Клиенты готовы соглашаться с более жесткими условиями
Андрей Истомин генеральный директор компании «Ураллизинг» МИНУС Новые лизинговые контракты сокращаются в разы. У нас они снизились почти в пять раз как по объему, так и по количеству. Во-первых,
Андрей Истомин
генеральный директор компании «Ураллизинг»
МИНУС
Новые лизинговые контракты сокращаются в разы. У нас они снизились почти в пять раз как по объему, так и по количеству. Во-первых, половина нашего портфеля профинансирована екатеринбургскими банками, которые столкнулись с серьезными проблемами ликвидности и сегодня не в состоянии выдавать новые кредиты. Федеральные банки подняли ставки по рублевым кредитам на 2-5 пунктов.
Во-вторых, поскольку идет резкий спад активности практически на всех рынках, в разы сократился спрос на инвестиции в развитие предприятий, и они вынуждены снижать расходы, чтобы просто выжить в кризис.
Растет дебиторская задолженность. Лизинговым компаниям придется более жестко взыскивать ее с клиентов-должников. Уже сейчас по старым контрактам платежи от заказчиков поступают нерегулярно, поскольку большинство предприятий столкнулись с проблемой неплатежей. Причины разные — с кем-то не рассчитались бюджетные организации, кто-то не может получить кредит. Многие постоянные клиенты обращаются к нам с просьбами об отсрочке платежей. Поэтому, чтобы не допустить роста дебиторской задолженности, мы ввели жесткую систему работы. Ежедневно отслеживаем платежи, встречаемся с должниками, ищем компромиссные решения. У тех клиентов, кто все-таки не может расплатиться, нам приходится изымать технику и продавать ее, хотя торговля техникой и транспортом — не наша специфика.
Большинству лизинговых компаний придется жить за счет портфеля. Они могут продержаться на платежах по ранее заключенным контрактам год-два. Правда, портфель при этом сильно истощится.
Рынок покинут, возможно, около 30% игроков. Уже сейчас в Екатеринбурге осталось лишь три-пять лизинговых компаний, проводящих сделки. Остальные, скорее всего, не могут получить финансирование под новые контракты. Среди выбывших окажутся те, у кого рисковый клиентский портфель (заказчики не смогут расплатиться), либо организации, привлекавшие короткие кредиты на финансирование длинных лизинговых контрактов и столкнувшиеся с проблемой ликвидности. Весьма вероятно, что надолго «покинут сцену» многие лизинговые компании при местных банках. В первую очередь кредитные учреждения будут решать свои проблемы, а трудности «дочек» станут для них второстепенными.
ПЛЮС
Безудержная конкуренция и демпинг среди лизинговых компаний прекратились. В условиях резкого дефицита денег стало легче работать с клиентами. К возросшим требованиям банков и лизинговых компаний они относятся с пониманием, готовы ждать и представлять полные пакеты документов.
Мы смогли очистить компанию от малоэффективных сотрудников. В процессе быстрого роста нашей организации в условиях дефицита квалифицированных кадров мы вынуждены были брать людей с недостаточной квалификацией и мотивацией. Кризис помог нам пересмотреть подходы к работе с персоналом. Мы предложили уволиться сотрудникам, не соответствующим нашему представлению об их полезности для предприятия. Таких оказалось 10-15%. Сейчас отношения с персоналом более стабильные, люди стали дорожить своей работой, не требуя неоправданно высоких зарплат.
Освободилось много времени, чтобы обдумать вопросы, которые раньше приходилось отодвигать на второй или третий план. Это существенный плюс кризиса, так как время, отведенное нам свыше, — большая ценность. Поскольку объемы и темп работы существенно снизились, можно переосмыслить подходы к развитию и ведению бизнеса, подумать о вечном...