"КАЛИНА" - Екатерина Жданова
Внешностью и талантами бог Катю Жданову не обидел. Рыжие волосы, отличная фигура, редкое обаяние, креативность, фантастическая энергетика, независимость — кажется, такой она была с самого рождения.
Внешностью и талантами бог Катю Жданову не обидел. Рыжие волосы, отличная фигура, редкое обаяние, креативность, фантастическая энергетика, независимость — кажется, такой она была с самого рождения. Тем не менее она говорит, что росла «торшерным» ребенком — в том смысле, что все время была на виду у родителей и с их мнением привыкла считаться. Так что, когда мама попыталась сделать из Кати специалиста по промышленной деревообработке, дочь не стала перечить. Мама преподавала (и до сих пор преподает) французский язык в Лесотехнической академии и считала, что для блага Кати будет лучше, если ее студенческие годы пройдут в Лестехе под неусыпным родительским контролем. Учеба давалась Кате без напряжения: она легко, не затрачивая много времени, усваивала главные закономерности разных технических наук и могла при необходимости делать практические выводы. Правда, деревообработка ее устраивала не вполне: все годы в Лестехе девушка порывалась отнести документы в пединститут на дефектологическое отделение или в УПИ, да так в итоге и не отнесла. Зато после Лестеха уже никто не мог запретить Екатерине учиться, где она хочет, и она поступила на иняз. Но здесь приходилось тратить бесконечные часы на заучивание иностранной лексики. Перед студенткой встала дилемма: или деньги, или учеба. Выбрала финансовую самостоятельность. Вообще-то зарабатывать на карманные расходы она стала еще с первого курса Лестеха — считала, что брать деньги у папы с мамой не «по понятиям»: Я и печатала, и полы мыла. Отдельная история — завод «Пневмостроймашина». Это целый период в жизни. Там уборщицам платили очень неплохие деньги. Я была очень необычной уборщицей: вся такая зайка, рыжие волосы до попы — и с помелом! Подружки говорили — радовала рабочих страшно.
Целый год Екатерина проработала секретарем в Центре проблем пола (ныне — «Преображенская клиника»). Однажды иду к остановке, а за мной — симпатичный молодой человек: «Девушка, девушка! Не хотите работать в сексологическом центре? Я сексолог!». Я думаю: «Какой приколист!» и отвечаю: «Конечно, хочу!». Ну и стала там работать, — вспоминает Катя. Приняли ее в новом коллективе хорошо. Фактически она тащила на себе часть административной работы. Приходилось много общаться с самыми разными людьми, и со всеми суперкоммуникабельная Катя Жданова мгновенно устанавливала хорошие отношения. В городе в то время создавалась Федерация шейпинга России, и Екатерина, человек спортивный и склонный ко всему новому, захотела поучаствовать в раскрутке как самой организации, так и нового на тот момент спорта. Оценив ее потенциал рекламиста и промоутера, руководители Федерации предложили Екатерине возглавить отдел рекламы и PR. Через полгода Катя занялась организацией «Имидж-конкурса» — шоу с участием спортсменок, увлекающихся шейпингом. Вместе с Федерацией конкурс готовил «Имидж-центр» Евгения Горенбурга. Евгений и Екатерина вдвоем делали самую важную оргработу — находили и убеждали спонсоров. Женя — гениален во всем, чем занимается. Он гениальный музыкант, гениальный поэт, гениальный продюсер всех проектов, за которые берется. Он гениально умеет доставать деньги из воздуха для этих проектов, — восторгается Екатерина.
Горенбург в то время был еще и продюсером Свердловской киностудии и курировал, в частности, ее телевизионные проекты. Он переманил Екатерину из Федерации (связей с ней она, к слову, не потеряла) в продюсерский центр при киностудии. Два продюсера — генеральный (Горенбург) и исполнительный (Жданова) вместе умудрились раскрутить самый эпатажный уральский телепроект 90-х — «Царская охота». Определить, чем конкретно занималась Катя в «Царской охоте», за давностью лет уже трудно. Скорее всего, чем только можно — креативом, общением со СМИ, промоушном телепрограммы, ну и разумеется, привлечением спонсоров. «Царская охота» — прообраз современных реалити-шоу на отечественном телевидении — была проектом чрезвычайно затратным. Во-первых, применялись дорогостоящие технологии — например, многокамерная съемка в специальном павильоне. Во-вторых, большие деньги нужны были для того, чтобы шоу соответствовало своей идее — «За большие деньги человек может пойти на что угодно». Екатерина помимо прочего занималась одним из самых важных направлений в проектах — рекламой. Естественно, ее роль в общем успехе велика, — считает г-н Горенбург, ныне занимающий пост президента спортивного клуба «Динамо» (хоккей на траве). — Искать спонсорские деньги у нее тоже получалось хорошо, хотя методы, которыми она пользовалась, мне не всегда были понятны. Вопрос, чего же странного было в этих методах, повергает Евгения Горенбурга в задумчивость: По крайней мере, ее поведение на переговорах с потенциальными спонсорами сильно отличалось от моего. Это не хорошо и не плохо, просто она все делала по-своему. Катя — личность экстраординарная, и потому обычному человеку ее подход трудно оценить — правильный он или нет. В моем понимании она всегда действовала сверхнастойчиво. Чтобы так себя вести, нужна огромная уверенность в своей правоте, которая формируется не объективными обстоятельствами, а субъективным, личностным пониманием важности, необходимости всего происходящего. Вот этого у нее не отнять. Она делает только то, во что свято верит. Или не делает вообще.
Екатерина действительно свято верила, что «Царская охота» была совершенно новаторским, великолепно сработанным, захватывающим проектом, который создавала команда самых лучших в городе профессионалов. Однако ее веру разделяли далеко не все. Очень у программы сложилась скандально-негативая репутация. Все труднее стало находить источники финансирования, в команде начались творческие разногласия. Когда проект естественным образом подошел к своему эпилогу, у Кати было предложение о новом месте работы. По ее словам, автором идеи «Царской охоты» был Тимур Горяев, который к тому моменту уже владел контрольным пакетом парфюмерной фабрики «Уральские самоцветы». Г-н Горяев в числе прочих спонсировал шоу и пристально следил за развитием программы. «Охота» умерла — и Тимур Рафкатович предложил Екатерине возглавить отдел рекламы «Уральских самоцветов».
Фата-моргана
В 1995 г. «Уральские самоцветы», по воспоминаниям очевидцев, оставались совершенно совковым предприятием. Современными на фабрике были только относительно недавно закупленные импортные линии. А вот продвижение продукции и кадровая политика словно бы замерли в 80-х. Тогда слово «маркетинг» на «Самоцветах» считалось ругательным, рабочие тащили все, что не приколочено. Тимуру Горяеву предстояло полностью перестраивать компанию. Мне было очень страшно принять его предложение. Я, хотя и не работала на таких громадных советских предприятиях, понимала, насколько трудная задача стояла перед новым владельцем. Я «мылилась» почти полгода, прежде чем согласиться — говорит Екатерина. И все это время г-н Горяев о рекламистке не забывал, предлагая узнать предприятие с разных сторон. И своего добился. Однажды он предложил Кате посмотреть, как создают ароматы в парфюмерной лаборатории. Катя, как и любая женщина на ее месте, согласилась. И, как и любую женщину, увиденное ее поразило: Я пришла и… умерла. Я познакомилась с уникальными людьми, которых нигде, кроме этой лаборатории, встретить нельзя. У них сногсшибательное обоняние, они не могут ни курить, ни употреблять спиртного, ни пользоваться парфюмерией на работе. Они живут в фата-моргане, своем волшебном мире запахов... И я сказала себе: это мое. Я здесь буду работать. И буду продвигать творения этих сказочных людей. Горяев, тонкий психолог, безусловно, уловил одну из личностных доминант Екатерины Ждановой и не ошибся. Он понял, что без эмоциональной вовлеченности в процесс, без искренней веры в уникальность происходящего Екатерина работать не будет ни за какие деньги.
Так девушка получила громкую должность — начальника отдела рекламы и PR на одном из крупнейших мировых парфюмерно-косметических производств, и превратилась из Кати в Екатерину Болиславовну. Помимо координации рекламы, ей тогда пришлось поучаствовать в создании новых торговых марок. Отдел маркетинга, поясняет Екатерина, в то время состоял из двух сотрудниц, которые постоянно менялись.
У нее самой помощников поначалу не было, приходилось брать ответственность на себя. Первый год работы на «Самоцветах» запомнился Кате «пробиванием» самых популярных брендов: Как-то собралась рекламная группа в баре. Ломали голову над названием: ясно было, что в нем должно быть слово «Линия». Но вот какая? Кто-то предлагал «Белую линию», кто-то — «Экологичную». В итоге я предложила как вариант «Чистую линию», и Тимур, ставший генеральным директором, именно это название и утвердил. При прежнем руководстве с запуском новых брендов, по воспоминаниям Екатерины, была беда: Целый год пришлось объяснять, что «Гель для душа» — это не бренд, необходимо какое-то название. Зато когда в директорском кресле утвердился Тимур Горяев, все пошло как по маслу. За год на рынок были выведены зонтичные бренды «Чистая линия», «Черный жемчуг» и марка духов «Анжелика Варум». Екатерина схватывала на лету особенности национального брендинга, заполняя прорехи в маркетинговом образовании чтением специальных книг. Кроме того, она, по ее словам, многому научилась у генерального директора: Тимур — гениальный человек, генератор идей. Я перед ним преклоняюсь. Других таких просто нет. Он и раньше имел возможность покупать себе самые дорогие дома и машины, но никогда этого не делал, все вкладывал в производство. Горяев «заклинен» на идее «российское для россиян», и он жизнь положил на то, чтобы она стала реальностью, чтобы поднять «Калину».
Свою работу в концерне Екатерина делит на два этапа — до и после кризиса. До августа 98 г. предприятие развивалось довольно динамично, особенно если сравнивать с эрой «до Горяева». Однако денег не рекламу не хватало, приходилось сотрудничать с рекламными агентствами не самой первой величины и экономить на крупных промо-акциях. После августа ситуация переменилась: потребители, в том числе и со средними доходами, массово отказались от импорта и обороты российских производителей, включая «Калину», возросли многократно. Тогда-то и были сформированы рекламные бюджеты, адекватные значению предприятия на рынке, а продвижением брендов и PR-кампаниями занялись крупные московские агентства: «Медиа Артс FСB», «Михайлов и партнеры», «Навигатор DDP». Задачи рекламного отдела стали гораздо масштабнее. Екатерине довелось, например, участвовать в мощной промо-компании, связанной со сменой названия концерна, или готовить международный конкурс «Лучший аромат 2000 г.», когда ведущие западные производители парфюмерных композиций соревновались в праве предложить «Калине» свои ароматы.
Ой, «Калина» кудрявая
Работая в «Калине», Екатерина Жданова параллельно раскручивала свой бизнес — первый фитнес-зал «Данс Холл».
В Федерации шейпинга она могла убедиться, насколько это перспективный бизнес: в городе тогда существовали только клубы «Имидж» и «Факел» и конкуренции между ними не было вовсе. К тому же, со спортом Катя дружила с детства — занималась плаванием в спортивной школе, потом играла в баскетбол. На «Калине» знали о Катином хобби — по договоренности с Тимуром Горяевым ей не возбранялось заниматься частным бизнесом, если это не мешало ее работе в отделе рекламы. А это не только не мешало, но и помогало: Катя говорит, что она выдерживала 14-часовой график и многочисленные стрессы только благодаря ежедневным часовым занятиям в собственном зале.
«Данс Холл» развивался, возникали новые направления, и проект требовал все большего внимания. Первые мысли оставить «Калину» у Екатерины начали появляться еще до августа 98 г. Как рассказывает Екатерина, в ее работе становилось все меньше креатива и все больше голых технологий. Превратиться же в сотрудника-функцию Екатерина Жданова была органически не способна. Однако кризис на работе фитнес-центров сказался совсем не так, как на «Калине». Даже постоянные посетительницы месяца три после 17 августа ходили в клуб от случая к случаю, и клуб с трудом сводил концы с концами.
А тут еще Катя чуть было не потеряла приличную сумму. Незадолго до обвала она вложила в ГКО деньги «Данс Холла» — хотела получить доход и расплатиться за аренду на год вперед. Коллеги из финансовой дирекции «Калины» помогли договориться с банком, и средства удалось вернуть. Эта помощь и повлияла на решение остаться в концерне. Кстати, тогда без приключений все-таки не обошлось, — вспоминает Екатерина. — Я забрала из банка пачки денег и, приехав на работу, обнаружила, что одной из них нет. Сижу в прострации, плакать нет сил: авария, ГКО и тут еще эта потеря…Тем временем из банка позвонили финансовому директору и сказали буквально следующее: «Пусть эта ваша ворона, которая потеряла пачку денег, приезжает за ней. Ее нашли охранники».
В последние годы работы Екатерине все меньше и меньше нравилось то, чем ей приходилось заниматься: объявлять тендеры среди рекламных агентств, контролировать требуемый уровень GRP при размещении телевизионных роликов. Она стала думать, куда бы ей уйти. Варианты были. В частности, Игорь Мишин предложил ей возглавить службу продвижения медиа-холдинга «4 канал». Катя слушала Игоря Николаевича, объяснявшего перспективы роста в большом информационном холдинге, и, как она говорит, все отчетливей понимала, что любая другая крупная компания — суть та же фабрика с теми же технократическими подходами к работе. Тогда она решила ни в какие большие фирмы не устраиваться, а сосредоточиться на своем бизнесе: Я поняла, что я не орел. Не такой у меня характер. Ну да, я маленький воробей, а что в этом плохого? Маленькая серенькая птичка, но она тоже нужна.
Когда Тимур Горяев узнал о решении Екатерины, ей пришлось объяснять, что она никого не предает, но быть Екатериной Болиславовной с русыми волосами и в строгом костюме попросту не сможет. Катины доводы, что ей хочется сделать татуировку, пирсинг и в таком виде она не сможет ходить по коридорам «Калины», как ни странно, показались генеральному директору убедительными. Ведь и раньше на «Калине» загнать Екатерину в рамки делового этикета не удавалось никому, даже Тимуру Горяеву: С самого начала повелось, что рекламному отделу дозволялось больше, чем другим. Тимур говорил: «На Жданову не обращайте внимания, она у нас творческий отдел, ей можно». Я никогда не ходила в сереньких костюмчиках, у меня всегда были безумные прически, какие-то невероятные брекеты или стразы на зубах. Возможно, так я выражала свой подсознательный протест против обезличивания персонала на крупных предприятиях. Когда я ушла с «Калины», я как-то сразу успокоилась, начала отращивать волосы и перестала красить их во все цвета радуги.
Екатерина рассталась с «Калиной» очень по-доброму, и сейчас со всеми менеджерами компании поддерживает дружеские отношения.
Желанные и счастливые
Сейчас Екатерина говорит, что после «Калины» ей уже ничего не страшно. Она, например, сама общается со строителями, которые ремонтируют ее залы: Я использую традиционный метод «Калины» в переговорах с контрагентами — собирать их вместе и сталкивать лбами, устраивая тендеры. Приглашаю сразу три бригады на объект — кто предложит самые выгодные условия, с тем и работаю. Сбивать цену мешает мужской шовинизм: Каким бы воспитанным и приличным ни был мой деловой партнер-мужчина, при обсуждении условий любой сделки: ремонта, покупки или аренды площадей — обязательно звучит вопрос: «А чего ты рубишься-то из-за цены? Тебе же твой спонсор все равно даст столько денег, сколько ты попросишь». Я сразу говорю заученную фразу: «Адреса, пароли, явки — тут же отправлюсь просить денег».
На самом деле первый зал «Данс холл» Екатерина открывала вдвоем с подругой. Та заняла часть денег, Катя тоже занимала у своих друзей. С этими ссудами она рассчиталась за полгода, долг подруги вернули через год. Сейчас «Данс Холл» привлекает банковские кредиты и деньги частных инвесторов.
Развивать бизнес Екатерина предпочитает осторожно, не привлекая крупные инвестиции и не откликаясь на заманчивые предложения. После того как всю свою энергию Катя сосредоточила на «Данс Холле», появился тренажерный зал, центр йоги, создана женская команда по фитнесу, которую консультирует Владимир Корепанов — заслуженный тренер РФ по бодибилдингу и фитнесу. Он привел Яну Владимирову (которая, кстати, тоже тренирует клиентов «Данс Холла») к победе на чемпионате Европы по фитнесу. Ставку на признанных профессионалов в своем деле Екатерина Жданова считает отличительной особенностью своего клуба. У нее, например, работают профессиональные хореографы, создающие новые программы спортивных танцев. Уловить модные хореографические веяния первыми и предложить их клиентам раньше всех в городе — это в «Данс Холле» считают делом чести. И похоже, своего добиваются. В зале клуба корреспонденты «ДК» зачарованно наблюдали за девушками, оттачивающими технику танца живота, — подобной программы нет ни у кого в городе. Занятия группы танца в «стриптиз-стиле» мы, к сожалению, не увидели. Но нам рассказали, что они сразу стали очень популярными, причем отнюдь не у профессиональных стриптизерок. Екатерина Жданова объясняет, что любая программа спортивной хореографии в ее клубе раскрепощает женщин, делает их вдвойне желанными и тем самым счастливыми. Сейчас, когда здоровый внешний вид все более приветствуется работодателями и все теснее переплетается с понятием жизненного благополучия, фитнес-центры, подобные «Данс Холлу», обречены на успех. Катя говорит о настоящем буме в этой области, не соглашаясь с мнением, что мода на фитнес — удел Москвы. Она не боится прихода в наш город столичных сетей, полагая, что у ее клуба всегда будет достаточно клиентов, предпочитающих особую демократичную атмосферу, которой нет в больших спортивных центрах. Один из тренеров «Данс Холла» заметил по этому поводу: «Макдоналдс» не убил маленькие кафе, подающие еду, в которую повар вложил душу, а не приготовленную конвейерным способом. И лично ему ближе второе. Похоже, Екатерине удалось собрать вокруг себя людей, получающих, подобно ей самой, удовольствие от работы только в том случае, если вкладывают в нее душу.