Китай похоронил редкоземельную промышленность в РФ
Валерий Язев, вице-спикер Госдумы РФ:
Китай за счет демпинговых цен похоронил редкоземельную промышленность в России, Европе и Америке. КНР захватила 97% рынка, а затем ввела квотирование на добычу и экспорт редкоземов, при этом экспортные пошлины и цены подняла в разы. Нефтяники, НИОКРовские внедренческие компании, предприятия ветроэнергетики говорят, что им не хватает оборудования. Дело в том, что, для производства, допустим, ветрогенератора мощностью 1,5 мегаватта нужно 350 кг разных редкоземов. А их нет. Нам нужно срочно налаживать производство редкоземельных металлов. Сегодня потребность в них составляет порядка 140 тыс. тонн, а производят в мире только 124 тыс. тонн. А через пять-семь лет понадобится уже 200 тыс. тонн, но нарастить производство за такие сроки невозможно.
В принципе, можно попробовать решить эту проблему за счет переработки моноцита в Свердловской области – регион может внести свой вклад. Скажем, в запасах моноцита под Красноуфимском содержится порядка 40 тыс. тонн редкоземов, но они востребованы в разной степени: часть нужна, часть - нет. Кто-то говорит, что наладить производство редкоземельных металлов можно на предприятиях Новоуральска или на челябинском «Маяке». Но это не так. «Маяк» занимается хранением облученного ядерного топлива, причем в определенных сборах. В Новоуральске оборонная тематика – обогащение урана изотопами. Конкретно под производство редкоземов ни одно из них не планировалось. Поэтому нужно создавать новое производство.
Сегодня нет такого предприятия, о котором можно было бы сказать «это будет наш флагман в производстве редкоземов». За исключением старых промышленных мощностей Росатома. Можно с нуля построить компанию, которая бы добывала редкоземы, перерабатывала, отбивала от радиоактивности, разделяла, производила необходимые изделия. Но это очень сложный и дорогой путь. Поэтому нужно ставить на кооперацию: одно предприятие будет заниматься добычей, другое – первичной переработкой, третье – разделением и обогащением, четвертое – производством. Но это потребует многомиллиардных вложений. Правда, можно попробовать скооперировать предприятия, которые были задействованы в цепочке производства редкоземов во времена СССР. Это бизнес-проект. Вся эта работа высокотехнологична, но она должна приносить прибыль инвесторам. Иначе для технологического прорыва не будет никакой мотивации.
Колонка написана на основе эксклюзивного интервью Валерия Язева журналу «Деловой квартал».