Когда наши танки въедут в Пышму. Зачем УГМК военный музей
Паровозы из вечной мерзлоты, танки с полей сражений, автомобили из-за границы. История о том, как небольшой мемориал за 11 лет превратился в крупный частный музей военной техники — в репортаже DK.RU.
Если бы не суровая сентябрьская погода и оживленные школьники-младшеклассники, снующие между танками и самоходками на открытой площадке военного музея, рядом с выставочным центром можно было бы остаться на много часов, слушая рассказы о характеристиках техники, военные байки и послевоенные анекдоты.
«А вот, смотрите, Т-35, пятибашенный танк. Их выпустили всего штук шестьдесят. Один из них захватили немцы, и последний свой бой он вел на стороне Вермахта, когда наши брали Берлин. Говорят, подбил его красноармеец из трофейного фауст-патрона».
В экскурсоводах, кстати, недостатка не будет: такое ощущение, что на УГМК увлечение военной историей уже прочно встроили в корпоративную культуру, и все — от гендиректора компании и вдохновителя музея Андрея Козицына до новичка-стажера — могут провести импровизированную экскурсию. Рассказать про непробиваемый танк КВ-2 с непривычно рубленым силуэтом и суровой 152-миллиметровой гаубицей, про лендлизовскую технику со звучными именами — «Шерман», «Матильда», «Черчилль», про то, как в масштабе 1:1 воссоздавали подлодку класса «Малютка». Приглашают заехать на следующей неделе: по соседству с танками на отдельной площадке начнут собирать реактивный многоцелевой самолет ТУ-16 с тридцатиметровым размахом крыльев. А пока отправляют на участок реставрации, через который проходят практически все местные экспонаты.
В ответе за тех, кого починили
«У нас не бывает, чтобы как летчик — прилетел, вылез из самолета и забыл о нем. Каждый в свою машину душу вкладывает, если что — он первый по шее за нее и получит. Вы вообще представляете себе, что такое — танком управлять? Танк весит 50 тонн — жилой дом столько весит, 500 лошадей двигатель. И вот ты домом управляешь, он по дороге едет — понимаешь, какая ответственность?»
Реставрация каждого образца (а иногда она длится не один год) вполне тянет на многостраничный производственный роман: нужно найти чертежи или сочинить их по описаниям и фотографиям самостоятельно, отыскать профессионалов, которые смогут проконсультировать, найти максимально «родные» запчасти. Образцы порой приходится выпрашивать у глав городских и районных администраций: «А вот у вас в парке на постаменте танк такой-то стоит — разрешите нам на время снять с него один агрегат, и по образцу сделать нужную деталь?».
Экспонаты из вечной мерзлоты
«Вы вообще представляете? Ей 116 лет! Мы уже собрали 35 железнодорожных экспонатов — и каких! Я, например, сам забирал санитарные вагоны 1937 года выпуска из Кемерово. Их списали, а мы через СвЖД предложили: а давайте мы их у вас приобретем. Стотонным краном грузили, а они 25-метровые, во время перевозки свисали с платформ, покрутили мы их, конечно, изрядно, но все-таки привезли, отреставрировали, и теперь на путях у нас стоит четыре настоящих вагона. Вот вы помните фильм «Офицеры», где показан медицинский поезд? Даже там вагоны современные плацкартные, а у нас восстановленные того времени».
От Николая II до Горбачева
Почем брали?
«В 2011 году мы заключили соглашение с Центральным музеем вооруженных сил, и коллеги взяли над нами шефство, помогли правильно организовать музейное дело, заявить в музейном сообществе. Мы участвуем и в международных конференциях, нас познакомили с крупнейшими музейщиками страны. А дальше уже выстроили отношения с местными музеями. Потихоньку эти связи нарабатываются, мы сейчас уже и в области, и в российском масштабе известны, метим на международный уровень. Мы уже фактически занимаем достойное место среди музеев военной техники, хотелось бы придать этому факту официальный статус», — заключил г-н Емельянов.