«Когда зубы клацают над ухом, имеет смысл агрессия». Бизнес после дела Baring Vostok
«Возможно, многие бизнесмены сейчас поменяют стратегию. Это как кролику, который просто хочет, чтоб его не съели. Буйных лучше не трогать, а продолжать поглощать спокойно тех, кто вжался в клетку».
Дело сотрудников инвестфонда Baring Vostok, обвиненных в мошенничестве, является корпоративным спором, а арест основателя фонда Майкла Калви незаконен, считает бизнес-омбудсмен Борис Титов. В колонке на «Ведомостях» он написал, что получил обращение от руководства инвестфонда и начинает разбираться в деле предметно.
В деле Baring Vostok — чистейшей воды корпоративный спор, и принятие судом меры пресечения для Калви, связанное с лишением свободы — явно незаконное, — заявил Титов.
Если у сторон действительно был спор в оценке стоимости актива, то им следовало бы обратиться прежде всего в арбитражный суд. Следствие считает, что 59,9% компании IFTG стоили 600 тыс. руб., тогда как их зачли в качестве уступки по долгу компании «Первое коллекторское бюро» перед банком «Восточный» на 2,5 млрд руб.
Вместо этого заявление в следственный орган, и очень быстро последовавшая реакция с их стороны. Вмешательство силовиков в хозяйственную деятельность — острейшая проблема, которая обсуждается годами, — добавил бизнес-омбудсмен.
«Мы в очередной раз имеем дело с безапелляционной резолюцией следователя: обвинения к предпринимательской деятельности не относятся. Это позиция отнюдь не новая, она типовая, много раз отработанная в десятках других дел. Неважно, что ни один аспект дела не выходит за рамки деловых отношений субъектов хозяйственной деятельности, неважно, что нет доказанности умысла на обман», — подчеркнул Титов. По его словам, «следствие, помимо прочего, демонстративно пренебрегает позицией Верховного суда РФ».
Ранее акционер банка «Восточный» Шерзод Юсупов, который и подал заявление по делу, рассказал об ограничениях в уставе IFTG, которые касались дивидендных выплат и выплат при ликвидации компании. Этот устав не был представлен среди документов, вынесенных на согласование при обсуждении сделки между Первым коллекторским бюро и банком «Восточный», заявил он. Юсупов обратился в правоохранительные органы после расследования, рассказал он.
Как бизнес может изменить свое поведение в связи с делом Baring Vostok
После ареста Майкла Калви и других сотрудников фонда российские бизнесмены могут изменить стратегию поведения, считает Максим Миронов, профессор финансов IE Business School в Мадриде:
До какого-то момента оптимально забиваться поглубже в угол клетки, сидеть тихо и надеяться, что съедят не тебя, а соседа. Но когда прутья клетки уже впиваются в бока, а зубы хищника клацают над самым ухом, возможно, имеет смысл начать действовать агрессивно. Конечно, львом от этого кролик не станет, но хищник может подумать, что лучше с таким кроликом не связываться – вдруг он губу или нос поцарапает или, может, у него бешенство: съешь его, а последствия для здоровья будут неизвестны. Лучше этих буйных не трогать, а продолжать поглощать спокойно тех, кто вжался в клетку, и живет принципом «умри ты сегодня, а я завтра».
Он надеется, что группа бизнесменов сможет выпустить совместное письмо с оценкой дела Baring Vostok, в котором назовут «государственным бандитизмом, когда одна из сторон бизнес-конфликта использует ФСБ и правоохранительную систему, чтобы противоположную сторону». Кроме того, бизнесменам стоило бы поддерживать оппозиционных кандидатов, которые им по душе — возбудить дело против политически активного бизнесмена намного сложнее, подчеркивает Миронов.