Какие топы могут больше заработать в Екатеринбурге консалтингом и обучением. РЕЙТИНГ
На рынок обучения и консалтинга Екатеринбурга все активнее выходят практикующие топ-менеджеры. Их опыт востребован, а цены выгоднее предложений от учебных центров. Но топы не умеют себя продавать.
Кризисная перестройка уральского рынка бизнес-обучения резко повысила популярность услуг преподавателей-фрилансеров в Екатеринбурге. Если весной 2014 г. только в каждой шестой фирме (17%) отмечали, что готовы работать с частниками, то весной 2016 по данным опросов руководителей компаний Екатеринбурга и Челябинска речь шла уже примерно о 40%.
«У нас в компании до второй половины 2015 года была довольно жесткая практика работы с поставщиками услуг, исключающая привлечение частников, были многолетние партнерские отношения с одним из провайдеров. Но в этом году мы в порядке эксперимента сначала привлекли фрилансера-рекрутера, потому взяли на проект бизнес-тренера. При правильной постановке задачи и должной экспертизе hr-директора этот вариант заметно экономит бюджет», — приводит пример директор по персоналу компании «Альфа Трейд» Алена Носкова.
В кризис корпоративные заказчики бизнес-обучения стали экономить и активно обращаться к частникам, минуя учебные центры. Крупному и среднему бизнесу даже в нынешней сложной ситуации нужно периодически обучать управленческий состав и квалифицированных специалистов: у таких фирм есть все ресурсы — организационные и технические, им не нужны услуги провайдеров, им нужен чистой воды экспертный опыт преподавателя.
Поэтому руководители таких компаний-заказчиков все чаще обращаются к преподавателям напрямую, срезая все «косты».
«Зачем мне услуги бизнес-школы, если я могу взять продажника, который за 10% от стоимости соберет под мое имя и мою тему полноценную группу. В этой ситуации несколько не конкурирующих между собой раскрученных тренеров могут работать в кооперации, не тратить ресурсы на бренд школы, избавить клиента от дополнительных расходов», — рассуждает один из частных преподавателей, попросивший не называть его имени.
Но до 2016 г. в Екатеринбурге большинство таких частников представляли собой уже достаточно известных и раскрученных тренеров, которые работали как на учебные центры, так и на себя. Теперь на рынке знаний новая тенденция: все больше фрилансеров, это действующие топ-менеджеры уральских компаний. Директора по финансам, по персоналу, по маркетингу, по продажам активнее интересуются капитализацией своих знаний. Они, будучи носителями свежего опыта, полученного в период кризиса и успешно реализующие проекты в своем бизнесе, готовы этим опытом делиться. При этом цены на их услуги оказываются реально ниже традиционных расценок учебных центров и даже ниже цен частных бизнес-тренеров.
«Никто, конечно, не ожидает, что частники заменят длинное системное образование. Но в сегменте краткосрочных услуг — а это на минуточку 70% всего рынка — они могут занять серьезные позиции», — полагает Олег Карпов, эксперт Ассоциации русководителей и специалистов по управлению человеческими ресурсами (АРС УЧР).
Сколько могут заработать уральские топ-менеджеры, если захотят таким образом продавать свои знания? По подсчетам Ассоциации руководителей и специалистов по управлению человеческими ресурсами, топ-менеджер с зарплатой от 200 тыс. руб. в месяц может примерно на 25% поднять свой годовой доход, если будет инвестировать в проведение обучающих мероприятий хотя бы 10-15% своего рабочего времени.
Более того, на стоимость труда влияет дополнительное образование в сфере обучения. Наблюдение за той же категорией топ-менеджеров (зарплата 200 тыс. и более) показало - если топ прошел подготовку в формате «тренинг для тренеров», то у него возрастает частота повторных заказов. Это косвенно указывает на то, что основная проблема носителей опыта: низкий уровень педагогических способностей, умения учить других людей.
Развитие этой тенденции до недавнего времени ограничивала позиции нанимателей топов — собственников компаний среднего и крупного бизнеса. Многие из них были против того, чтобы представители их управленческой команды тратили силы и время на сторонние проекты. Но сейчас отношение к «халтурам» меняется.
«Понятно, что если топ работает едва справляется со своей работой, то публично подрабатывать ему никто не позволит. Но если в компании работает специалист высокого класса и он ощущает дефицит профессиональной самореализации, то позволить ему преподавать или давать консультации – отличный способ удержать такого специалиста в бизнесе. Ведь есть очевидная проблема, когда топы в среднем бизнесе дорастают до потолка, собственникам трудно их удержать. Управленцы видят единственный выход в том, чтобы перейти в крупный федеральный бизнес или в иностранную компанию. Занять себя консультированием— теперь новый вариант», — комментирует Алексей Иваницкий, участник рабочей группы АРС УЧР, подготовившей исследование.
На начало лета 2016 г., как показывает исследование сайта HR-mnenie.com, в Екатеринбурге чаще всего замечены в таких подработках несколько категорий топ-менеджеров. Мы расположили их по убыванию активности:
- директора по маркетингу,
- директора по финансам,
- директора по персоналу,
- директора по продажам,
- коммерческие директора.
Интересно отметить, что опрос потенциальных заказчиков, проведенный в рамках того же исследования, но немного ранее (в апреле 2016 г.) дал несколько иную картину. Успешные директора по финансам и директора по продажам оказались более востребованы, а вот, к примеру, проявляющие наибольшую активность директора по маркетингу попали лишь на третью строчку. Вот такой список получился:
- директора по финансам,
- директора по продажам,
- директора по маркетингу,
- директора по персоналу,
- коммерческие директора.
Главное ограничение, которое сохраняется сейчас для развития этого тренда — топ-менеджеры не знают, как себя продвигать на рынке знаний. Их естественный инструмент — это рекомендации, но он очень ограничен по скорости распространения.
«У желающих капитализировать свой опыт топов два пути: либо участвовать в профессиональных конференциях, активно публиковаться в СМИ, то есть делать более известным свое имя и тем самым продавать себя. Или второй вариант – так как не у всех хватает терпения и опыта для самопродаж и грамотного PR, они примерно через год-полтора таких попыток, обращаются в те же самые учебные центры, которые обладают базой клиентов, чтобы упростить себе задачу. Но тогда эти топы становятся рядовыми преподавателями и теряют преимущество в глазах заказчиков», — резюмирует Олег Карпов..