Кофейный бизнес Урала: «Людям интересны простые вещи: какой кофе выбрать, как приготовить»
Один из самых популярных напитков в мире, кофе, ценят и в Екатеринбурге. И если 2-3 года назад уральцам было достаточно 5-7 сортов в ассортименте, сегодня требования заметно изменились.
Екатеринбургская кофейня «Coffee project» объявила о запуске собственного кофейного блога и интернет-продажах свежеобжаренного кофе в России.
Собственники проекта рассказали «ДК», как присутствие кофейни в интернете помогает экспансии бизнеса в регионы и в Москву.
«Coffee Project» называют законодателями кофейной моды на Урале. Пять лет назад команда проекта первой открыла в Екатеринбурге собственное обжарочное производство и ввела в меню «альтернативу» — кофе, сваренный не в кофемашине, а в специальных кофейниках - харио, аэропресс, кемекс. Сегодня бренд представлен в Екатеринбурге двумя кофейнями — в БЦ «Суворов» и в универмаге «Bolshoy». Также собственники развивают сеть точек to go — в нее входит уже семь кофеен. Сейчас владельцы «Coffee Project», брат и сестра Павел и Александра Уфимцевы занялись расширением присутствия кофейни в интернете. Они планируют не только набираться опыта, но и делиться им с другими предпринимателями.
«Наши кофейни стали точками самовывоза»
— Кофейня — это традиционно оффлайновый бизнес. В какой момент вы решили усилить свои позиции в интернете и почему?
— Действительно, с момента запуска в 2012 году мы все внимание уделяли кофейням и обжарочному производству. Сайта у нас не было. Идея зайти в интернет появилась около полутора лет назад. Мы вдохновились примером московских коллег — компании «Торрефакто», которая первой открыла интернет-продажу кофейного зерна в Москве. По образованию я IT-разработчик, так что не составило труда своими силами запустить пилотную версию сайта coffeeproject.ru с интернет-магазином, где мы предложили на выбор несколько сортов кофейного зерна собственной обжарки. Мы сразу поставили цель: наладить продажу кофе через интернет с доставкой на дом.
— Все ли пошло так, как вы задумывали?
— Когда мы запустили пилот, заказы потекли. Мы поняли, что рынок готов принять наше предложение. Но готового решения по логистике, устройству сайта для продажи кофейного зерна ни у кого в нашем сегменте не было. С учетом собственных проб и ошибок мы стали разрабатывать полноценный интернет-магазин.
— Что удалось наладить и исправить за эти полтора года?
— В первую очередь, добавили на сайт личный кабинет, систему скидок, накопительную систему — кофе-проджект-поинтов. Внедрили CRM-систему, чтобы грамотнее общаться с клиентами. Поработали над схемой логистики. Ключевой и самый сложный момент — обеспечить максимально быструю доставку. Сегодня если заказ попал к нам до пяти вечера, мы сможем доставить его уже на следующий день.
— В Москве кофейни отдают доставку кофейного зерна на аутсорс. Как вы решили этот вопрос?
— В Москве действительно есть выбор вариантов логистики, но их нет в таком количестве в Екатеринбурге сейчас, не было и полтора года назад. У нас сразу появились свои курьеры и доставка самовывозом из кофеен. Сегодня у нас девять точек самовывоза, которые распределены по всему центру - две кофейни в БЦ «Суворов» и в фуд-зоне универмага «Bolshoy», а также сеть наших точек кофе to go. Мы каждый день завозим туда свежий кофе. Это очень удобно и для нас, и для клиентов в плане географии, где забрать заказ. В итоге 60% интернет-заказов сегодня — самовывоз.
На курьерскую доставку от двери до двери приходится еще 20% заказов. Как правило, это крупные заказчики, которые берут по 3-5 килограммов за раз. Также сегодня развивается самовывоз через постаматы «BoxBerry» и «PickPoint». Для кофейной индустрии это новинка, но именно такие сервисы позволяют нам легко и быстро доставлять заказы в регионы — Челябинск, Новосибирск, Пермь, Тюмень, Питер, Москву, у нас есть там как розничные, так и оптовые клиенты. Также достаточно просто интегрировать сайт в сервис «Яндекс.Доставка». Мы планируем запустить это направление до конца марта, чтобы усилить свое присутствие в Москве.
— Какое зерно выбирают в разных городах России?
— Самой популярной смесью оказалась «Sweet chocolate». Она в нашем ассортименте уже четыре года. Мы никак ее не продвигаем, но ее все равно активно заказывают, даже московские покупатели, которые знакомятся с нами впервые. Также большим спросом пользуется «Эфиопия Сидамо». Полтора года назад мы предлагали в интернет-магазине семь сортов кофе. Но клиентам неинтересно покупать одно и то же. Сегодня сортов уже 20, а до конца года планируем расширить ассортимент до 50-ти.
«Гости хотят знать, как готовить кофе»
— Как вы считаете, курьеры и логисты, которые работают с заказами, должны разбираться в продукте, в вашем случае — в кофе?
— Когда мы разрабатывали пилотную версию интернет-магазина, было желание, чтобы экспедитор или человек, который доставляет кофе, мог рассказать о кофе, о сортах, которые привез клиенту. Но практика показала, что это не востребовано. Клиенты хотят быстро и вовремя получить свой заказ, не более.
Разговор и консультация оказались нужны в момент выбора. Менеджеры, которые обрабатывают интернет-заказы, имеют опыт работы в кофейне, это бариста. Сейчас на сайте есть кнопка «Заказать обратный звонок», можно созвониться, проконсультироваться при выборе зерна. Этой возможностью чаще пользуются постоянные клиенты.
— А хотят ли сегодня люди, которые покупают кофе, говорить о нем?
— Да, людям интересны простые вещи: какой кофе выбрать, как приготовить его дома в турке, в гейзерной кофеварке, можно ли добавлять в кофе сахар. Вопросов так много! Многие стремятся самостоятельно найти информацию. Это подтолкнуло нас к созданию кофейного блога. Он располагается на той же платформе, что и интернет-магазин, поэтому покупатель может выбрать кофе и найти ответы на свои вопросы.
Проблема наполнения блога перед нами также не стояла. Темы подсказывают клиенты. Тексты пишут наши бариста, коллеги по кофейному рынку, они делятся своим опытом. Самая популярная статья сегодня в кофейном блоге — про кофе и вино.
— Будете ли вы давать возможность оставлять отзывы о кофе? Говорят, о вкусах не спорят, да и вкусовой опыт у гостей может быть разным.
— Отзывы нужны обязательно. Сейчас большая часть отзывов аккумулируется у логистов, но появится возможность оставлять отзывы и комментарии под текстами в блоге.
Однажды клиент написал нам, что, по его мнению, вкус кофейного зерна из Индии не соответствует описанию на пачке. Мы провели каппинг вместе с нашими бариста, действительно обнаружили ошибку и исправили ее.
— Пять лет назад вы первыми предложили рынку «альтернативные» способы заваривания, которые легко реализовать в домашних условиях. Сегодня в интернет-магазине люди покупают воронки харио, кемексы?
— Покупка аксессуаров по-прежнему больше востребована у профессионалов. А вот сам кофе покупают все. Сегодня прижилось и стало популярным понятие «свежеобжаренный кофе». Люди приходят за свежим кофе, ждут дни обжарки. Некоторые считают, что кофе из печки — самый крутой. Но мы всегда напоминаем, что после дня обжарки должна пройти пара дней, когда в зерне происходят определенные химические процессы. С пятого по четырнадцатый день (срок зависит от сорта и метода обжарки) кофе доходит до кульминации вкуса, и бариста сможет вам подсказать, какой сорт сейчас лучше попробовать.
— У вас есть опыт работы с полноформатной кофейней, точками to go, теперь интернет-магазин. Другие кофейни еще не просят вас поделиться опытом?
— Мы готовы делиться своим опытом и как раз для этого разрабатываем специальный инструмент. Это будет онлайн-калькулятор, который позволит любому, кто хочет зайти в кофейный бизнес, рассчитать, сколько стоит открыть кофейню эконом-формата, с кухней и без нее, с посадочными местами и to go, как рассчитать рентабельность. Инструмент будет в открытом доступе на нашем сайте. Также мы думаем о решении, которое помогло бы развитию обжарочных производств в регионах, таких, как наше. А уже в ближайшее время на кофейном блоге появится калькулятор для всех любителей кофе. Он позволит рассчитать, сколько ложек кофе положить в ваш кофейник, какой выбрать помол. Это вопросы, которые волнуют любителей кофе, профессионалов рынка, нас самих.
— Развитие в онлайне повлияло на ваш оффлайн-бизнес?
— Наше развитие в онлайне совпало с открытием новой кофейни в универмаге «Bolshoy» и расширением сети кофеен to go. Наложились сразу несколько факторов. В итоге в кофейни хлынуло больше траффика, стало приходить больше оптовых заказов. Считаю, что сайт сыграл важную роль.
«Низкий урожай кофе в Бразилии не отразится на ценах»
— В конце 2017 года СМИ писали о рекордно низком урожае кофе в Бразилии, эксперты прогнозировали рост цен. Это произойдет в 2018 году?
— Не думаю. Раньше была всего пара компаний, закупающих зеленый кофе в Россию. Сегодня их уже около десяти, конкуренция выросла, ассортимент большой. Если в Бразилии низкий урожай кофе, значит, будет больше интересного зерна из других стран. Скачок цен на зерно может быть заметен для глобальных корпораций, которые закупают кофе в больших объемах определенного региона. Мы более гибки в выборе, так что этих изменений наши клиенты не заметят. Надеемся, рынок будет стабилен.
— Вы сказали, что планируете расширять ассортимент зерна с 20 до 50 сортов до конца года. За счет чего?
— Страны останутся прежними: Африка, Эфиопия, Кения, Бразилия, Коста-Рика, Колумбия. Будем знакомить гостей с новыми фермами в кофейных регионах. Также хочется привозить уникальные сорта. Вкус кофе оценивается по 100-балльной шкале. Specialty coffee начинается от оценки специалистов в 80 баллов. Мы хотим перейти в сегмент с оценкой 90 баллов. Вы не представляете, какое разнообразие вкусов кофе сегодня есть на рынке — от клубничного до томатного.
— А что мы будем пить в этом весеннем сезоне?
— Будет много лотов из Африки, интересные моносорта, например, Гейша. Сейчас мы экспериментируем с кофе из Уганды. Также к новому сезону мы подготовили несколько новых эспрессо-смесей, среди которых линейка, ориентированная на офисный сегмент, а также спешелти-лоты нового урожая. Будет что попробовать!
Автор: Екатерина Павлова