«Когда вы уйдете в отставку?» Неудобные вопросы Путину одобрили перед «прямой линией»
«Вся Россия считает, что вы засиделись на троне». Это обращение, а также вопросы об отставке, Навальном* и другие были отобраны и согласованы Кремлем заранее, а не издержками прямого эфира.
О том, что неудобные вопросы президенту Владимиру Путину во время «прямой линии», были заранее согласованы организаторами программы и пресс-службой Кремля, сообщает Би-би-си со ссылкой на несколько человек, участвовавших в подготовке. «Правда ли, что Навальный* сейчас снимает фильм про вас?», «Когда вы перестанете нарушать конституционное положение о двух президентских сроках», «Вся Россия считает, что вы засиделись на троне» и другие вопросы стали особенностью этого года: прежде на «прямой линии», которая проводилась в 15-й раз, таких обращений не было.
Путин, который сидел в студии и, по словам пресс-секретаря Дмитрия Пескова, «не мог не увидеть» жесткие вопросы, не комментировал их, пока на обращения не обратил внимание ведущий программы. Президент ответил на несколько вопросов, в том числе заявив, что он «не считает своими коррупционеров и казнокрадов», сказав, что они точно не были подготовлены заранее.
Но собеседник издания из числа технических организаторов рассказал, что все вопросы, которые выводились на экране, одобрила пресс-служба Путина, причем они прошли несколько слоев модерации. Г-н Песков утверждает, что вопросы на «прямой линии» «не просеивались»: «Вываливалось [на экран] то, что приходило. Все шло в прямую», — заявил он Би-би-си.
Сотрудники, которые выводили вопросы президенту на экран, не имели отношения к их отбору. По словам источника, на «прямой линии» рядом с режиссером трансляции Артемом Шадровым, который уже не раз работал на мероприятиях с участием Путина, находились руководители основных госканалов: генпродюсер «Первого канала» Константин Эрнст, глава ВГТРК Олег Добродеев и другие. Если вопросы не отключили, значит, их оставили специально, утверждает собеседник издания. Сам режиссер на вопросы не ответил.
Цель «неудобных вопросов» — создать видимость критики, чтобы не было приторного впечатления, считает один из организаторов. «Нужна драматургия, которая позволит при заранее известном победителе обеспечить высокую явку», — сказал политолог Константин Калачев.
Перед «прямой линией» сообщалось, что ее участников проинструктурировали, помогали им сформулировать вопросы, а некоторые предлагали задать заранее подготовленные. В пресс-службе президента настаивают, что это информационная встреча, а не репетиция или инструктаж.
* - внесен Росфинмониторингом в перечень организаций и физлиц, причастных к терроризму и экстремистской деятельности.