Клининговая компания окупается за девять месяцев
Клининговые компании бывают трех видов. Одни специализируются на разовой уборке квартир и офисов (послестроительной и генеральной), другие — на ежедневном обслуживании коммерческой недвижимос
Клинеры признают: их рынок растет настолько стремительно, что способен вместить новых игроков независимо от специализации. «Место для молодых фирм есть, — убежден ЕВГЕНИЙ ЦИЦИКОВСКИЙ, генеральный директор компании «Чистофф». — В сфере недвижимости идет активное развитие. Новые здания требуют послестроительной уборки, а затем и ежедневного обслуживания».
АННА АНДРЕЙЧУК, директор учебного центра по подготовке специалистов для клининга компании «Блиц-АИР», говорит, что сейчас актуальны два пути создания бизнеса: «Первый вариант — открыть фирму под конкретного клиента (ТЦ или крупный объект от 1 тыс. кв. м), с которым уже есть договоренность. Сначала фирма будет работать на этот объект, а уже затем расширит деятельность на внешний рынок. Второй путь — выбрать нишу». По словам г-жи Андрейчук, это может быть уход за твердыми полами, например восстановление мраморных напольных покрытий: «Это востребованная, очень рентабельная услуга. Маленькая компания может позиционировать себя как специалиста узкого профиля, обладающего современными средствами производства и высококвалифицированным персоналом».
Клининг — новый для России вид бизнеса (услуга появилась 15 лет назад), с правовой точки регламентирован он слабо, разрешительных документов не требуется. Анна Андрейчук: «Исключение составляет промышленный альпинизм. Здесь обязательна лицензия на проведение высотных работ — велика ответственность за жизнь людей».
По словам экспертов, примерно у 90% клининговых компаний, чьи объявления можно найти в газетах, нет офиса. Заявки принимает диспетчер на домашний телефон и отправляет на объект бригаду уборщиков. Цены в таких фирмах в два раза ниже, чем у лидеров рынка, за счет экономии на аренде помещения и налогах. Однако тем, кто планирует развивать бизнес, офис необходим.
Анна Андрейчук описывает идеальную ситуацию: «На территории офиса должен быть кабинет руководителя, зал для менеджеров, комната переговоров, склад для хранения техники, инвентаря и пр. Требуется подсобное помещение, где располагают сушильный барабан и машину для стирки протирочных материалов и спецодежды (на крупных объектах это оборудование устанавливают на месте)». Также она рекомендует предусмотреть комнату для приема пищи и оснастить ее микроволновой печью, холодильником, кулером.
Впрочем, большинство организаций обходятся скромными пространствами. «Помещение прежде всего нужно для приема кандидатов на работу, дома собеседование не проведешь, — замечает Евгений Цициковский. — Офис предназначен для работы администрации, заказчики сюда не заглядывают — бессмысленно обсуждать уборку, не видя объект». Г-н Цициковский вспоминает, что начинал с аренды помещения в 8 кв. м. Сейчас, спустя два года, в собственности фирмы офис в 56 кв. м, из них под направление клининга отведено 20 кв. м. НИКОЛАЙ ВОИНОВ, директор компании «Промклининг», убежден: для начинающей организации достаточно офиса в 15-20 кв. м, где будут расположены два-три рабочих места. Стоимость аренды, как оценивают игроки рынка, равна 1 тыс. руб./кв. м.
Руководители клининговых служб полагают, что при создании фирмы прежде всего следует найти потенциального заказчика, а уже под конкретный объект набирать персонал и закупать оборудование. Почти все компании получают первые заказы через личные связи — рекламные объявления малоэффективны.
Эксперты говорят, что предпочтительнее сразу искать объект для ежедневной уборки. Доход от разовых заказов больше, но он нестабилен, а аренду и зарплату придется платить регулярно. Евгений Цициковский рекомендует начать поиск заказов на ежедневную уборку в офисном здании, где масса маленьких компаний, или в ТЦ со множеством небольших бутиков. «Владелец офиса обычно ищет уборщицу на зарплату 1,5-3 тыс. руб. На рынке труда есть свой порог: уборщицу за такие деньги не найдешь, даже если помещение 2 кв. м, — подчеркивает г-н Цициковский. — Это рычаг, позволяющий давить на заказчика». Он говорит, что клининговая компания способна взять на обслуживание несколько офисов в одном здании, выигрывая на эффекте масштаба.
СОВЕТ от компании «Чистофф»:
«Застрахуйте гражданскую ответственность сотрудников. Если заказчику или сторонним организациям будет нанесен ущерб по вине уборщиков, то за них заплатит страховая компания. Ущерб любой — пожар, кража, повреждение оборудования. Стоимость полиса — менее 1% от суммы. Страховка повышает лояльность заказчика».
Николай Воинов рассказывает, что договор с заказчиком обычно подписывают на период до конца календарного года. Стороны определяют, что входит в услугу, обсуждают кратность подметаний и влажной уборки, время нахождения уборщиков на объекте и т. д. В договоре указывают стоимость работ и прилагают смету, в которой расписаны зарплата сотрудников, расходы на химию, амортизация техники, накладные расходы (на содержание управленческого штата и аренду офиса) и норма прибыли.
Кроме того, в договоре отмечают, что на объекте ежедневной уборки заказчик должен предоставить служебное помещение. Это помещение оборудуют шкафами для одежды персонала и для хранения химических средств, здесь же устраивают склад для инвентаря и отводят обеденную зону.
Владелец бизнеса в начинающей клининговой компании обычно выполняет функции директора. Он работает с заказчиками, закупает оборудование и набирает персонал. «Первым я взял на работу специалиста по кадрам, — вспоминает Николай Воинов. — Профессия уборщика не очень престижна, поэтому в клининговых компаниях постоянная текучка. Следует вести кадровый документооборот и проводить анкетирование, собеседование при приеме на работу». Зарплата кадровика — 15-20 тыс. руб.
Компании потребуется бухгалтер. Начинающие фирмы обычно нанимают совместителя за 5 тыс. руб. в месяц.
Для контроля за качеством работы уборщиков на объекте, за расходом химических средств и т. д. следует нанять менеджера. Число менеджеров зависит от размера площадей. Нормативов нет, но обычно такой сотрудник отвечает за территорию около 9 тыс. кв. м или за несколько объектов общей площадью 5-6 тыс. кв. м. В некоторых компаниях он назначается на каждую бригаду из десяти уборщиков. Зарплата менеджера — 12-14 тыс. руб.
Число уборщиков зависит от размера объекта. Исходя из своего опыта руководители клининговых служб разработали стандарты. Евгений Цициковский: «В среднем за 8-часовой рабочий день один человек убирает 800 кв. м». Николай Воинов говорит, что в офисных помещениях, как правило, ставит одного уборщика на участок в 550 кв. м. В ТЦ, где больше свободных мест, — на 900 кв. м. В среднем по городу, как отмечают эксперты, зарплата уборщика — 6-7 тыс. руб. То есть для обслуживания офисных помещений общей площадью 5 тыс. кв. м потребуется взять в штат девять уборщиков. Всех их работодатель снабжает комплектом спецодежды (0,8-1,2 тыс. руб. каждый): это комбинезон, две футболки, бейсболка, перчатки (резиновые и матерчатые) и иногда сабо.
СОВЕТ от компании «Промклининг»:
«Отдайте бухгалтерское и юридическое сопровождение на аутсорсинг в специализированные компании. Услуги обойдутся по 10 тыс. руб. в месяц каждая. Это дешевле, чем держать в штате постоянных сотрудников, а степень ответственности выше».
Профессиональное уборочное оборудование, инвентарь, расходные материалы и химию продают как специализированные московские компании, так и крупные екатеринбургские фирмы: «Блиц-АИР» «Чистая полоса», «Чистый дом» и др.
Анна Андрейчук говорит, что для мытья офисов необходимо снабдить каждого сотрудника плоским мопом (около 1,5 тыс. руб.). Это современный аналог швабры и веника одновременно, позволяющий уборщику реже нагибаться и не касаться руками грязной тряпки и воды. Также каждому уборщику потребуется тележка с отжимом, оснащенная сеткой для тары с растворами и мешком для сбора мусора. Ее стоимость около 6,5 тыс. руб. При уборке необходимы скребок (440 руб.) для удаления прилипшей грязи, например жвачек, и салфетки для протирания пыли (200 руб.).
Николай Воинов советует приобрести пылесос (5-20 тыс. руб.) и комплект для мытья окон (2,5 тыс. руб.).
Для ежедневной уборки ТЦ, где есть общие площади (коридоры, залы), предприниматели рекомендуют купить поломоечную машину (70-500 тыс. руб.). Она позволяет заменить труд нескольких уборщиков, ускорить процесс и повысить качество работы.
Как считают эксперты, для уборки офисов или бутиков поломоечная машина не нужна. Без нее на оснащение бригады из девяти человек придется потратить около 90 тыс. руб. и на 2 тыс. руб. купить химических средств.
Руководители клининговых служб единодушно утверждают, что персонал важно учить. Обычно курсы посещают директор компании и менеджер, а уже затем они учат работе остальных сотрудников. Знания можно получить в центрах при крупных клининговых компаниях (4-22 тыс. руб.). Г-жа Андрейчук советует директору клининговой компании выбирать курсы, где дают знания по принципам подбора химии и оборудования, чтобы руководитель затем смог выбрать ту или иную марку. Анна Андрейчук: «Должен быть курс по материаловедению, типам загрязнений, технологиям уборки. Клинеру необходимо понимать, какое по составу (кислота, щелочь и пр.) химическое средство и в какой концентрации потребуется для очистки загрязнения с конкретной поверхности».
СОВЕТ от компании «Блиц-АИР»:
«Обязательно внедрите систему охраны труда и техники безопасности. Бизнес травмоопасный: уборщик может в кислоту налить воды или упасть со стремянки. Разработку системы лучше отдать на аутсорсинг в лицензированные компании. Они изучают инструкции к химическим препаратам, аннотации к оборудованию, специфику объектов, а далее разрабатывают документы и проводят первичный и ежемесячный инструктаж персонала».
В среднем по городу стоимость ежедневной уборки составляет 20-40 руб./ кв. м в месяц. Прежде чем взяться за постоянный заказ, предприниматели советуют просчитать минимальный объем площади, необходимый для выхода на точку безубыточности. Например, по расчетам «ДК», при расценках 30 руб./кв. м, чтобы работать с прибылью, придется убирать объект площадью от 5 тыс. кв. м.
Объем расходов на запуск компании напрямую определяется площадью уборки первого заказа, под который фирма создавалась. Евгений Цициковский говорит, что порогом вхождения в бизнес для него стала сумма в 80 тыс. руб. Вложения окупились через три-четыре месяца. По подсчетам Николая Воинова, создание компании потребовало у него инвестиций в 300 тыс. руб., а срок окупаемости составил девять-десять месяцев.
Рентабельность бизнеса зависит от вида работ. Для ежедневной уборки она невысокая — 10-15%. Для спецработ в клининге этот показатель гораздо выше — 25-40%.
bonus
Направления для дальнейшего развития
На начальных стадиях развития многие фирмы расширяют спектр услуг: химчистка мебели, уход за полами и т. п. Крупные игроки уже готовятся вывести свой бизнес на новый уровень. «В мире четко прослеживается тенденция перерастания клининговых компаний в управляющие. У нас бизнес тоже пойдет по этому пути», — убеждена Анна Андрейчук. После внедрения ежедневной уборки на постоянном объекте организация может предложить заказчику взять на себя функцию технического сопровождения (сантехнические, электрические, плотницкие работы и пр.). В ведение фирмы могут перейти административный сервис (служба гардеробов, камер хранения и навигации в ТЦ), информационные услуги (например, доведение до арендаторов сведений о плановых отключениях электроэнергии и т. д.). Высший пилотаж, по словам г-жи Андрейчук, — внедрение на объектах проектов по защите информации.
На чужих ошибках
Анна Андрейчук
директор учебного центра по подготовке специалистов для клининга компании «Блиц-АИР»:
«Мы с 2001 по 2006 г. раз пять попадали на серые тендеры. Нередко подрядчик бывает заранее выбран, а конкурс — лишь формальность. Второй вариант — объявляют конкурс, собирают заявки, а затем вместо привлечения клининговой компании создают собственную службу уборки. Для участия в таком тендере фирма должна предоставить много расчетов: данные по числу и расстановке работников, по необходимому количеству инвентаря, по расходу средств производства. Чтобы разработать такой проект, необходимо осмотреть объект и выявить потребности клиента. Затем проводят расчет. Все это потенциальный подрядчик делает за свой счет, а результатами его труда бесплатно пользуется организатор конкурса. Сейчас мы не участвуем в тендерах, где требуют расписать «начинку» контракта, и заранее узнаем больше информации о потенциальном заказчике».
генеральный директор компании «Чистофф»:
«Компания взялась за заказ, который ей тогда самостоятельно было не потянуть в заданные сроки. Мы обратились к коллегам — в такую же начинающую клининговую фирму. Предложили объединить усилия и вместе заработать деньги. В первый день на уборку вышли наши сотрудники, а на следующий день объект должны были мыть работники партнера. Никто не пришел, а коллега даже не предупредил нас. Я узнал об этом постфактум от заказчика. Пришлось в авральном режиме выводить своих людей на работу. Мы выполнили заказ, получили все деньги, но было тяжело. Сейчас я бы больше полагался на себя, правильно рассчитал собственные силы и попробовал договориться с заказчиком о сроках. Моя позиция была бы такова: извините, но, чтобы качественно убрать, потребуется больше времени».
итоги
Цена входного билета
Расчет для клининговой компании, арендующей помещение 15 кв. м. У фирмы заключен договор на ежедневное обслуживание 5 тыс. кв. м в офисном здании. Стоимость уборки — 30 руб./кв. м в месяц. Под заказ набран штат уборщиков из девяти человек.