«Какая-то феодальная раздробленность». Почему риелторы рискуют остаться «черными» / МНЕНИЕ
«Если риелторы продолжат междоусобные войны, выяснения, кто круче и кто самый умный, свой закон они не увидят еще очень долго. И останутся «черными». Татьяна Деменок — о проблемах в отрасли.
Татьяна Деменок, президент Российской Гильдии риэлторов (РГР):
— Недавно я побывала в Чикаго на конгрессе Национальной ассоциации риелторов США — ежегодном мероприятии, которое собирает больше 25 тыс. участников со всего мира. Летела через Стамбул, и что удивило: там, в аэропорту, был жесткий досмотр — перевернули весь чемодан. К такой же картине я готовилась по прилету в США, особенно когда увидела три стойки: для граждан страны, для прилетающих из Евросоюза и для тех, кто с визами. Однако, сотрудник таможни спросил, куда я направляюсь, и, услышав ответ: «На конгресс ассоциации риелторов», быстро меня пропустил.
Дело в том, что в Штатах профессия риелтора очень уважаема, там это обеспеченные люди, в чьей лояльности заинтересованы даже политики. На одном из недавних конгрессов, например, выступала Хилари Клинтон, в прошлом году — Колин Пауэлл, советник по нацбезопасности в администрации Рональда Рейгана и госсекретарь в период первого президентского срока Джорджа Буша-младшего. Такое внимание объяснимо — риелторы довольно близко общаются со своими клиентами, перед ними люди раскрываются много больше, чем перед нотариусами или банкирами. Они чувствуют настроения сограждан и этим очень интересны структурам власти и политическому бомонду.
В России, к сожалению, если о риелторах и заходит речь, то, как правило, в негативном ключе — применяется выражение «черный риелтор». Уважения к профессии нет.
Я понимаю, почему отношение к риелторскому сообществу в нашей стране настороженное. В профессию свободен вход для кого угодно, барьеров нет. В Екатеринбурге хотя бы работает Уральская палата недвижимости, которая принимает экзамены у риелторов, а в целом по стране ситуация на порядок хуже. Когда 1,5 года назад я стала президентом РГР, то даже не представляла, какой бардак в отрасли! И ситуация не изменится, пока не появится закон о риелторской деятельности, который будет полностью регламентировать работу специалистов, пропишет правила игры и, главное, будет понятно, кто несет ответственность за проведение сделок.
Занятно, что необходимость написания и принятия такого закона понимают «государевы мужи». За время своего президентства в РГР я провела переговоры с Павлом Крашенинниковым, главой комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, с Николаем Николаевым, председателем комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. Была у Лидии Михеевой, главы комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами, заместителя председателя совета исследовательского центра частного права при президенте РФ. И везде прекрасно осознают, что закон отрасли нужен! Потому что развитие ИТ-технологий, электронных площадок и продуктов, которые предлагают банки и информплощадки, не заменит человеческого общения и понимания той или иной ситуации, с которой сталкиваются при совершении сделок с недвижимостью.
Например, человек приходит со своей квартирой на первичный рынок жилья и хочет взять ипотеку. Кто будет заниматься продажей старого объекта? Машины? Нет — это 100%.
А могут быть вообще казусные ситуации: сегодня все звонки в банк, все разговоры прослушиваются, и нас об этом предупреждают. И если сказать банковскому специалисту, что за квартиру вносят аванс, машина услышит это слово, и объект исчезнет с портала, на котором был выставлен. Хотя авансовое соглашение еще даже не заключено! Просто недумающее существо прямолинейно отреагировало на слово, заложенное в его программу. Как машины будут действовать в случаях, если человек сомневается? Как станут поступать с возражениями, возможностями, мечтами? Так что риелтор будет нужен всегда. Г-н Крашенинников даже рассказывал, что закон для отрасли уже готовили и рассматривали в первом чтении, но до конца не довели. И он точно понимает, почему: дело в разобщенности риелторов. К сожалению, вынуждена констатировать: депутат прав.
В риелторском сообществе наблюдается какая-то феодальная раздробленность — последние 25 лет игроки не могут определиться, нужно лицензировать агента или компанию, как страховать деятельность, создавать СРО или НП, и кого туда принимать — юридических или физических лиц. Такие дебаты давно ведутся теми, кто за закон. Например, представители риелторских ассоциаций Москвы и Санкт-Петербурга хотят создания такого документа.
А в региональных объединениях царят сомнения и колебания, даже Гильдия Московской области против закона. Говорят: «У нас и так все хорошо». Совершенно местечковое представление о своей профессии!
В этом году в РГР была попытка создать рабочую группу, которая начнет писать техзадание для законопроекта — его должны написать именно участники рынка, потом передать юристам, которые обладают всеми компетенциями, чтобы встроить документ в систему всех законодательных актов РФ, исключить возможные разночтения. Через два месяца я эту группу распустила, потому что участники не смогли найти единое видение, и, в конце концов, вообще пришли к выводу, что закон не нужен. Тогда я решила провести опрос среди всех членов РГР: нужны ли закон и лицензирование риелторов. И большинство ответило положительно! К сожалению, и в этом случае нашлись те, кто поставил результаты опроса под сомнение. Сейчас мы готовим новое анкетирование, результаты я вынесу на Национальный Совет РГР в декабре. Посмотрим, какой будет реакция.
Я понимаю, что не все участники рынка созрели для работы по закону. В той же Америке риелторы в 1800 (!) году собрались и решили, что им необходим мультилистинг для проведения сделки с коллегой, который приводит клиента. Для оперативности и эффективности — расчетливости американцам не занимать. Но первый мультилистинг они выпустили только в 1908 г. Да, наш рынок недвижимости существует лишь 25 лет, но мы ведь идем семимильными шагами: уже есть профстандарты риелторской деятельности, есть профессиональные ассоциации, комиссии по этике. Почему бы не появиться и закону, который позволит повысить уровень специалистов и статус профессии в глазах общественности? Объективно: он необходим. И я приложу все силы, чтобы закон появился.
Если же риелторы продолжат междоусобные войны и выяснения, кто круче и кто самый умный, не придут к консенсусу для начала написания техзадания для законопроекта, то свой документ они не увидят еще очень долго.
Я как никто знаю, чего стоит выстроить отношения с законотворцами, с исполнительной властью. У нас должна быть четкая и единая линия поведения, понятная всем. Как в бизнесе. Иначе, если метаться как лебедь, рак и щука, результат будет соответствующим, а риелторы в общественном восприятии так и останутся необязательными при совершении сделок с жильем и «черными», как их периодически называют СМИ.
Надеюсь и верю, что в ближайшем будущем при прохождении нашей границы и упоминании, что гражданин другой страны едет на конгресс РГР, его будут пропускать без лишних вопросов. А бюджет нашей страны будет пополняться налогами после покупки иностранными гражданами нашей российской недвижимости.