструктуру — яхт-клуб, места стоянок, сервисное обслуживание, а еще организует гонки и совместные морские вылазки.
Верфь, где строят уральские яхты, находится не на водоеме, как принято считать, а на суше — в пос. Кольцово. Суда создает компания «Спрей». Процесс сложный. На изготовление одной яхты может уйти до 2,5 лет. В цехе, в котором делают лодки, пахнет химическими средствами, используемыми для производства корпусов. В разных уголках цеха лежат пайолы — деревянные дощечки, служащие в качестве пола яхты. Их выпиливают вручную, для каждого судна по своим размерам и конфигурации. Глядя на все это, понимаешь, что поставить такое производство на поток практически невозможно. Тем не менее в разной степени готовности на площадке стоит с десяток яхт. Чтобы прийти к нынешним объемам производства, компании пришлось пережить много взлетов и падений, а история ее развития, как и жизнь всего уральского яхтинга, тесно связана с новейшей историей России.
При СССР существовала сеть яхт-клубов. Детские спортивные секции финансировали из государственного бюджета. Со временем система рухнула, дети выросли, а мечта о собственных яхтах осталась. В начале 90-х гг. яхт в стране выпускали мало, и по старинке действовала распределительная система, при которой Министерство спорта СССР лучшие суда оставляло в окрестностях Москвы и Ленинграда. О зарубежных яхтах тогда даже никто не задумывался. Чтобы осуществить детскую мечту о собственном паруснике, группа уральских единомышленников решила его построить. Для начала они поехали на ленинградскую верфь, разыскали там конструктора Стружилина. «Мы к нему приходили вечером, когда рабочие уже уходили с верфи, и со стола все срисовывали. Яхтсмены — это такая братия, все друг друга всегда понимают. Мы ему говорили, что построим его лодку, а он об этом только и мечтал, потому что на верфи было массовое производство, где суда клепают криво-косо», — вспоминает Сергей Кисляков, генеральный директор компании «Спрей». Лодку делали на свои деньги и своими руками, после работы. «Я тогда на заводе им. Калинина работал, некоторые материалы приходилось тащить с производства — скажем, алюминий, титан. Был такой маразм советский, когда все есть, а купить нельзя», — признается г-н Кисляков.
Летом 1983 г. яхта «Белый соболь» совершила свой первый рейс по акватории Верх-Исетского пруда. Сейчас, спустя 25 лет, ее все еще можно увидеть на причале яхт-клуба. За это время она побывала на Онежской регате, совершила поход по Черному и Средиземному морям в Грецию. А ее создатели теперь профессионально строят суда. Ради этого, когда в распадающемся Союзе разрешили коммерческую деятельность и начали образовываться кооперативы, Сергей Кисляков ушел с завода и открыл компанию «Спрей».
Вскоре у «Спрея» появились партнеры, с которыми компания работает до сих пор. Это Санкт-Петербургский экспериментальный завод спортивного судостроения (сейчас — «Рикошет дизайн группа» под руководством главного конструктора Юрия Ситникова), где проектируют яхты. А смолу для изготовления корпусов яхт поставляет предприятие «Казарин и К» (Нижний Тагил). Паруса тогда производила компания «Коматек» под руководством г-на Крюченкова. Опыт строительства перенимали везде, общались с иностранными яхтсменами на международных соревнованиях. Г-н Кисляков: «За границей всегда строили яхты и частные самолеты. А в СССР — ракеты и танки и ничего для человека. Чтобы догнать западные страны, надо учиться всю жизнь».
Во время дефолта строительство яхт практически прекратили, компании пришлось на время переориентироваться на изготовление металлоконструкций — гаражей, решеток, лестничных маршей. Сейчас, когда екатеринбургские бизнесмены вновь встали на ноги и у них появились деньги, производство яхт опять начинает набирать обороты. За 20 лет компания построила около 200 яхт. Сегодня она выпускает двенадцать модификаций парусных судов размерами от 5,5 до 12,2 м — от спортивной яхты класса микро «Рикошет 550 Р» до комфортабельной трехкаютной «Рикошет 1220». Стоимость судов от 500 тыс. руб. до $300 тыс. Яхты «Спрея» можно встретить в Средиземном море, в Персидском заливе, в портах Англии, Франции, Италии. 90% яхт, пришвартованных в екатеринбургском яхт-клубе, построил «Спрей».
Чтобы развивать предприятие по строительству яхт (а их делают только под заказ), нужно увеличивать рынок сбыта. Несколько лет назад Сергей Кисляков в разговоре с губернатором Эдуардом Росселем задал вопрос — почему спрос развивается медленнее, чем хотелось бы? Г-н Россель ответил: «Ты поставил вагоны впереди паровоза и спрашиваешь, почему они не едут?!» Сформировать спрос на яхтинг можно, если в Екатеринбурге будет развита инфраструктура. Купленную лодку где-то нужно оставлять зимой, причем желательно, чтобы место это охраняли. Судно надо ремонтировать. И наконец, необходимо вовлекать новых людей. Для этого нужны соревнования, в которых могут участвовать как спортсмены, так и любители. Организаторскую функцию взял на себя еще один человек, влюбленный в парус, — собственник компании «Коматек» Юрий Крюченков, он же директор Центрального стадиона и вице-президент Федерации парусного спорта России. На вопрос «Зачем вам это нужно?» он отвечает просто: «Если никто этим не займется, парусного спорта не будет».
Организацию яхт-клуба г-н Крюченков начал с решения административных задач: «Прежде всего все здания и сооружения водопользования, оставшиеся с советских времен, а также прилегающий земельный участок нужно взять в аренду у МУГИСО. Тем самым мы легализуем собственную возможность размещать парусные и парусно-моторные суда». Однако, добавляет он, дело это небыстрое: «Я, Юрий Крюченков, проживший в родном городе 55 лет, водопользование оформлял полтора года! Такие административные барьеры».
Г-н Крюченков мечтает увлечь яхтингом местную бизнес-элиту, но сверхзадачу видит в развитии детской секции парусного спорта, где будут расти профессиональные яхтсмены. Чтобы осуществить обе мечты, нужна экономическая платформа: найти деньги на аренду, на коммунальные услуги, на оснащение (одноместная детская яхта стоит 130 тыс. руб.), на зарплату тренерам, организацию и призовой фонд соревнований. Рассчитывать на государственную поддержку парусного спорта практически не приходится, поэтому схема финансирования сложная, источников много: благотворительные фонды (например, общественная организация «Спортивная Россия»), ДЮСШ (средства на зарплату тренеров), собственные меценатские средства компании «Коматек» и др.
Часть денег яхт-клуб может заработать самостоятельно. Для этого существует плата за стоянку яхт. По сути, она-то и стала членским взносом с бизнесменов-яхтсменов в клубе. Назвать точные цифры — во сколько обходится «парковка» яхт, Юрий Крюченков затруднился. «Секретов нет, дело в том, что к каждой яхте подходим индивидуально. Есть люди, которые платят 10 тыс. руб. в месяц, а есть те, кто тысячу. Но при этом последние помогают, допустим, в ремонте яхт-клуба или закупают доски для восстановления пирса», — пояснил он. Сейчас сборы за стоянку яхт покрывают около 50% текущих расходов клуба.
Еще один способ заработать средства на функционирование яхт-клуба — организовать платное обучение для непрофессионалов. По правилам рулевой обязательно должен иметь удостоверение капитана, без которого он не может управлять парусником ни на местных водоемах, ни на зарубежных. Яхт-клуб дает собственникам судов возможность поучиться и получить удостоверение капитана международного образца. Корочки стоят 15 тыс. руб., цену обучения оговаривают индивидуально. Тренинги обычно проводят профессиональные спортсмены.
Таким образом, в Екатеринбурге появились все условия для развития яхтинга: есть водоемы, компания, производящая суда, организован клуб, где можно найти круг общения и пройти обучение1. Для популяризации яхтинга единомышленникам оставалось приобщить как можно больше людей. Этот вид спорта достаточно дорогой, и во всем мире яхтами традиционно владеет политическая и бизнес-элита. Екатеринбург не стал исключением. Постепенно в клуб потянулись местные бизнесмены.
Чаще всего в яхтинг попадают через друзей-знакомых. «Мы с Валерой (Валерий Балябин — экс-франчайзи SELA, компаньон. — Прим. ред.) пришли в этот вид спорта пять лет назад, случайно. Друг пригласил нас пройтись на яхте по Белоярскому водохранилищу. И захватило, понравилось, решили построить свою яхту», — вспоминает Владимир Пашкин, экс-франчайзи SELA. Сейчас у компаньонов круизер «Рикошет 747». Александр Попов, генеральный директор ЗАО «Регионстрой»: «Во всем друг виноват, все звал: «Пойдем пройдемся под парусом!» Я пошел и уже через неделю его яхта стала моей».
Второй способ стать членом яхт-клуба — бизнесмен покупает лодку, о которой мечтал с детства, а уже потом думает, что с ней делать. «Яхту я всегда хотел и наконец приобрел. Большую, гоночную. Сначала думал переделать ее в круизную, но Валерий Язев (основатель корпорации «ЯВА», ныне депутат Госдумы. — Прим. ред.) отговорил. У него была такая же, он сказал, что мы соревноваться будем», — вспоминает АРТЕМ БЕУЛОВ, предприниматель из Заречного. Сейчас эта яхта стоит в Турции. Спорт увлек г-на Беулова настолько, что в Заречном на акватории Белоярского водохранилища он на собственные средства создал яхт-клуб, где занимается детская парусная секция. Вячеслав Фролов, директор гостиницы «Домашний отель», рассказывает, что вначале тоже купил яхту, а уже потом занялся спортом. «Свою первую лодку я приобрел в далеком 1996 г. за $8 тыс. Строили ее в «Спрее». Меня сразу пригласили на этап чемпионата Европы. Оказалось, что экипаж там есть, а лодка для него не пришла. Я предложил ребятам свою яхту, если они возьмут меня в состав экипажа». Позже эту лодку г-н Фролов продал. Сейчас на ней ходит команда из Снежинска, а себе директор «Домашнего отеля» построил другую яхту, которая пришвартована в Польше.
Бывают случаи и нестандартного «попадания в яхтинг». Например, г-н Крюченков до сих пор с улыбкой вспоминает один день из жизни клуба: «Однажды мне позвонил помощник Дмитрия Лавриненко, заместителя гендиректора «Уралсевергаза», и организовал нашу встречу. Г-н Лавриненко приехал в яхт-клуб с охраной — много джипов, его люди оцепили всю территорию. Он зашел, сказал, что хотел бы здесь позаниматься. Посидели, чай попили, сейчас он постоянно в клубе, недавно третье место в гонках занял».
По словам яхтсменов, часто люди находятся в плену стереотипа: клуб — закрытое общество. На самом деле попасть в него просто. Пришел на причал, сказал: хочу заниматься! Если понравится — остался. И еще члены клуба отмечают, что атмосфера в тусовке дружеская. Попав на яхту, человек освобождается от давления денег и статусов, от привычки командовать. Главный на борту — капитан, а все остальные члены экипажа равные среди равных.
Как признаются бизнесмены, хобби дает им три положительных момента: удовольствие, спортивные успехи и пользу для дела. Эмоциональную привязку чувствует каждый. Г-н Попов: «Невозможно передать те ощущения, когда держишь ветер в собственных руках! Ветер, волны, солнце, скорость — и все это без копоти и рева мотора: в этом есть особый драйв». Валерий Балябин говорит, что для него главное в этом виде спорта — возможность воспитания собственных детей: «Яхтинг — это красиво, чисто. В то же время здесь нужна мужская сила, смелость, сноровка, чувство локтя, понимание ветра. И еще здесь воспитывается командный дух, работать приходится не только парусами, но и головой. А иногда и палубу мыть надо. Через это в нынешний век индустриализации, когда все увлечены компьютерными играми, детей можно приобщить к живому».
О пользе для бизнеса яхтсмены говорят более сдержанно. Вячеслав Фролов: «Мы вместе ходим в море, поэтому друг другу доверяем и помогаем в различных ситуациях. Во всех уголках планеты появляются друзья, завязываются деловые контакты. У меня конкретных сделок пока не было, все в стадии обсуждения, но я знаю, к кому могу обратиться». Юрий Крюченков: «В нашем клубе сейчас активно занимается представитель и совладелец «Атомстройкомплекса» Павел Кузнецов. А теперь спросите меня: где вы будете плитку брать для строительства Центрального стадиона? Ответ: в «Атомстройкомплексе». Потому что помимо главных в бизнесе параметров цена — качество я смотрю на надежность людей. А с ним мы не раз в море ходили, он не подведет». Г-н Пашкин: «Я не буду сейчас конкретные примеры приводить, у каждого свой бизнес. Но одно скажу точно: тусовка — вещь полезная».
Часто бизнесмены используют яхтинг как инструмент продвижения собственной компании. Для этого они становятся спонсорами соревнований или проводят именные регаты. Начало таким гонкам положил Валерий Язев. «Я пришел к Валерию Афанасьевичу и предложил стать спонсором одной из трех регат — Кубка Америки с бюджетом в $100 млн, участия нашей команды в кругосветной гонке с бюджетом $50 млн и, наконец, именной регаты. Язев сказал: «С Кубком ты не к тому подошел, вокруг света мне неинтересно, потому что мой бизнес в регионе, а вот последнее заманчиво», — рассказывает г-н Крюченков. Так появилась знаменитая регата «ЯВА-трофи» с бюджетом в $15 млн. Почти десять лет она проходила на Урале, и на нее съезжались всемирно известные спортсмены. И лишь в этом году гонку перенесли в Москву, куда переместились интересы г-на Язева.
По примеру корпорации «ЯВА» проводить регаты стали и другие компании — «Униколор», SELA. «Мы свою регату позиционировали как мероприятие для развития парусного спорта вообще, а также для продвижения торговой марки», — замечает Владимир Пашкин. Регата обошлась компаньонам в 1 млн руб., деньги пошли на призовой фонд соревнований, обеспечение судей и на культурно-массовую программу — концерты при открытии и закрытии гонок.
Несмотря на инвестиции, интерес со стороны бизнеса, людей-локомотивов, развивающих яхтинг, в этом виде спорта есть трудности. Яхтинг — дорогое увлечение. Если машину, велосипед, мотоцикл можно припарковать где угодно, то пришвартовать яхту — большая проблема. «В Екатеринбурге со стоянками год от года все сложнее. Все объекты инфраструктуры были построены в 70-е гг., сейчас спрос растет, и на всех места не хватает. Для строительства нового яхт-клуба требуются миллионы долларов. Бизнесу самостоятельно это не потянуть, нужны инвестиции со стороны городских властей», — поясняет г-н Балябин.
Юрий Крюченков соглашается, что инфраструктуры не хватает и нужны вливания. При этом он убежден: спонсорам, частным или государственным, такие инвестиции могли бы вернуться. «Я бы сломал стереотип, что спортивные объекты или мероприятия убыточны. Если к каждому событию подходить как к проекту, формируя его устав, программу, расписывая денежные потоки, то при хорошем менеджменте можно все это сделать рентабельным», — уверен он. И тут же резюмирует — в Екатеринбурге пока нет специалистов, которые могли бы сделать яхтинг прибыльным.
(1)Для бизнесменов в яхт-клубе организуют VIP-гонки. При этом команда набирается из непрофессионалов, а у штурвала часто стоит известный спортсмен. Призовой фонд местных соревнований доходит до 250 тыс. евро и формируется из взносов участников гонок. Нередко наши бизнесмены участвуют в международных VIP-регатах.
детали
Как стать яхтсменом
1 - Прийти в яхт-клуб на Верх-Исетском пруду и сказать: «Хочу ходить на яхтах!» |
2 - Сходить в рейс с кем-нибудь из яхтсменов |
3 - Купить парусную лодку (от 500 тыс. руб.) |
4 - Обеспечить место стоянки яхты (5-10 тыс. руб. в месяц) |
5 - Получить удостоверение капитана (15 тыс. руб. за корочки) |
6 - Участвовать в VIP-гонках (членский взнос, из которого формируют призовой фонд, от 10 тыс. евро) |
7 - Брать яхту в аренду, когда едешь в отпуск на море или океан |
8 - Купить собственную большую яхту |
Источник: опрос яхтсменов.