Бизнес на детях: сколько денег приносят частные детские сады?
«Если воспитатель говорит: «Я люблю детей», я его на работу не возьму». Как построить сеть из детсадов, можно ли найти сад за 7 тыс. руб. в месяц и нужны ли в группах онлайн-камеры. Опыт на DK.RU.
«Я создала частный детский сад почти десять лет назад, как и большинство людей в бизнесе — для себя и своих детей, — рассказывает основательница сети частных садов «Леопольд» Светлана Гапич. — Деньги тогда мне были не важны, главное то, что моим детям нравится туда ходить. Потом присоединились дети друзей, соседей и пошло-поехало. Со временем во мне проснулась тетя-коммерсант, которая уже знала, что и как делать, потому что все мы родом из детства и хорошо помним все «прелести» детсадов СССР».
Светлана пришла в бизнес из бухгалтерского учета в 2009 г. На тот момент она занимала пост заместителя главного бухгалтера в большой компании и готовилась уйти в декрет во второй раз. Когда родился второй ребенок, Светлана поняла, что совмещать работу в бухгалтерии, которая требует очень много времени, и уделять время семье, будет непросто.
«Тогда я решила, что начать свой бизнес — это супер идея. Думала, что это позволит мне больше заниматься семьей, не потеряв в доходе. В итоге решилась открыть частный детский сад».
Первые шаги
Идею Светланы о собственном бизнесе поддержал муж, он же проинвестировал открытие первого филиала.
«Но муж сказал: «Сначала попробуй поработать в детском саду няней, посмотришь, как все устроено». Я так и поступила, устроилась нянечкой в частный детский сад, плюс помогала им с учётом, поскольку это моя основная профессия. Поработала пару месяцев и поняла одно: такой детский сад я не хочу, я хочу хороший детский сад».
Первый филиал детского сада «Леопольд» располагался в квартире на Ботанике, в многоэтажке на четырнадцатом этаже.
«Мне удалось купить готовый детский сад, куда ходили три ребенка, причем совсем недорого. Мы пригласили педагогов и за четыре месяца набрали 15 детей. Сад ожил и заработал.
До 2013 г. набрать группу детей было не очень сложно, тогда мест в муниципальных садах было мало, группы сохранялись по 20 человек, так что детей, не обеспеченных местом в садике, хватало.
Кстати, когда у меня появился первый детский сад, я насчитала на Ботанике 40 таких же небольших частных заведений. Более того, в том доме, где я открывалась, было два детских сада, очень сильные конкуренты. Но я этого совсем не боялась.
Через полтора месяца наблюдений муж мне сказал: «Ты увязла в делах одного филиала, тебе нужно строить сеть». Так появился второй детский сад, в итоге за год мы открыли четыре филиала. Мы не сразу поняли свою силу бренда, работали в основном в арендованных под детсады квартирах, а уже после, через несколько лет, начали открываться в более удобных помещениях.
Финансировал новые филиалы мой муж. Образно, встать на ноги и получить первую прибыль я смогла лишь спустя два года. Сейчас, когда я вспоминаю, как все начиналось, то не могу понять, как я все это выдержала, ведь у меня было двое маленьких детей, я совершенно ничего не знала и не понимала в найме правильных людей, маркетинге и т.д. Всему приходилось учиться быстро».
Сегодня сеть детских садов «Леопольд» насчитывает шесть филиалов, который расположены на Ботанике, Автовокзале, Уктусе, Вторчермете и в Юго-Западном районе Екатеринбурга:
«Площадь наших помещений в среднем 100-140 кв. м. Детский сад чаще всего рассчитан на одну группу. Но если помещение 140 кв. м, то набираем две группы. В нашей сети в группу набирается до 18 детишек, тогда как в муниципальных — от 25 до 40. Нужно учитывать, что детский сад имеет сезонность, так что на стабильную прибыль в течение всего года рассчитывать нельзя. Осенние месяцы идет набор детей в группы, детей немного, это всегда нужно учитывать при финансовом планировании.
Когда я рассказываю про свой бизнес, всегда добавляю: не так сложно открыть детский сад, сложно заполнить его детьми и потом зарабатывать, при этом не ущемляя никого.
Например, большую проблему может вызвать организация питания в частном детском саду. Для нас очень удобны помещения на первых этажах с отдельным входом. Но к частным детским садам применяется точно такой же СанПин, как и для отдельно стоящих муниципальных садов. Этот СанПин говорит нам, как должна быть обустроена кухня детского сада, неважно, частный он или муниципальный. Например, должен быть отдельный вход для продуктов, несколько цехов, обязательно окна в помещении кухни и так далее.
Детский вопрос
Светлана Гапич признается, что бизнес частных детских садов непростой, легких денег в нем нет. А краеугольным камнем является стоимость услуги.
«Для частного детского сада очень важно правильно установить тарифы. Для этого нужно понять, в каком сегменте ты работаешь. Вообще вопрос стоимости содержания ребенка интересный.
Сколько мы видим объявлений: «Детский сад за 7 тыс. руб. в месяц!». Ну не может эта услуга стоить пять, шесть или десять тысяч.
Себестоимость содержания ребенка в детском саду высока: грамотным специалистам нужно платить достойную зарплату, перечислять за них налоги, оплачивать коммунальные услуги, ребенка нужно хорошо кормить. Помимо содержания ребенка нужно еще сформировать фонд, из которого деньги пойдут на бытовые расходы: кому-то телевизор нужно купить, где-то полотенца поменять или постельное белье, каждый год новые дидактические материалы, книжки, игрушки — расходов очень много, а их оптимизация, конечно же, приведет к потере качества».
В «Леопольд» ходят дети от 1,5 до 7 лет, при этом Светлана рассказывает, что часть детей в 4-4,5 года уходят в муниципальные сады.
Для некоторых родителей все-таки вопрос цены на первом месте. Обычно они приводят в частные детские сады малышей, чтобы за ними был качественнее уход, чтобы воспитатели социализировали ребенка, а потом, когда дети подрастают, переводят их в муниципальные детские сады.
Когда Светлана только открылась в 2009 г., чтобы заполнить филиал, достаточно было расклеить объявления на домах, которые рядом с садиком. Детей, которым не хватало мест в муниципальных, приходили в частные.
В 2013 г. стали активно строить муниципальные детские сады, а старые стали «набивать» детьми: группы расширили сначала до 25 человек, потом до 40, — рассказывает Светлана. — Многим детям стали давать путевки. Потом был кризис 2014 г., который мы в полной мере ощутили в 2015-м. У людей стало меньше свободных денег, они сокращали расходы. Насколько я понимаю, перед семьями часто стоял вопрос: выходить маме на работу, чтобы оплачивать детский сад, или проще ей самой сидеть дома с ребенком.
Проблема педагогов и родителей
Светлана Гапич рассказывает, что сейчас подобрать персонал сложнее, чем пять лет назад.
У нас в стране произошло обесценивание профессии педагога, воспитателя. Престиж профессии утерян, молодые люди не очень хотят идти работать в детские сады. При этом педагоги в муниципальных и частных детских садах — это разные люди. Из государственного детского сада редкий воспитатель захочет перейти в частный, и наоборот. Подход к работе разный. В частных садах воспитатель больше работает с родителями и с детьми, а в государственных воспитатели больше времени тратят на заполнение бумаг, на бытовые вопросы, так что времени с детьми проводят гораздо меньше. Так складывается не во всех детских садах, но если у вас группа 30 человек, то сложно представить, как воспитатель может уделить время каждому ребенку.
Собеседования с воспитателями и педагогами Светлана проводит сама, за десять лет в бизнесе она научилась определять, сможет человек работать с детьми или нет:
— Когда на встрече молодые девочки говорят мне: «Я хочу работать в детском саду, потому что очень люблю детей», такого человека я точно не возьму на работу, я не верю в такой ответ. Когда говорят, что работать с детьми комфортно, что человек привык к детскому окружению — это другое, а вот «я люблю детей» — однозначно нет.
У педагогов и родителей должно быть взаимное уважение. Нам в этом плане очень повезло, каждый воспитатель просто находка, многие приводят к нам детей именно потому, что знают, какой отбор я провожу среди педагогического состава.
Было много разговоров про установку онлайн-камер в детских садах, даже были эксперименты. У нас в детских садах есть видеонаблюдение, но оно установлено для внутренних целей. Потому что если родитель наблюдает за ребенком онлайн, то начинает больше тревожиться. Он ведь отдает ребенка в садик, чтобы освободить себе время, а если стоит камера, то мама приходит на работу, включает компьютер и начинает следить за тем, что происходит в детском саду с ее ребенком. А потом говорит воспитателю: «Почему сегодня на прогулке моего Мишу первого одели, и он парился в шапке и куртке?» и так далее.
Бизнес на вырост
В перспективе Светлана планирует расширить развивающие направления во всех филиалах и внедрить современные направления и подходы в дошкольном образовании. А также планирует развивать еще одно направление — Школу развития «Шаги».
А уже в этом году детский сад «Леопольд» начнет формировать свою франшизу.