Кого зашивает государство
Многие уральские компании из числа тех, кто в спокойные времена рассчитывал на собственные силы, в кризис стали прикидывать, чем им может быть полезен бюджет. Государство рассматривают и как страте
Многие уральские компании из числа тех, кто в спокойные времена рассчитывал на собственные силы, в кризис стали прикидывать, чем им может быть полезен бюджет. Государство рассматривают и как стратегического партнера, и как заказчика, у которого всегда есть деньги. Вопрос только в том, чтобы грамотно выстроить отношения. «Я долго считал, что государственные деньги для бизнеса прокляты. Но, став более опытным, понимаю, что с ними можно и нужно работать. Думаю, госинвестиции у нас скоро появятся, — говорит Валерий Савельев, глава AVS Group. — Здесь главное — четко выполнять оговоренные условия и обязательства. И быть очень, очень скрупулезным в оформлении документов».
В правительстве Свердловской области отмечают, что в 2009 г. стало больше предприятий-участников в конкурсах на поставку товаров или услуг для региональных ведомств. Кроме того, с прошлой осени число обращений частных предприятий за бюджетными деньгами выросло в разы. И профильные министерства, и ведомства, отвечающие за распределение денег в целом, и администрация губернатора переживают тихую атаку бизнесменов. «Зарегистрированных обращений может быть не так много, но это неудивительно. Руководители компаний действуют неофициально. Знакомым чиновникам приносят проекты развития производственных линий, или застройки, или освоения новых рынков. Чего только не насмотришься. И все говорят о господдержке», — описывает ситуацию источник «ДК» в одном из министерств.
В первую очередь коммерсантов интересует финансовая помощь со стороны властей: бюджетные кредиты, субсидии, госгарантии. Однако как раз эти возможности казны ограниченны. Во-первых, из-за недобора налогов (по данным Минфина РФ, в январе-июне 2009 г. бюджет Свердловской области недополучил 24% от запланированных доходов). Во-вторых, от прямого кредитования компаний чиновники отказались. Так, в 2008 г. на бюджетные ссуды запланировали относительно небольшую сумму — 255,6 млн руб. Но даже эти деньги не были освоены полностью. Сначала предприятиям отказывали из-за некачественных залогов, а затем с подачи прокуратуры бюджетные кредиты вовсе признали незаконными.
Теперь, уверяют региональные чиновники, о выдаче бизнесу денег напрямую речи идти не может. Продолжают действовать два финансовых механизма господдержки: субсидии (бюджет компенсирует 2/3 от ставки рефинансирования ЦБ по банковским кредитам) и госгарантии — поручительство области. На субсидии в свердловский бюджет — 2009 заложено 128,4 млн руб., госгарантий регион планирует выдать на 4,138 млрд руб.
Но есть ключевое условие. Желающие воспользоваться этими инструментами должны воплощать масштабные инвестиционные проекты. «Госгарантии распределят по конкурсу среди заводов и компаний, развивающих городскую инфраструктуру», — анонсировал на одном из летних заседаний облдумы Анатолий Оглоблин, замминистра экономики и труда. Кстати, тогда же в областные нормативные акты внесли поправки, чтобы ускорить принятие решений, кому выдать госгарантию. Если раньше сроки рассмотрения могли растягиваться до 295 дней, то теперь они уменьшены до трех месяцев. Таким образом, названия компаний-победителей должны озвучить в ближайшие месяц-полтора.
Бизнес поддерживают словом
Поэтому в Минэкономики ключевые посты заняли выходцы из бизнес-среды. Они оперируют терминами стратегического маркетинга и убеждены, что самое главное — предложить инвестору не абстрактные возможности региона, а уже упакованные и готовые к внедрению проекты. По сути, создается CRM-система, в которой роль министерства — соединять авторов стоящих идей и тех, у кого есть деньги. Это могут быть федеральные ведомства, промышленные инвесторы или инвестиционные фонды — от международных до локальных. «Крупные инвесторы, конечно, работают и с индивидуальными проектами, но предпочитают контактировать с регионом. Им важно понять, какие из реализуемых проектов являются для области приоритетными», — поясняет Артемий Кызласов, директор департамента по привлечению инвестиций Минэкономики.
По итогам переговоров уральские компании могут воспользоваться деньгами федерального бюджета. К примеру, власти региона заключили с Минобороны РФ соглашение, согласно которому военное ведомство приобретет в Свердловской области 5 тыс. квартир для военнослужащих. При этом 750 из них продает «Ренова-СтройГруп» — девелопер екатеринбургского жилого микрорайона Академический. Этот проект — единственный в сфере жилищного строительства, который область считает стратегически важным на ближайшие годы.
На рассмотрение Внешэкономбанку передано 32 инвестиционных заявки от уральских компаний. По трем идет экспертиза, а один ее прошел: аэропорт Кольцово (подконтролен «Ренове») договорился о кредитных ресурсах почти на 8 млрд руб. Немецкий банк развития KfW рассматривает четыре проекта, корпорация «Роснано» - шесть. О возможных вложениях минэкономики также ведет переговоры с Всемирным банком, ЕБРР, Евразийским банком развития, группой "ИНТЕЗА САНПАОЛО" (КМБ-Банк), Промсвязьбанком, ВТБ, ИК «Тонап» и др.
Чиновники готовы договариваться с госорганами, которые отвечают за оформление разрешительных документов. По идее, бизнес, чьи интересы возьмутся лоббировать региональные власти, будет получать необходимые разрешения гораздо быстрее, чем обычно. «Это все, что касается оформления земли, госэкспертизы, получения техники, техусловий по газу, воде, электроэнергии, - перечисляют в минэкономики. - Сейчас мы инициируем подписание соглашениЙ примерно с 20 регулирующими организациями».
Проектные менеджеры Минэкономики определяют, на какие меры поддержки может претендовать та или иная инициатива, исходя из десятка разновесных критериев. В первую очередь — каков ее масштаб, есть ли для нее рынок, сколько при воплощении идеи создается рабочих мест, какие налоговые доходы получит областной бюджет. Также оценивают инновационность, уровень рисков, экологичность и безопасность инвестпроекта, степень его соответствия закону, целям и задачам региона и влияние на инвестиционный имидж области в целом.
Чиновники заверяют, что масштаб бизнеса, желающего получить господдержку, не так важен. Например, в перечне стратегических проектов есть предложения и металлургических холдингов, и индивидуальных предпринимателей. Но в центре внимания оказываются те, кто прежде генерировал большой объем поступлений в бюджет и уже начал затратные инвестпроекты.
Так, Группа Синара на паях с администрацией Екатеринбурга взялась реконструировать Центральный стадион. В одноименном предприятии холдингу досталось 75% минус 1 акция, за ЕКУГИ осталось 25% + 1. Синара вложила порядка 1,3 млрд руб., но в 2008 г. стало ясно, что дальше проект не потянуть. Тогда в партнерство вошла Свердловская область: 25% из доли холдинга отошли МУГИСО. И в этом году региональное правительство уже готово поручиться за Центральный стадион перед ВЭБ: для завершения работ нужно еще 1,143 млрд руб. «Собственных средств не хватает, в некрупных банках такого объема не найти. Ситуация диктует нам партнеров для переговоров», — подводит итог истории Михаил Ходоровский, гендиректор Группы Синара. В конце августа реконструкцию Центрального стадиона объявили партийным проектом свердловского отделения «Единой России». Г-н Ходоровский не скрывает, что рассчитывает на поддержку партии власти в переговорах с ВЭБ.
Региональные власти по примеру Москвы уделяют повышенное внимание крупным предприятиям. Те оказались в патовой ситуации: нужно возвращать кредиты, а сбыт либо отсутствует, либо цены на продукцию упали.
По мнению Валентины Мурановой, председателя Уральского банковского союза, государство должно стать санатором для реального сектора, как это происходит с банками. Иначе кредиторы просто уничтожат крупное производство. «У большинства предприятий сегодня — несколько десятков банков-кредиторов. Их несогласованные действия по возврату кредитов могут существенно ухудшить перспективы возврата долгов, — объясняет она. — Целесообразно создать механизм санации крупных предприятий, чтобы не допустить распродажи активов в рамках конкурсного производства». По этой схеме предприятие, которое дошло до банкротства, переходит под управление уполномоченного госоргана. Он ищет потенциального инвестора и, если необходимо, предоставляет ему заем.
Но проблема в том, что на региональном уровне такого решения принять нельзя, сетует источник «ДК»: «Мы не можем делать движения, которые прокуратура расценит как попытку повлиять на хозяйственную деятельность частных компаний. Давать консультации, выступать посредниками между предприятиями и поставщиками, корпоративными заемщиками и банками — это да. Здесь вопрос полномочий». Как бы то ни было, область пытается поддерживать падающих колоссов. «У нас цель — не потерять созданное, чтобы неизбежная реструктуризация долгов не привела к закрытию предприятий, — комментирует г-н Максимов. — Пока предлагаем поддержку занятости — общественные, временные работы. У работодателей есть возможность платить сотрудникам из бюджетных денег и на какое-то время избежать сокращений».
Система общественных работ задействована на «Пневмостроймашине» (ПСМ), главном машиностроительном заводе «ФИНПРОМКО», и на заводе «Автомобили и моторы Урала» (АМУР) в Новоуральске. От процедуры банкротства оба предприятия это не спасло, но их владельцы при помощи властей надеются провести финансовое оздоровление без полной остановки конвейеров. «О ликвидации предприятия речи не идет, как и о прекращении работы, — уверяет Анатолий Павлов, гендиректор ПСМ. — Мы не можем обслуживать имеющиеся кредиты и лизинговые договоры. Но надеемся возобновить все платежи, как только обстановка улучшится».
Гендиректор АМУРа Юрий Афанасьев заявляет, что сотрудники предприятия полгода будут заняты на общественных работах благодаря поддержке региональных чиновников: «Участие в госпрограмме нам действительно помогло. Из федерального бюджета в августе мы получили 2,25 млн руб., чтобы оплатить труд 500 человек. Надеемся остаться в этой программе еще на пять месяцев». Другой метод поддержки — обеспечение госзаказа. Так, «Автомобили и моторы Урала» выиграли тендер Минобороны на переоборудование 300 автомобилей войск химзащиты в пожарные машины. Контракт будет подписан 14 сентября. Правда, официальная позиция предприятия — конкурс выигран без чьей-либо помощи.
Основной недостаток работы с госсектором — отсутствие предсказуемого результата. «Именно это останавливает многих инициаторов инвестпроектов. Не хочется тратить огромное количество времени, сил, средств на подготовку документов и в итоге не получить ничего, — поясняет Артемий Кызласов. — Мы пытаемся изменить эту систему, добавить предсказуемости. И перемены уже идут. Хороших проектов по-прежнему не так много, но больше, чем в прошлом году. Тогда бизнес воспринимал нас очень настороженно».
Евгений Шароварин директор ГК «АСК»
Выигрывает тот, кто придерживается правил
Чтобы выиграть тендер, не надо особых отношений с чиновниками. Все и так ясно: есть закон, конкурсная документация. И не нужно бояться формальностей: они делают бизнес понятнее. К документам нужно относиться очень внимательно. Например, у компании не должно быть долгов по налогам. Дальше — даешь рыночную цену, делаешь заказ качественно, и в следующий раз тебя уже знают. Но надо понимать, что сверхприбыли на тендерах не заработать, хотя тут многое зависит от вида работ. Скажем, на поставках оборудования у нас редко выходит больше 5%.
Проигравшие часто боятся оспаривать результаты тендеров. Напрасно. Если решение действительно несправедливо, не нужно молчать или собирать чемоданы с деньгами и бежать давать взятку. Надо идти в суд или в ФАС. Они на самом деле поддерживают незаконно отстраненных.
Другое дело, если вы формируете рынок самостоятельно и заинтересованы в госзакупках. Тут более длинная дорога. С чиновниками приходится встречаться лично, предварительно выяснив, кто отвечает за вашу сферу. Этим людям нужно объяснять социальную ценность продукта, его экономическую пользу (например, какова будет экономия бюджетных средств). Большинство госслужащих заинтересованы в эффективных и полезных проектах. Можно доносить информацию и через депутатов, задействовать знакомства. В итоге хороший проект будет рассмотрен. Это, конечно, не обеспечит победы в конкурсе, но удовлетворение от выполненной миссии останется.
Лучшая поддержка — госзаказы
Я с прошлого года везде бьюсь по вопросам импортозамещения. Многие наши предприятия способны делать продукцию, которую другие российские компании покупают на миллиарды долларов за границей. А ведь на дворе кризис. Почему мы своих же соотечественников не хотим прокормить?
Бьюсь, например, за насосы — отдайте заказ. Нет, покупают в Германии за 50 тыс. евро. Предлагаем сделать за 5 тыс. евро. Готовы сотнями их выпускать, а заказов нет. В чем дело? Не знаю.
Это вопрос серьезнейший, и на областном уровне его не решишь. Нужна государственная политика, потому что надо решать с монополистами, с нефтепереработчиками, с газовиками и нефтяниками. Вопрос «цена — качество» — самый главный. По соотношению мы выставляем аналог не хуже зарубежного. Так дайте работу нашему отечественному производителю, а не иностранцам. В кризис надо загружать свое производство.
Анатолий Павлов гендиректор ОАО «Пневмостроймашина»
Инвестпроекты разделяют по значимости
Десять критериев Минэкономики
1. Создание новых рабочих мест
2. Наполнение бюджета
3. Масштаб проекта
4. Соответствие целям и задачам Свердловской области
5. Влияние на инвестиционный имидж региона
6. Рыночный потенциал создаваемого продукта
7. Инновационность
8. Уровень риска
9. Экологичность и безопасность
10. Степень соответствия законодательству
Источник: «ДК».