Кирилл Шлаен, ресторатор: «Если надо будет, пересидим шторм, а потом продолжим работу»
«В России суровое санитарное законодательство, ты всегда готов к войне». Массовый карантин серьезно влияет на офлайн-бизнес, в частности, ресторанный. Но из этой истории есть работающие выходы.
Эпидемия коронавируса вносит изменения в привычный ход жизни людей и заставляет бизнес менять стратегии развития. DK.RU писал, что на фоне коронавируса зарубежные туристы отменяют поездки в Екатеринбург, отели рискуют недосчитаться гостей и прибыли.
Массовая самоизоляция привела к дефициту некоторых товаров на полках магазинов в Европе и Америке. При этом в России проблем с недостатком продовольствия нет, но владелец магазина «Жизньмарт» и сети ресторанов японской еды «Сушкоф» Иван Зайченко рассказывал, что массовый карантин серьезно корректирует привычки населения.
В период карантина весь офлайн-бизнес, связанный с посещением людей, находится в сложной ситуации: рестораны, кинотеатры, концертные агенства фиксируют падение выручки. В Москве рестораторы уже обратились к правительству с просьбой разработать меры поддержки для бизнеса, по их подсчетам, кафе, бары и рестораны рискуют недосчитаться 30-90% прибыли. Часть столичных заведений приостановила работу и сосредоточилась исключительно на доставке.
В колонке на DK.RU уральский ресторатор рассуждает, как в текущей ситуации меняется рынок общепита.
Кирилл Шлаен, ресторатор, бренд-директор CENTER franchising:
— Самой обсуждаемой стратегией защиты от нашей главной мировой проблемы сегодня выбрана самоизоляция. Изолироваться пытаются страны, города и люди. Специалисты говорят, что это лучший подход на стадии сдерживания, но победить нынешний вирус можно пока только собственным иммунитетом, и, выходит, переболеть в какой-то форме все равно придется.
Многие читали, что Великобритания отказалась от ограничительных мер — не стала закрывать ни школы, ни массовые мероприятия, ни границы. Самоизоляция рекомендована только для серьезно больных и пожилых людей. Госпитализация — для крайних случаев. Предполагается, что раз 80% переносит болезнь в легкой форме, то это и формирует у нации так называемый коллективный иммунитет. Так рассудили знаменитые британские ученые и их правительство. Или просто не побоялись сказать об этом открыто.
У всех нас есть знакомые, кто переболел в начале года чем-то похожим на необычный грипп, выздоровел и вернулся к активной жизни, не обращаясь к врачам и не сдавая анализов. Возможно, мы никогда не узнаем, чем они болели. Возможно, у одних уже сформирован иммунитет, другие предпочитают так думать. Этих людей вокруг нас будет больше с каждым днем. У каждого сегодня есть свобода выбора стратегии личного поведения.
Профессиональный выбор ресторана — быть на стороне гостя, и мы сегодня имеем возможность поддержать любое его решение.
На данный момент посещение ресторанов не запрещено, так что «Карбонара», «Агонь», «Даббл», «Пинцерия Бонтемпи» и «Секта» работают, всех гостей мы ждем с приветственным бокалом солидарности. Тем, кто решил избегать публичных мест, предлагаем 20% скидки на заказ с собой. Тем, кто выбрал самоизоляцию, доставляем еду домой, c подарочным сертификатом на посещение ресторана на 30% от суммы заказа. Мы понимаем, что настроение гостей изменится — а мы останемся.
Без театров, концертов и путешествий вкусная еда стала компенсирующим удовольствием. Поэтому заказы еды с собой и доставка растут, но и в рестораны продолжают ходить гости. Да, их стало несколько меньше. Зато у каждого больше личного пространства и внимания официантов.
Неловко за коллег, которые на этой неделе стали писать в соцсетях откровения о мытье рук, санобработке и бактерицидных лампах. Ведь это обычные нормы.
В России суровое санитарное законодательство. Если исполняешь его требования всегда, то к войне приготовиться недолго. Мы добавили только запрет рукопожатий и теперь, прежде чем выйти на смену, сотрудники измеряют температуру. Разумеется, на производстве используем перчатки, но не маски. ВОЗ рекомендует носить маски только больным, а у нас, к счастью, все здоровы.
На данный момент в Екатеринбурге шесть заболевших и несколько сотен изолировавшихся, включая карантин. А за окнами — жизнь полуторамиллионного города, наполненная социальными контактами, скупкой люксовых авто и гречки. Так сегодня выглядит наш вариант «сглаживание кривой», которым дирижирует российское правительство. И, положа руку на сердце, это тот нечастый случай, когда другие страны нам завидуют. Ведь нравится нам это или нет, в любой стране только власть может принимать меры, реально влияющие на ситуацию, и отвечать за последствия.
Сегодня в городе запрет на массовые мероприятия введен, но пока что в рестораны можно ходить без ограничений. Потребуют закрыться — закроемся первыми. Введут комендантский час — будем соблюдать и его. Пересидим шторм по домам, а потом выйдем и продолжим работать.
Вирус атакует, ментальному заражению подвергаются экономика и социальные связи.
В самоизоляции, или сохраняя привычный уклад жизни нам всем придется переболеть этой историей, научиться работать и наполнять свою жизнь радостью в новых реалиях. Выработка коллективного иммунитета произойдет неизбежно. Здоровья всем.