Каким должен быть успешный топ-менеджер, рассказал Виталий Милованов, Райффайзенбанк
Глава уральского филиала Райффайзенбанка Виталий Милованов не исключает, что в будущем бросит банковский бизнес и возглавит сотовую компанию. Главное — это страсть, уверен он.
Виталий Милованов, директор регионального центра «Уральский» ЗАО Райффайзенбанк:
1. Для успешного топ-менеджера такие вещи, как костюм, аксессуары, кабинет — мелочи. Самое главное — любимое дело и страсть к работе. Если это есть, у него все будет получаться: он будет развиваться сам и мотивировать других. А все остальное абсолютно не важно.
2. Не важно, в какой сфере работает успешный топ-менеджер. Он может работать в банковской сфере, а завтра перейти, например, руководителем проекта в сотовую компанию. Главное желание, решительность и готовность обучаться. Иногда это даже плюс: свежий нестандартный взгляд из другой отрасли. Я допускаю, что сам могу оказаться руководителем в другой сфере. Почему бы и нет.
3. Однозначного ответа, какая модель управления самая эффективная, не существует. Есть такое понятие, как ситуативный менеджмент, когда к каждому сотруднику или целому подразделению применяется «свой» определенный подход. Например, чтобы замотивировать новичка, нужно быть постоянно вовлеченным в процесс его работы, контролировать каждый его шаг, направлять и советовать. Если сотрудник работает в компании много лет, то все наоборот. Если ты будешь контролировать его каждый шаг, ты его очень серьезно демотивируешь.
4. Модель «большого великого босса» несет большие риски. Во-первых, потому что даже «большой босс» может ошибаться. Во-вторых, с ним не интересно работать: он все знает сам. И в-третьих, если босс уйдет, все может развалиться. Потому что он подбирал сотрудников под себя, от которых не требовал особых компетенций, кроме четкого исполнения его распоряжений. Как правило, с хорошим «большим боссом» все работает, но компания становится его заложником.
Очень редко, но иногда я включаю «большого босса», точнее, мне приходится это делать. Когда возникают чрезвычайные, кризисные ситуации, и очень важно взять процесс в одни руки. Это нужно для контроля. И это важно для сотрудников, чтобы сохранить веру в компанию, дать реальную картинку положения дел. В сложные моменты информация должна быть четкой и исходить от одного лица.
5. Важно правильно формулировать и цель, и способ ее достижения. Выполнение нечетко поставленных целей — иногда еще хуже, чем недовыполненная четко сформулированная цель. Есть, скажем, цель для сотрудника – продать 100 кредитных карт за месяц. Но не просто продать, а продать кредитную карту так, чтобы клиент начал ей пользоваться, был четко проинформирован об условиях, комиссиях, сопутствующих продуктах. Если эти карты проданы, но клиенты не получили полную информацию, то цель не была достигнута. Клиент не будет доволен работой банка, так как ему придется задавать дополнительные вопросы, а и может столкнуться с «сюрпризами» в виде комиссий, испорченной кредитной истории. А для банка самое страшное — недовольный клиент.
6. Корпоративная культура — это очень важно. Ни одна крупная компания не может существовать без нее. И в принципе, она должна формироваться уже на этапе стартапа. Корпоративная культура определяет мотивацию коллектива, а также общий имидж в компании в глазах клиента и будущих сотрудников.
Топ-менеджер не заложник корпоративной культуры. Именно он ее и определяет. Что касается федеральных или международных компаний, таких как Райффайзенбанк, в них топ-менеджер является проводником корпоративной культуры группы.
7. Конечно, кадры — это самое ценное, что есть в компании, но и незаменимых нет. Их и не должно быть. Обязательно должна быть доля ярких людей. Но я понимаю, что рано или поздно они либо покинут компанию, либо перейдут на другие позиции, потому что им надо расти. Задача любой компании до определенного этапа этот рост обеспечивать.
8. Для меня одинаково важны и клиенты, и сотрудники. При этом есть еще и третья сторона — акционеры. Без довольных акционеров не будет ни сотрудников, ни клиентов. Но в то же время, если счастливы сотрудники — счастливы и клиенты. Значит, они готовы перевести свои активы в этот банк и, кроме того, рекомендовать его другим. Значит, банк зарабатывает прибыль: счастливы акционеры.
9. Кризис — это возможность. Любое развитие проходит через кризис. И вопрос даже не в том, что это шок, встряска. Просто в обычной ситуации ты зачастую не замечаешь слабых мест в стратегии, ошибок в выстраивании процессов. В любом случае работает правило: чем больше негатива сейчас, тем больше позитива в будущем.
10. У меня нет продолжительных отпусков. И во время отдыха я не отвлекаюсь до конца от работы. В принципе, я считаю, что отдыху это не мешает. Даже наоборот, мне нравится это совмещение, потому что я люблю свою работу. Когда ты делаешь что-то с удовольствием, ты можешь инвестировать в дело большое количество трудовых затрат, получая взамен энергию.