Кольцово взлетит до хаба
У югославов забрали стройку Причина, по которой изначально обратились именно к иностранному застройщику, — отсутствие у компании «Ренова», генерального инвестора реконструкции аэропорта Коль
У югославов
забрали стройку
Причина, по которой изначально обратились именно к иностранному застройщику, — отсутствие у компании «Ренова», генерального инвестора реконструкции аэропорта Кольцово, опыта строительства аэровокзальных комплексов в соответствии с международными стандартами. Югославских специалистов приглашали обменяться наработанными технологиями. Когда начались работы, заказчик решил, что уровень югославской компании Union Engineering, казалось бы имеющей солидный опыт реконструкции российских аэропортов, далеко не дотягивает до заявленного. Скорее всего, за время блокады в Югославии многое изменилось, и уровень конкурентоспособных в советское время структур значительно снизился, — рассуждает Михаил Максимов, гендиректор аэропорта Кольцово. Аэропорт вынужден был создавать свою дирекцию единого заказчика. Выбирать подрядчика, персонал, изменять проектную документацию пришлось созданной дирекции. Иначе говоря, то, ради чего привлекали югославов, вынуждены были делать сами. Михаил Максимов: Наши компании умеют строить не хуже иностранцев. Вдобавок ко всему мы катастрофически «вылетели» из бюджета — подрядчик неточно рассчитал стоимость проекта даже на стадии «коробки». Югославы не выполнили обязательства ни по срокам, ни по качеству работ. Решение, что дешевле строить, привлекая местных подрядчиков, пришло само собой.
Проект модернизации Кольцово воплощается триумвиратом: главным консультантом выступает немецкая компания HOCHTIEF AirPort, генеральный инвестор — «Ренова», монтажно-строительные работы выполняет СМУ-3. Тендер, в результате которого СМУ-3 получило заказ, был, как говорит г-н Максимов, номинальным: Объявлять конкурс не было времени — у нас стоял жесткий срок сдачи, а из-за возни с югославами мы потеряли около четырех месяцев. Площадку подготовили в конце мая, а реально строить стали только в сентябре. Мы провели закрытый тендер и отдали предпочтение СМУ-3. Предприятие все лето вело земельные работы авансом, не заключая контракт, доверяя нашему слову, что в будущем все бумаги мы подпишем.
Илья Полищук, генеральный директор СМУ-3: Изначально Union Engineering объявила тендер субподрядчика, в котором участвовало около пяти строительных фирм, в том числе и такие крупные, как «Атомстройкомплекс». Право возводить «коробку» досталось нашей компании.
«Атомстройкомплекс» несколько лет назад уже принимал участие в реконструкции аэропорта, которая проводилась на собственные деньги Кольцово и средства от полученных займов. Как сообщила Ирина Колпакова, пресс-секретарь «Атомстройкомплекса», все намеченное не удалось осуществить из-за недостатка средств: Было бы интересно продолжить работу в этом проекте, особенно сейчас, когда появился такой крупный инвестор, как «Ренова». Но предпочтение отдали СМУ-3. Наверное, это можно объяснить более приемлемыми условиями, которые предложил этот застройщик.
Предположения о том, что на фоне немалого количества госзаказов (в архиве СМУ-3 такие стройки, как детский онкоцентр, здание обладминистрации, Госпиталь инвалидов войн) победу в тендере пролоббировали областные власти, г-н Полищук опроверг: Еще до момента объявления тендера Union Engineering привлекла нашу компанию для проведения на участке некоторых строительных работ. Когда объявили конкурс, мы уже были в курсе всех дел на стройке, то есть «входить в тему» и разбираться, что к чему, нам было не надо. В том, что предпочтение отдали нам, нет совершенно никакой политики, все исходило из экономических принципов.
Г-н Полищук уверен, что на этом заказе его компания не обогатится, а желание участвовать в стройке объясняет ее статусностью: На таком объекте особых денег не заработаешь. Но строительство настолько крупного социального объекта, как аэропорт, — весьма значимый пункт в портфолио любой строительной компании. Это в дальнейшем даст ощутимые преимущества для получения новых коммерческих заказов.
Дорога в небо
В рамках инвестиционной программы реконструкции и развития аэропорта в Кольцово появится аэровокзал для международных перевозок — его пропускная способность составит 600 пассажиров в час, а уровень сервиса, как обещают организаторы, будет соответствовать мировым стандартам. Согласно основным программным мероприятиям, СМУ-3 должно восстановить аэродром и аэровокзальный комплекс, создать инфраструктуру (гостинично-деловой комплекс, цех бортового и общественного питания мощностью 7000-10000 рационов в сутки, грузовые перевозки и наземный транспорт), построить офисы представительств авиакомпаний. Сегодня генеральный подрядчик готовит проектную документацию по модернизации грузового терминала и гостиницы «Лайнер», которая станет еще и культурно-деловым центром. Реконструкция коснется зала прибытия внутренних российских авиалиний и здания старого аэровокзала. Рядом с терминалом будет многоуровневая автомобильная парковка.
17 декабря 2005 г. СМУ-3 должно сдать терминал аэропорта Кольцово площадью 15 400 кв. м: появится аэровокзальный комплекс с двумя телетрапами, реконструированные места стоянок под самолеты и взлетно-посадочные полосы (последнее — одна из невыгодных позиций проекта для инвестора). Михаил Максимов: Восстановление взлетно-посадочных полос и дорог не окупается, так как тарифы на пользование ими авиаперевозчиками устанавливает государство. Доходы, которые они приносят, не покрывают даже затраты на эксплуатацию. Без хороших полос аэропорт функционировать не может, поэтому нам приходится вкладывать в них деньги.
Положительный имидж
за $30 млн
На статус хаба в Уральском регионе претендовал и челябинский аэропорт, но, как отмечает Михаил Максимов, преимуществ у Кольцово исторически было больше. Аэропорт удачно расположен, у него есть инвестор, готовый развивать инфраструктуру, — это далеко не полный перечень условий, чтобы стать международным транзитным авиаузлом. Михаил Максимов: Очень многое зависит от того, насколько развита география полетов у авиакомпаний, которых принимает аэропорт. Для привлечения крупных авиакомпаний необходимо иметь очень качественную, дорогую инфраструктуру — хорошие взлетно-посадочные полосы, современные терминалы, парк спецтехники.
Заинтересовавшись в 2002 г. Кольцово, «Ренова» скупила примерно 20% акций. Затем объявила, что готова вложить средства в реконструкцию аэропорта. Под проект реконструкции создали компанию «Кольцово-Инвест», где 25% плюс одна акция принадлежат областному правительству, остальные ценные бумаги — «Ренове». В качестве уставного капитала власти отдали в новое общество принадлежащие им 25,5% акций аэропорта. То есть сейчас «Ренова» владеет пакетом акций Кольцово, близким к контрольному, — по официальным данным, 45,26% акций принадлежат ЗАО «Кольцово-Инвест», 25,5% — находятся в госсобственности, 9,06% — у РФФИ.
Стоимость инвестиционного проекта составляет $30 млн. Как отмечает руководство аэропорта, эти деньги не вернутся ни через пять, ни через десять лет. Привлекать частные средства в аэропортовый бизнес достаточно сложно, в первую очередь потому, что доля имущества аэропорта находится в федеральной собственности, и до сих пор не существует методики, по которой частный инвестор может сотрудничать с государством. В случае с Кольцово и компанией «Ренова» разработана, как говорит Михаил Максимов, пилотная схема привлечения средств: генеральный инвестор — «Ренова» — предоставил займ аэропорту сроком на 10 лет под 10% годовых без какого-либо обеспечения для реконструкции. Перед лицом областных властей «Ренова» обязуется осуществить проект, получив право на совместное управление им, для чего создано «Кольцово-Инвест».
По словам г-на Максимова, сейчас аэропорт работает неэффективно. Большую прибыль Кольцово приносит продажа топлива: эти средства дотируют основные виды деятельности аэропорта — взлет-посадку и обслуживание пассажиров. Единственный поставщик ГСМ в топливно-заправочный комплекс (ТЗК) Кольцово — ТНК-BP, совладелец которой — «Ренова». ТЗК приносит практически всю прибыль аэропорта, поэтому настойчивое желание инвестора контролировать эту отрасль понятно (еще с 2000 г. ТЗК Кольцово был объектом пристального внимания страховой компании «Кольцо Урала», но из-за позиции областных властей «отжать» этот комплекс страховщикам не удалось).
С переходом в ближайшее время авиаперевозчиков на импортную технику, потребляющую значительно меньше топлива, специалисты прогнозируют падение доходности ТЗК. Михаил Максимов: «Из-за тонкого слоя масла, размазанного по всей стране, никто не получает ощутимых ресурсов для развития — через аэропорты летает недостаточное количество пассажиров. Аэропортовый бизнес выгоден при пассажиропотоке около 3 млн пассажиров в год. Количество пассажиров должно увеличиться вдвое, что маловероятно. Г-н Максимов считает, что пока российские аэропорты обречены на прозябание: То, что в стране много аэропортов, безусловно, удобно для регионов, но государство несет убытки по их содержанию, не говоря уже о развитии.
С превращением аэропортаКольцово в хаб, когда через Екатеринбург будут проходить потоки денег и людей, повысится и инвестиционная привлекательность Свердловской области в целом. Этому способствует и наметившаяся в последнее время тенденция снижать количество международных аэропортов.
Обратная связь:
dk@apress.ru
Кто начинал стройку?
Инжиниринговая компания Union Engineering (Югославия, Белград), основанная в рамках Ассоциации строительных организаций Боснии, Герцеговины, Македонии, Хорватии и Сербии, работает в различных странах мира более 40 лет. Имеет большой опыт строительства крупных объектов в Европе, Азии и Африке, в том числе аэропортов (аэровокзалов, взлетно-посадочных полос и т.д.) в Белграде, Чите, Братске, Челябинске, Иркутске, Новом Уренгое, Магнитогорске и Сургуте.
И кто продолжил?
ЗАО «Строительно-монтажное управление № 3» основано в 1951 г.
Вид деятельности — возведение жилых, промышленных зданий и спецсооружений, монтаж готовых строительных конструкций.
В архиве СМУ-3 такие стройки, как Уральский электромеханический завод, НПО Автоматики, Театр эстрады, Уральское таможенное управление, Екатеринбургское таможенное управление, новый корпус библиотеки им. Белинского, здание обладминистрации, ряд корпусов НИИ Химмаш, УПИ, синагога.
За время работы СМУ-3 построило более 2 млн кв. м жилья.
Как завязать узел?
Хаб — это узловой (транзитный) аэропорт, рейсы в котором организованы по принципу «ось — спица» или «веер». Например, авиакомпании подвозят пассажиров из городов Урала, Западной Сибири на региональных самолетах по местным воздушным линиям или на среднемагистральных — из других российских городов. Далее из этого крупного регионального аэропорта с международным статусом на дальнемагистральных самолетах пассажиры летят в города России, СНГ и дальнего зарубежья.
Хабами могут стать только аэропорты крупных городов, где развита инфраструктура, налажен пассажиропоток. Место хабов определяется географией и экономикой регионов России при обязательном государственном планировании и регулировании создания таких центров. На юге это могут быть Сочи либо Ростов-на-Дону, в центре — Москва и Санкт-Петербург, на Урале — Екатеринбург, в Сибири — один из трех городов: Иркутск, Красноярск или Новосибирск, на востоке — Хабаровск или Владивосток. Всего в России будет создано 7-9 хабов.