Как заставить людей работать на вас круглые сутки?/ЛАЙФХАК
Как сделать так, чтобы ваша компания работала круглые сутки, и это устраивало сотрудников? Что нужно для того, чтобы люди без проблем работали даже ночью – в нашем материале.
Как найти добросовестных работников на ночные смены и настроить их на полноценный труд, пишет «Секрет Фирмы».
1. Берите на работу тех, кто все равно не спит
Есть люди, которым работать ночью намного удобнее. Например, это студенты, у которых день занят учебой, или явные совы, у которых основная активность происходит в темное время суток. для таких работников не нужно будет сильно стараться и создавать дополнительную мотивацию, у них она и так есть. Некоторые западные компании пишут в объявлениях о вакансиях следующее: «Если вы не можете заснуть ночью, у нас найдется для вас работа».
Важно, чтобы сотрудник мог принимать самостоятельные решения, ведь ночью нет начальников и руководителей, с которыми можно согласовать то или иное действие, поэтому и приходится справляться самому — это мотивирует любителей ночной работы больше всего.
2. Поменяйте часовой пояс
Швейцарская IT-компаний Open Systems сняла офис в Австралии и начала отправлять своих специалистов в полугодовые командировки в Сидней, чтобы служба поддержки работала круглосуточно, но все сотрудники работали только днем. В России все проще – в стране 9 часовых поясов, и когда в одном уголке наступает ночь, в другом просыпаются… работники. Московским компаниям стоит поискать сотрудников из Владивостока, Магадана, Сахалина и других дальних городов.
«Нам хватило двух недель, чтобы понять главное: если консультанты работают в ночь, они считают это нереальным подвигом. Они допускали очень много ошибок, но считали, что им все простят», — вспоминает основатель правового сервиса 48Prav.ru Александр Трифонов. Он нанял людей из Екатеринбурга и Владивостока и решил проблему с ночными сменами. Ночью сервису достаточно трех онлайн-консультантов, поэтому на аренду офиса можно не тратиться — сотрудники работают из дома.
3. Щедрое материальное вознаграждение
По закону ночные сотрудники могут рассчитывать на доплату в 20%, но многие компании предпочитают быть чуть более щедрыми, повышая эту ставку до 30–40%. Такой шаг помогает привлекать новых специалистов и мотивировать тех, что уже работают.
«Часто возникают ситуации, когда необходимо вывести дополнительный персонал в ночную смену, а это не всегда просто. Многие не готовы выходить даже за надбавку, предусмотренную ТК РФ», — объясняет территориальный менеджер международного кадрового агентства Kelly Services Кирилл Ерохин.
Кроме надбавок, за каждый отработанный ночью час можно выплачивать квартальные или годовые премии, а также включать ночные смены в систему мотивации компании. В Kelly Services действует программа «Лучший работник», где сотрудникам начисляются баллы за разные полезные действия — за ночную смену и экстренный выход на работу награда самая высокая.
4. Больше личного внимания ночным сменам
Ночные работники – это спецназ компании. Эти люди пропускают дни рождения, не всегда попадают на корпоративы, не участвуют в мозговых штурмах и общаются в замкнутом кругу. Важно, чтобы они знали, как важны для команды, поэтому 1-2 раза в месяц заглядывайте в офис ночью – просто, чтобы узнать, как дела, или устройте среди «ночников» корпоративные соревнования.
В транспортной компании «Светлана-К» внедрение системы мотивации начали именно с ночной смены, хотя традиционно подобные мероприятия устраиваются для дневных сотрудников. Шестерых работников отдела клиентского сервиса разделили на две команды и полгода начисляли им баллы за наименьший процент ошибок при заведении заявки, проверку заявок друг друга и хорошие идеи по автоматизации работы отдела. Команда-победитель получила денежную компенсацию, а процент допущенных ошибок снизился до 0,2% от общего объема заведенных заявок (около 400 000). Дневные сотрудники вступили в игру уже позже.
5. Иные бонусы никто не отменял
Скидки в столовой или еда за счет компании для дневных сотрудников не так необходимы, как для ночных. Дело в том, что ночью найти нормальную еду трудно, и для компании это не только возможность повысить лояльность сотрудников, но и инвестиция в их здоровье. Так, в офисе онлайн-сервиса для путешествий OneTwoTrip есть две оборудованные кухни, а ночным сотрудникам привозят ужины — салат и горячее. Еще одна проблема, которую стоит решить – транспорт.
«В 2000 году мы выделяли сотрудникам, работающим в ночную смену, дополнительную компенсацию на проезд на такси. Этот инструмент не сработал, потому что сотрудники могли использовать компенсацию не по назначению, и четкой ассоциации с заботой компании о сотруднике не прозвучало», — вспоминает директор по взаимодействию с функциями и регионами «Вымпелкома» Екатерина Смолева. В результате компенсацию заменили заказом такси — сейчас компания самостоятельно заказывает машины для 200 человек, работающих в ночь в центре поддержки клиентов «Билайна», и оплачивает расходы.
6. Дайте возможность отдохнуть
Согласно законодательству (ст.96 ТК РФ) продолжительность работы в ночную смену должна сокращаться на один час. Но многие компании позволяют своим сотрудникам отдыхать и во время смены, увеличивая количество перерывов или не настаивая на постоянной работе.
«Мы не возражаем, если в ночную смену сотрудники играют в игру, установленную на корпоративном сервере, при условии что все заявки закрыты и обращений от клиента нет», — объясняет гендиректор компании — разработчика мобильных приложений «Грувител» Денис Царев.
Рабочее место при этом должно соответствовать: многим нужна возможность помыться или вздремнуть после смены, особенно если утром они отправляются на другую работу или учебу. Для ночных сотрудников атмосфера в офисе играет куда большую роль — за окном темно, город спит, а им нужно быть в рабочей форме. Клиенты компании TruExit, организующей квесты, жаловались, что операторы встречают их ночью в плохом настроении, как будто совсем не рады видеть. Опросив операторов (8 человек), в TruExit выяснили, что в ночную смену сотрудники чувствуют себя в офисе менее комфортно, чем днем. Ситуацию помогло исправить обустройство комнаты для администраторов — мягкая зона, комнатные растения, дополнительное и более мягкое освещение. Такое помещение гораздо приятнее, чем стандартный «голый» офис.