Кнутом или пряником — как вернуть капиталы в страну: дайджест мнений
Деофшоризация — это новое «всерьез и надолго» отечественной экономики. DK.RU — о сути взятого государством курса на возврат российских капиталов из-за границы.
10 июля Минфин обнародовал скорректированный вариант антиофшорного законопроекта о контролируемых иностранных компаниях (КИК). Старт долговременного тренда на ограничение офшорной акивности российских бизнесменов провозгласил президент Владимир Путин на съезде РСПП в марте 2014 г.:
"Наша принципиальная позиция состоит в следующем: российские компании должны быть зарегистрированы на территории нашей страны и иметь прозрачную структуру собственности. Именно поэтому поставлена задача по деофшоризации отечественной экономики. [...] Если отечественные компании станут платить налоги в России, если они не будут прятаться, уходить от ответственности за страну, вырастет доверие к бизнесу, к институту частной собственности, к ценностям экономической предпринимательской свободы".
Макроэкономическую подоплеку провозглашенного курса Советник по Японии и странам АТР Ассоциации индустриальных парков, советник московского представительства РОТОБО Ивао Охаси так объяснил в интервью “Деловому кварталу”:
“Президент Путин говорил, сейчас инвестиции составляют около 20% от ВВП. А для приемлемых темпов роста ВВП они должны увеличиться до 25‑27%. Где взять эти недостающие 5‑7%? Если у вас их нет, то надо привлекать иностранные кредиты, инвестиции. Но если есть российские собственные средства, то лучше, конечно, использовать их. И эти средства на самом деле у вас есть. Но существует проблема, описываемая одним словом: «офшор». Вот почему, с моей точки зрения, президент Путин объявил о деофшоризации”.
Практические меры по дестимулированию вывода средств российских предпринимателей за рубеж Минфин собрал в своем законопроекте о КИК. Его ранние версии предполагали, что юридические лица и граждане уплатят в РФ налоги с нераспределенной прибыли иностранных компаний из офшорных юрисдикций, в которых они имеют от 10% уставного капитала. Размер подлежащей налогообложению в РФ прибыли предполагалось установить на уровне минимум 3 млн руб. Минфин вводил критерии для стран, в которых могли быть зарегистрированы контролируемые офшорные компании. Помимо традиционных офшорных юрисдикций в список могли попасть и страны, не считающиеся офшорными, но предоставляющие льготы инвесторам, такие, как Нидерланды, Люксембург, Швейцария.
Предложенный вариант бизнес-сообщество сразу охарактеризовало как “кнут”, ухудшающий бизнес-климат внутри России. Глава РСПП Александр Шохин на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым назвал предложенный Минфином законопроект “налоговой революцией” и призвал не торопиться с его принятием. По его словам, цена ошибки в случае столь важного документа особенно велика, поскольку он может привести к ответным действиям зарубежных государств в отношении РФ. Речь здесь идет о режимах льготного налогооблажения в российских особых зонах и территориях опережающего развития:
“Не окажутся ли многие белые юрисдикции... в числе офшоров? Потому что мы сами используем такого рода стимулирующие меры, это в том числе территории опережающего развития, здесь есть опасность, что мы получим зеркальные действия со стороны других стран”.
Недовольство бизнеса вызвали и количественные рамки КИК, обозначенные в законопроекте Минфина. Порог доли владения офшором для его признания контролируемой из РФ организацией в 10% был признан большинством экспертов слишком низким, а сроки введения инициативы в действие - слишком короткими.
Излишнюю жесткость деофшоризационного кнута на совещании у премьер-министра с участием РСПП признал первый вице-премьер Игорь Шувалов:
“[...] Мы, имплементируя самые жесткие правила, [...] можем, например, оказаться впереди планеты всей. [...] Таких жестких правил нет даже в США, где нормы по деофшоризации разрабатываются с 1964 г.”.
Шувалов пообещал повысить порог доли владения для КИК в 50% плюс один голос, в случае, если суд не определит иное. Вице-премьер также предложил взять время на доработку законопроекта, отложив его до осени.
Минфин вынужден был учесть мнение бизнесменов, хотя решил все-таки по-своему. В версии от 10.07. Минфин на 2015 г. устанавливает порог облагаемой налогом прибыли КИК на уровне 50 млн руб., на 2016-й снижает ее до 30 млн руб., дальше она постепенно снижается до 10 млн руб. Обещанные Игорем Шуваловым 50% владения Минфин оставляет лишь на 2015 г., с 2016 г. вводятся 25% для одного лица либо до 10%, если сложенные доли российских резидентов превышают 50%.
Очевидно, будет продолжена дискуссия и о другой составляющей инициатив, направленных на деофшоризацию - созданию условий для полноценного инвестирования внутри страны, улучшению бизнес-климата. Ивао Охаси обращает внимание именно на эти действия властей, поскольку они в конечном итоге оказываются наиболее действенными с точки зрения реальной деофшоризации:
"В Китае сейчас доля средств местного бизнеса, выведенная в офшоры, относительно невелика. Значит, созданы такие условия, что китайским бизнесменам выгоднее вкладывать в Китае, чем вывозить средства из страны. Таких условий нет в России".
Президент Путин подтверждает: кампанейщины в деле деофшоризации правительство не планирует:
"Что хотел бы сразу отметить: наша цель - не просто взять и ограничить возможности для использования офшорных схем. Мы прекрасно понимаем, что запретами здесь мало чего можно добиться".
Путин назвал главным в деле возврата капиталов использование для российских бизнесменов все-таки не кнута, но пряника:
"Необходимо повышать привлекательность российской юрисдикции, улучшать деловой климат, укреплять правовые гарантии защиты собственности, совершенствовать деятельность судебной системы, включая третейское судопроизводство".
Тем временем, не дожидаясь осенней окончательной редакции законопроекта Минфина и тем более создания "привлекательной российский юрисдикции", отечественные бизнесмены начали очередную волну оптимизации своих офшорных активов, чтобы встретить появление КИК во всеоружии.