Кольцово пытается дорасти до хаба
Аэропорт Кольцово, претендуя на статус хаба1, заявил о намерении увеличить пассажиропоток на международных направлениях на 50% (по сравнению с прошлым годом), а общее количество пассажиров — до 5 м
Для повышения пассажиропотока аэропорт заключил договоры с несколькими авиапредприятиями, которые раньше не предоставляли рейсы из Кольцово. Уже согласованы слоты с Бугульминским авиапредприятием — рейс до Бугульмы (Татарстан), «Волга-Авиаэкспрессом» — до Волгограда, «Полетом» — до Воронежа, а также «ИрАэро», Казанским авиапредприятием, «Рязаньавиатрансом».
Участников рынка удивляет решение руководства аэропорта сделать ставку именно на эти компании. По словам НАТАЛЬИ ОБОЖИНОЙ, директора Клуба Путешествий «Крылья», серьезный прирост пассажиропотока могут дать только лидеры российских авиаперевозок: «Новые партнеры Кольцово — «Полет» и Бугульминское авиапредприятие — неизвестны ни пассажирам, ни туроператорам». ЮЛИЯ ФЕДОТОВА, директор по связям с общественностью аэропорта Кольцово, кратко возражает: «Возможности всех новых партнеров соответствуют планируемым объемам авиаперевозок».
Игроки рынка давно ожидают прихода на Урал авиакомпании «Сибирь», работающей под брендом S7, однако этого до сих пор не произошло. На вопрос, ведутся ли переговоры с сибирским оператором, в пресс-службе Кольцово не ответили. Представители авиакомпаний, совершающих перелеты из Кольцово, уточняют, что инициатива сотрудничества с уральским аэропортом исходила от них: «Мы давно планировали выполнять регулярные авиарейсы через Кольцово, сейчас руководство аэропорта пошло нам навстречу», — поясняет АНДРЕЙ БОГДАНОВ, заместитель генерального директора авиакомпании «ИрАэро». В «ИрАэро» признают, что их авиапарк не оборудован в соответствии с последним словом техники: «Мы эксплуатируем Ан-24 и Ан-26, им по 20-25 лет, но самолетов, пригодных для частой эксплуатации на грунтовых аэродромах, равных им по качеству, в мире не существует».
Привлечение новых авиакомпаний не единственный источник увеличения пассажиропотока, отмечают в Кольцово. «Уральские авиалинии» запускают рейсы в Волгоград, Алма-Ату, Братск, Южно-Сахалинск, Киев, Одессу, Гюмри, Тель-Авив, Милан и Париж; «ЮТэйр» — в Махачкалу, «Владивостокавиа» — в Петропавловск-Камчатский. «Направления запланированы давно, но их запуск стал возможен только с приходом самолетов А-320, — добавляет КИРИЛЛ СКУРАТОВ, коммерческий директор «Уральских авиалиний». — Сейчас у нас их три, еще два появятся к началу лета». По прогнозам г-на Скуратова, самыми востребованными из новых будут регулярные рейсы в Алма-Ату, Милан и Тель-Авив. Он подчеркивает, что по израильскому направлению ожидается увеличение пассажиропотока минимум в два раза: «К началу июля вступит в силу соглашение об отмене виз между Россией и Израилем, и люди поедут на пляжный отдых, на лечение, по экскурсионным программам».
Как считает г-жа Обожина, несмотря на популярность отдельных рейсов, общий список новых направлений не впечатляет: «Перспективность рейса на Милан понятна — он будет еженедельным, со средней загрузкой чуть больше 100 человек, и, открывая направление в конце апреля, аэропорт к концу года получит около 3,5 тыс. пассажиров. Но направления на Бугульму или Воронеж вряд ли сравнятся с ним по популярности». НАТАЛЬЯ НЕСТЕРОВА, директор компании IBC Corporate Travel, не соглашается: «Для деловых поездок по России важно, что возобновлено авиасообщение с Уфой, появились рейсы по маршрутам Екатеринбург — Бугульма и Екатеринбург — Южно-Сахалинск. Эти направления особенно востребованы у крупных западных компаний, развивающих свой бизнес в российских регионах». Кирилл Скуратов подтверждает: некоторые рейсы нужно рассматривать как долгосрочные инвестиции в развитие авиакомпаний. «Отдельные направления начнут окупать себя лишь со временем, например рейсы на Кавказ или в Татарстан», — предполагает он.
1 Хаб — международный транспортный узел. Чтобы получить этот статус, аэропорт Кольцово проводит масштабную реконструкцию аэровокзала. Для обслуживания международных рейсов строится третья очередь терминала (сдача запланирована на весну 2009 г.). В планах Кольцово на 2008 г. — создать гостиницу, логистический комплекс класса А, развить новые авианаправления и реконструировать первую взлетно-посадочную полосу (данные официального сайта компании).
детали
ОАО «Аэропорт Кольцово»
Год основания: 1943.
Пассажиропоток: в феврале 2008 г. вырос на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г., в том числе на 28,5% увеличилось количество пассажиров на внутренних рейсах, на 39,4% — на международных, на 28,4% — на рейсах по странам СНГ.
Источник: данные компании.