Компании массово сокращают персонал
эксперты Юрий Афанасьев генеральный директор ГК «Активные Формы» Алена Гинс руководитель проекта «Исследование рынка труда» компании «Апрайт» Евгений Островский руководитель собственных проектов ко
эксперты
Юрий Афанасьев
генеральный директор ГК «Активные Формы»
Алена Гинс
руководитель проекта «Исследование рынка труда» компании «Апрайт»
Евгений Островский
руководитель собственных проектов компании «Медиасайт»
Эдуард Пантюхов
генеральный директор Русской строительной компании
Лилия Патрушева
директор департамента управления персоналом ЗАО «Сталепромышленная компания»
Анна Хвостова
генеральный директор уральского представительства компании HeadHunter
Елена Шубникова
руководитель направления управленческого консультирования ВЭШ
Насколько выросла активность соискателей на рынке труда?
Какую стратегию сокращения персонала аналитики признают правильной?
Насколько уменьшатся зарплаты в 2009 г.?
Первые признаки перемен возникли на екатеринбургском рынке труда в середине августа, когда от поиска персонала отказались несколько застройщиков и оптовые торговцы стройматериалами. В конце августа — сентябре отреагировали все филиалы московских и европейских компаний. «Головные офисы приказали резко менять политику управления персоналом: новых сотрудников не искать, кто собирается уходить — не держать, требования о повышении зарплат игнорировать. До остальных, местных и региональных компаний, волна дошла лишь спустя 1-1,5 месяца — примерно в середине октября», — рассказывает ЕВГЕНИЙ ОСТРОВСКИЙ, руководитель собственных проектов компании «Медиасайт» (в частности, Rabota66.ru).
С тех пор сообщения об увольнениях персонала и введении неоплачиваемых отпусков множатся с каждым днем. По данным на 1 ноября о сокращениях говорили лишь 7% опрошенных компаний, а на 1 декабря изменения в штатном расписании констатировали уже 55% исследованных предприятий Екатеринбурга. К концу года цифра, скорее всего, составит минимум 70%, сообщают в компании «Апрайт». Но это, кстати, немного. Скажем, в Перми показатель равен 79%, в Челябинске — 74%. «Екатеринбург по сравнению с ними все-таки сервисный город. Промышленность хотя и занимает одно из центральных мест, но не доминирует. Потому такого обвального падения пока нет», — объясняет ЮРИЙ АФАНАСЬЕВ, генеральный директор ГК «Активные Формы».
Заметнее всего кризис отразился именно на отрасли производства и строительства. «В Екатеринбурге нет ни одного промышленного предприятия, которое не перешло бы на сокращенный режим работы. Увольнения составили 30-100% от общего количества сотрудников», — уточняет г-н Афанасьев. Похожие цифры у строительных фирм. «Они стараются довести до конца начатые объекты, но новые долгосрочные проекты около 90% предприятий отложили до лучших времен. Поэтому держать под такие объекты персонал просто бессмысленно», — отмечает ЭДУАРД ПАНТЮХОВ, генеральный директор Русской строительной компании. Заводы и застройщики автоматически потянули за собой рынок b2b: поставщиков стройматериалов, металлопроката и оборудования. «Наша выручка упала в 2,5 раза, мы уже были вынуждены сократить 25% персонала. Ожидаем, что выручка может уменьшиться еще в два раза. Значит, увольнения продолжатся», — прогнозирует коммерческий директор компании, занимающейся продажей спецтехники. В среднем среди поставщиков оборудования и материалов сокращения находятся на уровне 30%, подсчитали аналитики.
Рынок розничной торговли, как менее закредитованный, присоединился позже. Продавцы одежды, бытовой техники, авто, продуктов питания сокращают персонал постепенно. «Штат сотрудников рассчитан на конкретный объем продаж. Когда он уменьшился на 10%, стал лишним каждый десятый продавец, специалист по страхованию, кредитованию и пр. Если продажи сократятся еще на 10%, произойдет следующая закономерная волна увольнений», — пояснил руководитель крупного екатеринбургского автоцентра. Похожая логика прослеживается и в сфере услуг, например в туризме и общепите.
Увольняют персонал пока две трети компаний, меняющих штатное расписание, остальные сокращают рабочее время и увеличивают функционал сотрудников, рассказывает АЛЕНА ГИНС, руководитель проекта «Исследование рынка труда» компании «Апрайт». Эксперты неоднозначно оценивают масштаб сокращений. С одной стороны, избавление от балласта («офисного планктона», «трутней», «моли», «бройлеров» — каждый придумывает свое название лишним сотрудникам) правильно. ЕЛЕНА ШУБНИКОВА, руководитель направления управленческого консультирования ВЭШ: «Штаты компаний были явно раздуты, но в период роста бизнеса никто об этом не задумывался, поскольку избыток кадров удобен».
С другой стороны, наблюдатели отмечают явную непоследовательность действий предприятий. «Большинство руководителей просто затягивают пояса в надежде пережить этот период. И принимают решения, рассчитанные на месяц, максимум на три. Но так быстро ситуация не стабилизируется!» — восклицает Юрий Афанасьев. По его словам, долгосрочное снижение продаж неизбежно должно повлечь за собой корректировку объема производства, себестоимости, прибыли, а также изменение технологий. Сокращение персонала — это следствие глубинной и грамотной реорганизации бизнеса. «Когда я говорю руководителям, что надо сжать бизнес в три раза, они долго возмущаются — от красивых и масштабных планов отказываются тяжело. Но в итоге соглашаются», — делится наблюдениями г-н Афанасьев.
Поэтому, считает ЛИЛИЯ ПАТРУШЕВА, директор департамента управления персоналом ЗАО «Сталепромышленная компания», работодателю важно четко определить, что именно он хочет: временно сократить фонд оплаты труда или уменьшить штат. В первом случае можно обойтись и без увольнений. Законодательство разрешает отменять премии и сокращать ФОТ, если, выплачивая их, компания понесет убытки. И экономия получается существенная. «В большинстве отраслей, если убрать себестоимость товара, в размере оставшихся затрат ФОТ занимает до 50%», — уточняет г-жа Шубникова. Зато сохранение рабочих мест положительно скажется на имидже компании в глазах персонала.
Оптимизация бизнес-процессов как раз не приводит к экономии в краткосрочной перспективе, поскольку официально сокращать людей сложно и дорого. «Прописанная в Трудовом кодексе процедура сокращения штата требует выплаты компенсаций до трех месячных зарплат, а если, допустим, речь идет о филиале на Крайнем Севере, то до шести», — объясняет г-жа Патрушева.
Впрочем, официальным путем идут далеко не все. Некоторые буквально заставляют подчиненных писать заявления об уходе по собственному желанию, другие ищут любые лазейки в нормах законодательства, которые позволят уволить по статье. Документируют минимальные нарушения дисциплины (опоздание на одну минуту) и делают на этом основании выговоры, организуют аттестации, успешно пройти которые невозможно. У любого из опытных специалистов по персоналу в запасе есть пара-тройка страшных историй о том, как в реальности происходят сокращения кадров. «В одном городе Свердловской области руководство завода в субботу разослало всем сотрудникам письмо с требованием срочно выйти на работу в воскресенье. По закону работник может его проигнорировать, но основная часть все-таки вышла. На проходной их встречала служба безопасности и проверяла степень трезвости. Всех, кто выпивал в субботу, а для жителей области это не редкость, уволили по статье», — рассказывает директор по персоналу крупной компании. Кстати, авторство подобных идей иногда принадлежит юридическим фирмам, которые, почувствовав новую волну спроса, стали консультировать клиентов на тему, как с минимальными потерями разогнать штат.
Пренебрежение компаний к собственному имиджу на рынке труда объясняется их уверенностью, что кадровый голод отступил, причем надолго. Динамика роста базы активных соискателей в Екатеринбурге превышает любые нормальные показатели. «Если осенняя активность соискателей обычно составляет 130-140% от летней, то в нынешнем сентябре она выросла до 160-180%, в октябре — уже до 220-260%. Соискатели как с цепи сорвались — за два месяца база резюме сайта Rabota66.ru увеличилась почти вдвое и достигла 47 тыс.», — делится впечатлениями от перемен на рынке труда г-н Островский. То, что найти нового квалифицированного сотрудника больше не проблема, отмечает подавляющее большинство руководителей. «Уровень заработка мы устанавливаем в зависимости от тарифов на энергию. В момент активного роста всех рынков мы выпали из конкуренции по зарплатам — и от нас побежали люди. Сейчас они идут обратно. Мы готовы принимать на работу, но брать много не будем, особенно управленцев и офисный планктон. А вот те, кто сможет работать непосредственно с сетями и на станциях, нам очень нужны», — отмечают в ТГК-9.
К слову, уровень зарплат в Екатеринбурге в следующем году существенно снизится. «Зиму и начало весны основная часть сотрудников будет получать 40% докризисной зарплаты. По самым оптимистичным прогнозам, к концу года оплата труда составит 50-70% от суммарного докризисного показателя», — убеждена г-жа Гинс.
Впрочем, специалисты кадрового рынка пока не торопятся говорить о полном исчезновении дефицита рабочих рук. «Кадровый голод в определенных сферах, например в ИT, лишь ослабился, зато избыток кадров в других сферах обострился. Это в первую очередь малоквалифицированный персонал и специалисты, которых в огромных количествах выпускают вузы. Рынок и раньше не потреблял их в таком масштабе», — поясняет Евгений Островский. 88% предприятий увольняют прежде всего обеспечивающий (т. е. не занятый в основном процессе) персонал, подсчитали в компании «Апрайт». В частности, одними из первых стали ненужными специалисты по маркетингу и рекламе: их востребованность сократилась осенью на 19%, а активность таких соискателей выросла в 2,9 раза, сообщает г-н Островский. Аналогичная ситуация — с юристами, секретарями, специалистами служб персонала, безопасности, бухгалтерии и т. п.
В любом случае состояние рынка соискателей (когда претенденты на вакансию диктуют условия потенциальному работодателю) в Екатеринбург вернется не скоро. «Даже если кризис завершится к концу 2009-го, еще минимум год после этого условия будет диктовать работодатель. К тому рынку, который был до кризиса, мы шли лет пять», — оценивает АННА ХВОСТОВА, генеральный директор уральского представительства компании HeadHunter.