«Каждый шестой фрилансер отдыхает не больше 5 дней в году. И даже за них ругает себя»
«Перевод в другой отдел или кабинет — очевидные, внешние маркеры прогресса (пусть и мнимого) — но только не для того, кто работает из дома». Какие опасности таит в себе работа «на себя».
Все больше людей хочет работать из дома и в гибком графике. Но фриланс имеет не только плюсы. О том, как такой вид занятости подрывает психическое здоровье человека, рассказал «Нож» (Facebook). DK.RU выбрал главное из материала.
Работа дома — это не новый тренд, а скорее возвращение к истокам. Достоевский не просиживал целыми днями в коворкинге, а Толстой не писал многотомные романы, уютно угнездившись в своем кресле в open space.
Сегодня, согласно опросам, 85% сотрудников подумывают о том, чтобы когда-нибудь перейти на удаленку. А 90% из тех, кто уже переселился из офиса на диван, планируют работать в таком режиме всю оставшуюся жизнь.
Несмотря на мифы и множество мемов о ленивых фрилансерах, исследования показывают, что при переходе на удаленный формат эффективность сотрудников возрастает. По-видимому, повышенная продуктивность часто достигается экстенсивным путем: треть фрилансеров позволяет себе только один выходной в неделю, еще треть лишена и этого. 20% трудятся в режиме десятичасового рабочего дня, а 70% шуршат перьями, кликают мышью и клацают по клавиатуре по ночам.
Преимущества гибкого графика на фрилансе часто оказываются иллюзией: только 11% опрошенных могут позволить себе отпуск дольше 30 дней в году, большинство же вынуждено довольствоваться всего 1,5-2 неделями. При этом примерно каждый шестой фрилансер отдыхает за целый год 5 дней и менее. Такими цифрами выложена дорога фрилансера к хроническому стрессу и эмоциональному выгоранию.
Казалось бы, если не получается уйти в длительный отпуск, то можно по крайней мере не сидеть в одном городе и колесить по миру. На деле же от 69 до 84% фрилансеров работают из дома. Некоторые могут днями не выходить из квартиры даже прогуляться и подышать свежим воздухом.
Это приводит к социальной изоляции и одиночеству — главной проблеме тех, кто трудится на удаленке. А презентеизм (ситуация, когда мы отдаем работе больше времени, чем предполагает договор, даже если болеем, у нас выходной или отпуск) ее только усугубляет.
Возникает замкнутый круг: из-за недостатка общения усиливается тревога, которую мы пытаемся заглушить, принимая сверх всякой меры все новые и новые заказы и оставляя еще меньше времени на общение.
Впрочем, депрессия и тревожность характерны и для неодиноких фрилансеров. Исследователи связывают это с несколькими стресс-факторами: отсутствие стабильности, в том числе финансовой, постоянная необходимость искать новых клиентов и невозможность отключиться от работы.
Почти три четверти работодателей признает, что, несмотря на высокую продуктивность, сотрудники на удаленке имеют меньше возможностей для карьерного роста, чем их коллеги в офисе.
Очередная перестройка системы грейдов в компании, перевод в другой отдел и даже кабинет — очевидные, «внешние» маркеры прогресса (пусть порой и мнимого) — но только не для того, кто работает из дома: фрилансер этих изменений не замечает и начинает переживать, что никогда не шагнет на следующую карьерную ступеньку.
Специалисты, работающие из дома, чаще задаются вопросами о собственном прогрессе и переживают из-за возможной стагнации. Так они на своем опыте узнают о синдроме самозванца, постоянно испытывают мучительные сомнения в собственной компетентности, которые нередко мешают получать новые заказы и приводят к прокрастинации.
Итог неутешителен. Желанные независимость и гибкость даются очень дорогой ценой. Тревожные фрилансеры беспокоятся о том, что работать нужно больше, чтобы не остаться без денег и постоянно развивать свои профессиональные навыки. В результате они все меньше общаются с друзьями, а потом страдают от одиночества и бессонницы.