Клининговая компания «Чистый свет» намерена «умыть» рынок
Московская клининговая фирма «Чистый свет» открыла в Екатеринбурге представительство. Она пришла в уральскую столицу вслед за своим ключевым клиентом — гипермаркетом «Ашан». Местные игроки отмечают
Московская клининговая фирма «Чистый свет» открыла в Екатеринбурге представительство. Она пришла в уральскую столицу вслед за своим ключевым клиентом — гипермаркетом «Ашан». Местные игроки отмечают, что столичные операторы почти вытеснили их из сегмента обслуживания крупных объектов коммерческой недвижимости Екатеринбурга. Основная конкурентная борьба теперь будет разворачиваться в узких нишах.
Как сообщил ЭДУАРД АПСИТ, председатель совета директоров группы компаний «Чистый свет», причиной выхода на екатеринбургский рынок стало открытие гипермаркета «Ашан», с которым у «Чистого света» заключен эксклюзивный договор на обслуживание. Однако москвичи уже заполучили первого местного клиента — ТРЦ «Карнавал». Эдуард Апсит пообещал, что в дальнейшем «Чистый свет» попытается забрать не только крупные ТЦ, но и небольшие по площади здания коммерческого и административного назначения — от 1,5 тыс. кв. м. «Мы считаем, что с развитием рынка клининговых услуг доля регионов будет расти, а у Екатеринбурга в этом плане большой потенциал», — подчеркнул г-н Апсит.
Пока в уральской столице «Чистый свет» работает не в полную мощь — до сих пор не сформирован основной штат сотрудников, не закрыта вакансия управляющего филиалом. «Найти подходящего топа очень сложно: у нас достаточно высокие требования к кандидатам. Кроме того, у нашей компании принципиальная позиция: на должность директора филиала не брать менеджера, который уже работал в региональной клининговой компании», — отметили в местном представительстве ГК «Чистый свет».
Эдуард Апсит считает, что региональный рынок клининговых услуг находится в процессе становления и его компания имеет все шансы стать одним из ведущих игроков в Екатеринбурге.
По данным Ассоциации предприятий индустрии чистоты Урало-Сибирского округа, за последние два года количество клининговых компаний выросло в 2,5 раза: на начало 2005 г. их было 25, а на конец 2006 г. — уже 70. Ежегодно рост объемов оказанных услуг, утверждают эксперты, увеличивается в среднем на 50%. Как считает АНДРЕЙ РИДИНГЕ , заместитель директора компании «Чистая полоса», демпинговые войны в столице привели к тому, что клининговый бизнес стал там низкорентабельным. «Поэтому московские операторы и пошли в регионы. На нашем рынке они продолжают губительную демпинговую политику — предлагают свои услуги по ценам на 30-40% ниже среднерыночных», — констатирует он.
Екатеринбургские игроки предрекают, что москвичам будет сложно найти управленца: в сфере клининговых услуг дефицит кадров. Андрей Ридингер: «С одной стороны, очень благородно, что они не переманивают сотрудников, а с другой — это значительно усложняет им задачу. Директор компании должен быть знаком со спецификой этого бизнеса. Менеджера, имеющего опыт работы на другом рынке, придется учить с нуля. А это время и неизбежные ошибки».
АЛЛА ЖУКОВА, директор компании «Технологии чистоты», замечает, что у москвичей больше опыта в налаживании контактов с крупными заказчиками, имеющими офисы в столице: «Руководители компаний проводят встречи на самом верху, а потом получается, что и тендер устраивать не надо. Так было с «Ашаном». На послестроительных работах трудились семь екатеринбургских фирм, а клиент достался москвичам». По мнению Андрея Ридингера, у местных компаний есть значительное преимущество: они могут оперативно реагировать на потребности заказчиков. При централизованном руководстве, которое практикуют москвичи, это сложнее. «В нашем бизнесе очень важно, чтобы первое лицо фирмы-клиента могло лично пообщаться с директором клининговой компании. Это помогает формированию доверительных отношений и выводит сотрудничество на совсем другой уровень», — резюмирует г-н Ридингер.
Тем не менее участники местного рынка констатируют, что с приходом еще одного московского оператора (полтора года назад представительство в Екатеринбурге открыла компания «Ронова Клининг». — Прим. ред.) конкурировать со столичными игроками за обслуживание крупных федеральных ТЦ стало просто бессмысленно. Не так давно «Ронова Клининг» начала работать в «Парк Хаусе», буквально выдавив с объекта такие екатеринбургские фирмы, как «Профи Блеск» и «Чистая полоса». По словам АНТОНА БАРМИНА, директора компании «Чистая планета», столичные игроки существенно понизили планку качества услуг: «Низкая цена контракта складывается из минимальных затрат на персонал. Нерезидентам платят крайне мало. Их это никак не стимулирует, поэтому появляется текучка кадров, что приводит к падению уровня обслуживания торговых центров».
Г-н Бармин полагает, что ситуация может выровняться, когда ТЦ начнут конкурировать за клиента. Это подтолкнет объекты торговли к поиску клининговых фирм, предлагающих более качественные услуги. «Тогда, я думаю, и мы станем конкурентоспособны, а москвичи нет», — уточняет Антон Бармин. Алла Жукова поясняет, что сегодня одним из путей развития местных фирм стал выход за пределы Свердловской области: «Мы, как и москвичи, идем за своими клиентами в регионы. И доля заказов на услуги клининга из соседних областей в общем объеме работ постоянно растет». Как полагает Андрей Ридингер, местные компании, специализирующиеся на уборке помещений, будут искать узкие ниши: «Одно из перспективных направлений — услуги для частного клиента. Москвичам этот сегмент неинтересен, потому что там нет экономии на масштабах. Небольшие местные фирмы вполне могут сделать на этом прибыльный бизнес».
досье
Что такое компания «Чистый свет»
Вид деятельности: обслуживание объектов недвижимости.
Год основания: 1994.
Количество сотрудников: более 11 тыс. человек.
Количество клиентов: свыше 1500 объектов недвижимости.
Ключевые клиенты:
Верховный суд России, Государственный Кремлевский дворец, банк «Русский стандарт», «Перекресток», «Седьмой континент», «Ашан», «Мосмарт», Europеan Medical Center и т. д.
Количество филиалов и представительств: 3 (Санкт-Петербург, Минск, Екатеринбург).
Источник: данные компании.