Подписаться
Курс ЦБ на 26.11
103,79
108,87

КЕРК УОТСОН: «Традиционные отрасли экономики утратили самостоятельное значение»

Керка Уотсона дважды выбирали мэром городараз за него проголосовало 84% жителей. За восемь лет он превратил столицу штата Техас в Мекку для творческих людей. Их усилия, подкрепленные бюджетными асс

Керка Уотсона дважды выбирали мэром городараз за него проголосовало 84% жителей. За восемь лет он превратил столицу штата Техас в Мекку для творческих людей. Их усилия, подкрепленные бюджетными ассигнованиями на исследовательские работы, а также миллиарды долларов частных инвестиций возвели конкурентные преимущества Остина в энную степень.

  • Что такое креативный класс?
  • Где будут жить талантливые люди?
  • Как убедить инвестора прийти в город?

***************************************************************************************************************************************************

Керк Уотсон

Сейчас советник по связям с общественностью и практикующий адвокат в городе Остин, столице штата Техас, известен как государственный деятель и специалист по экономическому развитию. В 1997 г. Керка Уотсона избрали мэром города Остин. В 2000 г. он был переизбран. Ежемесячный журнал Texas Monthly Biz magazine объявил его «Лучшим мэром в Техасе для предпринимателей». Во времена его руководства журналы «Форбс» (Forbes) и «Форчун» (Fortune) провозгласили Остин «лучшим местом в Америке для бизнеса».

В сентябре Керк Уотсон приезжал в Россию по обмену опытом. На пути из Южно-Сахалинска в Москву он посетил несколько больших городов, где встречался с мэрами и читал студентам лекции о креативных индустриях1. В Екатеринбурге его ждал Аркадий Чернецкий, который (по словам г-на Уотсона) подробно рассказал гостю об интеграции уральского города в мировую систему. Переварив информацию, американец пришел к выводу, что Россию можно считать равноправным членом пост­индустриального общества. Несколько позже он поделился своими взглядами на природу вещей с корреспондентом «ДК», начав с анализа глобальных тенденций, касающихся главным образом самоидентификации творческих людей — основы креативного класса.

Заводчик креативного класса

— Мне кажется, что сейчас видны два великих изменения в мировой экономике, — говорит Керк Уотсон без лишних предисловий, словно пересказывая сюжет новостей. — Первое — переход, связанный с новыми структурными единицами, которые будут определять развитие бизнеса в XXI веке. Когда-то такой структурной единицей была империя, но в прошлом веке могущество перешло к национальным государствам или сверхдержавам. В XXI веке мы не увидим ни империй, ни сверхдержав. Основой мировой экономики станет гораздо меньшая структурная единица — регион. Я называю регионом крупный город с населением более миллиона человек или ряд городов, образующих некий экономический коридор. Маленькие регионы могут обладать большей экономической властью, чем крупные, поскольку сегодня уже нет необходимости в крупных материальных и человеческих ресурсах. Мы можем круглосуточно контактировать с покупателями во всех регионах мира. Фактически, нажав кнопку на компьютере, вы получаете доступ в любую точку пространства.

Второе изменение в экономике — переход от конкуренции фирм за рынки сбыта к конкуренции городов за творческих профессионалов. Они становятся главным ресурсом постиндустриальной эпохи.

Вы можете назвать города (помимо Остина), которым удалось в относительно короткий срок поднять экономику за счет креативных людей?

— Американский географ Ричард Флорида, написавший книгу «Креативный класс: люди, которые меняют будущее», выделил целый ряд успешных мест в США, которые смогли привлечь креативных людей и использовать их потенциал для развития региона. Это Вашингтон, Роли-Дарем, Бостон, Сан-Франциско и другие. Мы становимся свидетелями грандиозных переселений: вчерашние студенты готовы отправиться в любой конец страны. Две трети людей в возрасте от 25 до 34 лет, получивших высшее образование, говорят, что они сначала выберут место, где они хотели бы жить, а уже потом будут искать работу. Их привлекают красивые, чистые и безопасные уголки земли, где они рассчитывают на профессиональный и личностный рост, на высокий заработок, который позволит им содержать семью.

Каковы отличительные черты регионов-структурных единиц?

— Ричард Флорида определил несколько факторов успешности городов. Это технология, талант и толерантность — три «Т» экономического развития креативного города. С фактором «технология» все понятно: успешными будут места, где создаются и применяются высокие технологии. Второй фактор — «талант» — также не нуждается в расшифровке. Америка всегда была открыта для талантливых иммигрантов. Четверть всех ученых и инженеров, 40% профессоров, преподающих инженерные науки, и более половины всех профессоров, разрабатывающих компьютерные технологии, приехали в США из других стран. Третий фактор — «толерантность» — следует пояснить. Регионы, терпимые к самым разным точкам зрения и идеям, людям других национальностей и вероисповеданий, будут работать как магниты, притягивающие креативный класс.

Чтобы выводы ученых были корректными, все эти факторы необходимо оценить количественно. Исследователи доказывают свою точку зрения, оперируя цифрами?

— Да, все поддается учету. Для оценки технологичности применялись «Индекс высоких технологий» (доля продукции высокотехнологичных предприятий региона от общенационального производства в этих отраслях) и «Инновационный индекс» (число зарегистрированных патентов на душу населения) — они вычисляются каждый год. Талант людей, проживающих в том или ином месте, рассчитывался упрощенно, как доля работников, имеющих степень бакалавра и выше. С «индексом толерантности» все несколько сложнее. Он составлен из трех показателей: «гей-индекса» (доля гомосексуалистов), индекса «богемности» (доля людей артистических профессий) и индекса «плавильного котла» (доля иммигрантов) —в предположении, что художники, музыканты, гомосексуалисты и члены креативного класса в целом предпочитают города, известные своей открытостью и разнообразием.

Все эти показатели коррелируют с долей творческих профессионалов в общем числе людей, занятых в экономике. На их базе был разработан «интегральный коэффициент креативности», учитывающий все три «Т».

У Остина высокий индекс креативности?

— Он занимает второе место в списке Ричарда Флориды. Первое — у Сан-Франциско.

Политическая экономика

В начале 1990-х гг. врачи сообщили Керку Уотсону, что он болен раком. После трех операций и химиотерапии он вернулся к юридической практике, однако через два года у него снова обнаружили опухоль. Уотсон не знал, сколько он еще проживет, и решил использовать свое время на благо общества. «Рак дает одно важное преимущество — заставляет сфокусироваться на том, что происходит здесь и сейчас, — объясняет он свой выбор. — У вас нет возможности отложить дела на несколько лет. Помню, я даже пошутил: стать мэром Остина лучше, чем снова проходить через химиотерапию». С тех пор его деятельность тесно переплетена с политикой.

Что вы обещали своим избирателям?

— Я говорил о двух-трех вещах. Прежде всего, мы должны были стать единым обществом, сохранить красоту нашего города (я предлагал меры по защите природы) и сделать центр Остина гостиной, где жители смогут собираться и развлекаться. И еще я обещал формировать в городе благоприятный деловой климат.

По данным, полученным из открытой печати, креативные индустрии как сектор экономики производят в развитых странах от 5 до 14% ВВП. Доля высокотехнологичных бизнесов растет, но традиционные отрасли: промышленность, строительство, оптовая и розничная торговля — остаются более весомыми и стабильными. Очевидно, что вы не можете работать на два фронта, одинаково эффективно поддерживая и тех, и этих. Что в таком случае вы понимаете под благоприятным деловым климатом?

— С переходом к постиндустриальному обществу традиционные отрасли утратили самостоятельную ценность. Без постоянных инноваций, которые генерирует «креативная экономика», они теряют конкурентоспособность. Но тут нет противоречия, напротив, я бы сказал, диалектическое единство. «Креативная экономика» — движущая сила развития общества, опирающегося на старый фундамент — традиционные отрасли экономики. Они не могут существовать друг без друга. И я надеюсь, что атмосфера, которую мы создаем, благоприятна для любого бизнеса, будь то производство компьютеров или торговля колбасой. С другой стороны, Остин, безусловно, не пытается объять необъятное. Я бы сказал, наш город остается вещью в себе. Чтобы не перенапрячься, мы сфокусировались на нескольких отраслях бизнеса, прежде всего, на высоких технологиях, благо эти технологии естественным образом выросли из исследований, которые проводились в университете.

Социологи полагают, что средний класс в Америке постепенно делится на две части, сильно различающиеся по уровням доходов. По одной из версий, группа, которая зарабатывает больше, и есть «креативный класс». Это значит, что традиционные американские ценности оказались под угрозой: взращивая креативных людей, вы раскалываете общество.

— Мне кажется, что необходимо иначе расставить акценты: не стоит противопоставлять более и менее креативных людей. Все они — творческие личности. Скорее деление идет по линии богатые-бедные. Чтобы разрыв был не так заметен, развивающиеся города должны рассматривать программы для необеспеченных слоев. Например, строить доступное жилье. По мере того как в Остине развивалась экономика, мы увидели, что доступное жилье жизненно необходимо. Я не могу сказать, что мы достигли всех результатов, которые намечали. Но пока я был мэром, мы создали такой фонд по доступному жилью и механизмы его наполнения. Как мы собираем деньги? Есть множество способов. Например, такой. Если в каком-то районе города девелопер хочет построить здание, выходящее за установленные нормы — выше или шире, чем положено, мы разрешаем ему сделать выше или шире, но в качестве компенсации он строит требуемое количество квадратных метров. Муниципалитет продает их нуждающимся по цене ниже рыночной.

Решение какой проблемы, не учитывая строительства жилья, вы считаете стратегически важным?

— Это дефицит специалистов. Городу необходимы всесторонне образованные люди. Исследование, которое мы провели, показывает, что при нынешнем темпе роста экономики к 2015 г. нам потребуется на 50 тыс. выпускников больше, чем в 2000 г. Если ничего не делать в этом направлении, мы окажемся в сложном положении. И наш университет готовит рабочую силу, которая станет полезной в любом бизнесе. Например, в программе, разработанной нашей торгово-промышленной палатой, говорилось, что за пять лет мы должны создать 72 тыс. рабочих мест. Причем 80% из них должно приходиться на бизнесы, уже существующие в Остине. Мы интересуемся, каких целей их владельцы хотят достичь, какие препятствия стоят на этом пути и чем мы можем им помочь, обращаясь к городской администрации. Эта программа называется «Возможности в Остине». Но все эти планы никогда не осуществятся, если мы не будем привлекать в город креативных людей и высокотехнологичные бизнесы.

Городская администрация открывает двери для всех фирм, приходящих извне, или выставляет барьеры? Что вы сделаете, если в городе появится сильный конкурент местным компаниям?

— Когда мы открывали в Остине новый аэропорт, то договорились, что не будем пускать туда федеральные сети фастфуда. И сейчас любой гамбургер или пицца, которые продаются в аэропорту, — от местного производителя. Есть и другие примеры. Недавно иностранная фирма хотела открыть в Остине торговлю кофе, но отцы города сказали: этим должен заниматься местный предприниматель. Безусловно, интересы локального бизнеса необходимо отстаивать. В Остине должны сохраниться предприятия, которые ассоциируются с его историей. Но универсального механизма принятия решения: «эти будут работать, а те — нет» — не существует. Все зависит от ситуации.

Как привести в город инвестора и налогоплательщика

В конце 90-х гг. прошлого века Остин взялся за улучшение своей экономической базы. Представители городской власти ездили по высокотехнологичным регионам, приглашая в Техас предприятия с мировым именем. Первыми пришли IBM, Intel и Motorola, их примеру последовали и другие. Керк Уотсон утверждает, что универсального рецепта, как привлечь инвесторов, нет. Всякий раз в разговоре с мировым брендом г-ну Уотсону приходилось искать новые аргументы.

Вы говорили, что теперь конкуренция идет не столько между транснациональными корпорациями, сколько между городами. Могли бы вы вспомнить случай, когда Остин выиграл в конкурентной борьбе у другого города?

— Я расскажу вам историю о компании «Самсунг». Два года назад корейцы объявили о намерении потратить $3,5 млрд на строительство нового завода. Они дали всем понять, что будут оценивать разные варианты дислокации производственных мощностей. И желающих принять их у себя (наших потенциальных конкурентов) было немало: и в Америке, и в азиатских странах. Но в итоге компания «Самсунг» выбрала нас.

На первый взгляд, «Самсунгу» было бы выгоднее разместить новое производство в Азии...

— В 2005 г. «Самсунг Электроникс», для которой этот регион «домашний», сообщила об уменьшении доходов на локальном рынке. Когда стало известно, что компания собирается вложить миллиарды долларов в развитие полупроводниковой индустрии, я был уже не мэром, а председателем местной торгово-промышленной палаты. Мы с коллегами создали рабочую группу (команду) и поставили себе цель привлечь «Самсунг» в Остин. Расписали на бумаге план действий. Прежде всего нам необходимо было добиться от компании «Самсунг» приглашения в Корею, чтобы на месте выбить из них согласие. Но ехать без конкретных предложений было бы несерьезно. Поэтому мы заручились поддержкой муниципалитета и губернатора штата Техас по предоставлению корейцам налоговых льгот. Затем получили приглашение и прибыли в Корею целой делегацией. Пять человек: я, действующий мэр, председатель комитета по экономическому развитию, представитель губернатора и представитель университета штата. Мы понимали, что и другие города будут делать примерно то же самое, и старались предугадать, что они могут пообещать корейцам и предложить нечто лучшее, сделав акцент на наших сильных сторонах.

С кем вы вели переговоры?

— Нас принимали чиновники «Самсунга». Точных должностей я не помню, но это были люди достаточно высокого уровня, чтобы давать рекомендации совету директоров компании. Они внимательно выслушали нашу презентацию (по сути, было пять разных презентаций). Каждый из нас объяснил, почему он считает, что «Самсунг» должна прийти именно в Остин. У представителя университета был свой козырь, он сказал, что большинство иностранных студентов и преподавателей — корейцы. Мэр сказал, что в Техасе тепло, стало быть, нет необходимости в термоизоляции производственных корпусов. Это важный момент. Обычно, когда вы слышите «штат Техас», то представляете пустыню, пыль и высохшие деревья, но это — стереотип. Город Остин находится в долине, среди холмов, там много лесов и озер, и мы предпринимаем немало усилий с целью сохранять природу. В завершение я рассказал корейцам о предполагаемом снижении налогов, чрезвычайно благоприятном для компании «Самсунг». И до отъезда мы провели еще ряд неформальных встреч с местными и американскими бизнесменами, чтобы получить информацию, значимую для корректировки действий.

Сколько времени понадобилось корейцам, чтобы принять решение?

— Нам пришлось подождать. Мы понимали — одной встречи недостаточно, даже если мы и сумели произвести на менеджеров «Самсунга» благоприятное впечатление. Было бы неразумно просто уехать и прервать начатый диалог, поэтому, вернувшись в Техас, мы направили в Корею специальную команду, которая еженедельно встречалась с представителями компании «Самсунг» и вела переговоры. Нам было важно знать, что ни один вопрос с корейской стороны не останется без ответа. Одновременно мы вели подготовительную работу в Остине. Следует заметить, что в подобных ситуациях администрация города нередко совершает ошибку — сначала приглашает к себе известную компанию, та отвечает согласием, и тогда местное правительство говорит: сейчас мы будем голосовать, стоит ли вводить налоговые льготы. А корейцы хотели, чтобы к их приходу в Остин все решения были уже приняты. Мы были вынуждены приложить немало усилий с целью максимально ускорить этот процесс. И мы выиграли — завод уже строится. 

1Креативные индустрии — это «…деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности». (Определение Правительства Соединенного Королевства, Департамент культуры, медиа и спорта.)

 

Самое читаемое
  • Могут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений КоганМогут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений Коган
  • Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!
  • В центре Екатеринбурга построят 30-этажный отель. Это проект бизнес-партнера ДацюкаВ центре Екатеринбурга построят 30-этажный отель. Это проект бизнес-партнера Дацюка
  • Уволены гендиректор «Яковлева» и управляющий директор «Туполева»Уволены гендиректор «Яковлева» и управляющий директор «Туполева»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.