Компании стремятся к прозрачной логистике
эксперты Михаил Антонов руководитель информационно-аналитической службы компании «Ростэп» Валерий Булевич начальник ИТ-отдела концерна «Калина» Валентина Колпакова руководитель департамента уп
эксперты
Михаил Антонов
руководитель информационно-аналитической службы компании «Ростэп»
Валерий Булевич
начальник ИТ-отдела концерна «Калина»
Валентина Колпакова
руководитель департамента управления проектами уральского регионального отделения корпорации «Галактика»
Дмитрий Мазеин
менеджер по развитию бизнеса в Уральском регионе компании
Columbus IT
Максим Максименко
директор компании
«Технический центр «Пятая среда»
Андрей Мищихин
директор по ИТ компании
«СКМ-Мебель»
Олег Смольников
руководитель внедренческих проектов компании «Смайли»
Алексей Шуваев
заместитель директора отделения автоматической идентификации компании «ДатаКрат»
Зачем предприятиям системы управления поставками
Почему так мало внедрений SCM
Какие еще системы управления логистикой начинают появляться на рынке
Товародвижение в российских предприятиях основано на грубой мужской силе, а не на информационных технологиях. Между тем на Западе объем рынка автоматизации логистических цепочек составляет миллиарды долларов. У нас этот сегмент пока совсем невелик, но он уверенно растет. Все больше компаний хотят управлять своим товаропотоком не хуже, чем их иностранные коллеги, которые взялись за это еще 20 лет назад.
Вскоре каждый клиент челябинской компании «Люкс-Вода» сможет в режиме онлайн отслеживать, как происходит доставка предназначенной для него бутыли с питьевой водой. Для этого в екатеринбургской студии JetStyle разрабатывают систему, которая будет транслировать на сайт данные со спутниковых навигаторов, установленных в каждом автомобиле, перевозящем воду. «Люкс-Вода» надеется сделать процесс доставки прозрачным для клиентов. К сожалению, компаний, которые могут так же четко и ясно выстраивать свои отношения с поставщиками и заказчиками, совсем немного. Одна из причин этого в том, что автоматизация российского бизнеса начиналась с бухгалтерии, а не со склада.
SCM претендует на центр корпоративной системы
«Раньше мы автоматизировали бизнес-процессы начиная с офиса, а сейчас уже понятно, что главным должно быть товародвижение», — говорит о системе управления цепочками поставок Михаил Антонов, руководитель информационно-аналитической службы компании «Ростэп». Полностью с ним согласен Алексей Шуваев, заместитель директора отделения автоматической идентификации компании «ДатаКрат»: «По-моему, рынок ERP неуспешен, поскольку универсальных систем на самом деле практически нет. Глобально решить и автоматизировать все процессы на предприятии ни у кого не получается: слишком широк круг задач, весь мир давно пришел к специализации. Более того, на Западе SCM рассматривают как альтернативу ERP, особенно если бизнес развивается из дистрибуции».
Интерес к системам управления поставками обусловлен не только историческим ходом развития автоматизации, но и вполне конкретными экономическими показателями. Современные SCM-решения дают возможность эффективно управлять информацией о спросе и предложении, динамике потребностей покупателей. Они позволяют прогнозировать спрос, формировать индивидуальные планы закупок для различных поставщиков, планировать производство и организовывать поставки так, чтобы максимально сократить все издержки. Компания AMR Research оценивает результаты правильного внедрения системы управления поставками следующим образом. Стоимость и время обработки заказа сокращаются на 20-40%, время вывода товара на рынок — на 15-30%, закупочные издержки уменьшаются на 5-15%, складские запасы — на 20-40%. Прибыль же в контексте использования SCM может вырасти от 5 до 15%. Кроме того, эксперты подчеркивают еще одно важное отличие SCM от ERP. Сами интеграторы шутят: тому, кто назовет точное время окупаемости ERP, надо сразу давать Нобелевскую премию. Рентабельность же вложений в управление поставками посчитать реально. «Окупаемость подобных инвестиций проще определить хотя бы потому, что они работают с конкретными товаропотоками, сделать это непросто, но все-таки можно», — утверждает Михаил Антонов.
То, что спрос на системы управления поставками, системы складской логистики и управление складом растет, подтверждают практически все участники рынка. Хотя в массовый поток заказов он еще не превратился. По мнению Максима Максименко, директора компании «Технический центр «Пятая среда», рынок находится на пороге увеличения спроса. «Многие предприятия уже решили проблемы оперативного учета и теперь готовы автоматизировать смежные направления — складские процессы, отношения с клиентами и т. д. Заметно повысился интерес к прикладным системам: он начался с прошлого года и будет расти быстрыми темпами в ближайшие два-три года, особенно если не случится форс-мажора типа ЕГАИСА (Единая государственная автоматизированная информационная система учета оборота спирта и алкоголя. — Прим. ред.), который сильно подорвал спрос среди дистрибьюторов алкогольной продукции». Традиционного функционала ERP для многих организаций уже недостаточно, тем более что эти системы изначально отпочковывались от управления бухгалтерской отчетностью или производством. Эксперты полагают: SCM-системы в первую очередь найдут применение в тех компаниях, в бизнесе которых затраты на работу с поставщиками занимают существенную долю. В последние годы максимальное количество внедрений SCM-решений в России приходится на металлургические предприятия и торговые сети. Кроме того, среди потребителей SCM-систем значительный процент составляют дистрибьюторские компании. Выбирать в пользу SCM приходится именно из-за дополнительного функционала. «Нам не хватает в ERP отслеживания грузов на маршруте, статистики по перевозчикам, учета накладных расходов в логистике, оценки самих маршрутов перевозок и т. д. Для нас это важно, поскольку основная часть нашего товара находится в пути», — рассказывает Андрей Мищихин, директор по ИТ компании «СКМ-Мебель». Но к SCM присматриваются не только торговые и дистрибьюторские фирмы. Валентина Колпакова, руководитель департамента управления проектами уральского регионального отделения корпорации «Галактика»: «Мы видим большой интерес к этим системам со стороны металлургических и машиностроительных предприятий. Компании постепенно разворачиваются в сторону плотной работы с заказчиками и поставщиками. А внедрение ERP и SCM дает серьезный синергетический эффект с точки зрения управления оборотными средствами предприятия, а также обслуживания и взаимодействия с контрагентами».
Растет спрос
на смежные системы
Пример компании «Люкс-Вода», которая хочет как можно более детально знать, где находится ее продукция, и намерена информировать об этом покупателей, далеко не единичен. Уральские бизнесмены все чаще осознают: отточенная логистика — один из основных инструментов ведения успешного бизнеса.
В первую очередь повышается спрос на системы управления складом. Причем речь идет не только о типовых решениях на базе 1С или специальных разработках на той же платформе, но и о специализированных системах управления складом — WMS. Рынок складских программ резко вырос буквально за год. Если прошлым летом в Екатеринбурге не провели ни одного крупного проекта в этой области, то сейчас действует уже три-четыре системы. «SCM пока внедряются в основном отдельными модулями, и чаще всего начинают управлять товародвижением как раз с WMS-систем», — поясняет Алексей Шуваев. Именно так поступили в «СКМ-Мебель». Начали создавать информационную инфраструктуру с системы управления складом, ставшей сердцем всего комплекса программ, а уже потом к ней должна пристроиться SCM.
Дистрибьюторские компании, имеющие огромное количество клиентов, которым надо доставить товар, проявляют интерес к системам транспортной логистики, позволяющим не только отслеживать транспорт в пути, но и оптимизировать маршруты. В некоторых случаях эта система может даже становиться главной на складе, как, например, в «Смайли» — дистрибьюторе продуктов питания. Фирма первой внедрила систему планирования доставки от компании «АНТОР Бизнес Решения»: в продукте увязана карта города и региона и данные GPS-навигаторов. Это помогло увеличить загрузку машин, высвободило время диспетчера, упростило учет стоимости арендованного транспорта, сократило время планирования маршрутов с шести до двух часов. Кроме того, по словам Олега Смольникова, руководителя внедренческих проектов компании «Смайли», пока организация решает вопрос по внедрению полноценной складской системы, фактически первую скрипку на складе играет система планирования доставки — именно из нее получают данные о том, какие грузы и в какую очередь необходимо подготовить к отправке и т. д. Всего под управлением системы находится свыше 30 автомобилей: каждый из них объезжает по 20 заказчиков в день.
Компания «ДатаКрат» двинулась еще дальше: готовится предложить рынку систему поддержки стратегии развития логистики (I2 Supply Chain Strategyst) — это программы, позволяющие глобально планировать движение логистических цепочек в рамках региона, страны или континента. Система подсказывает наилучшее размещение распределительных центров, путей доставки и т. д.
Распространению SCM мешает тяжелое наследство
Несмотря на то что польза от автоматизации управления поставками уже ни у кого не вызывает сомнений, по ряду причин внедрения подобных систем до сих пор достаточно редки.
«У многих компаний еще не до конца отработаны внутренние бизнес-процессы. Да и потребности зачастую превышают готовность предприятия к изменениям, связанным с автоматизацией бизнеса», — говорит Валентина Колпакова. «Если на складе неразбериха, то никакая система управления товарными потоками не поможет», — веско замечает Алексей Шуваев. Поскольку автоматизация бизнеса чаще всего шла от бухгалтерии, склад привязан к ней как придется, а иногда вообще все управление идет вручную — с помощью MS Excel.
Но хаос внутри предприятия — это только одна грань проблемы. Наибольшую эффективность SCM достигает при автоматическом обмене данными между заказчиком, дистрибьютором и производителем. У нас же на практике это редкость. Документооборот нередко строится на передаче заявок по факсу. Компании-поставщики закрыты, и не все дают доступ к своей складской информации. Например, «Калина» с этой проблемой справиться смогла лишь отчасти. По информации Валерия Булевича, начальника ИТ-отдела концерна, их система рассматривает склады свыше 200 дилеров, практически как свои собственные, и пристально следит за товарными остатками. В зависимости от изменения последних формируются заказы для производства, отгрузок и т. д. При этом отношения с поставщиками на «Калине» не автоматизированы.
Дополнительно сдерживает внедрение SCM неподготовленность компаний. Если SCM проводится как стратегия, то стержнем системы управления предприятием становится не бухгалтерия, а склад. «Начинать внедрение необходимо именно с модуля управления складом. Склад — центр управления цепочками поставок: именно здесь крутятся все товары, это тот насос, который направляет все товарные потоки предприятия. Без этого неэффективно обращаться к другим продуктам, так как нет информации о наличии товаров. Поэтому и поставщики SCM начинают проникать на рынок именно со складских систем», — рассказывает Алексей Шуваев. Между тем серьезных внедрений систем управления складом у нас пока очень мало — явно недостаточно для массового распространения SCM. Два проекта завершили специалисты «ДатаКрат» (комплекс «КОР» и концерн «Калина), один сделал питерский разработчик — компания «Солво» («Союз-Продресурс»). Уральские ритейлеры и логистики пока не торопятся обзаводиться складскими системами. «Наши ритейлеры строят крупные распределительные центры, свободного места там будет много, и вопросы оптимизации размещения товаров на складе у них не возникают», — подчеркнул Дмитрий Мазеин, менеджер по развитию бизнеса в Уральском регионе компании Columbus IT. Хотя, по мнению Максима Максименко, система оперативного учета движения товаров и денег всегда должна находиться в центре: именно в ней концентрируются все данные, влияющие на прибыль, и этими сведениями пользуется бухгалтерия, туда же попадает информация из CRM, там же формируются заказы поставщикам.
Необходимо учитывать, что в Екатеринбурге практически нет специалистов, способных на высоком уровне оказывать консультационную поддержку по внедрению SCM. Рынок только формируется, и опытным внедренцам взяться просто неоткуда. В этих условиях потенциальные заказчики ищут помощи в столице, а это дорого и ничуть не стимулирует местный рынок.
Несмотря на все негативные факторы, спрос на SCM все равно будет расти: со временем для все большего числа предприятий оптимизация логистических процессов останется единственным путем увеличения эффективности бизнеса.
детали
Ключевые аббревиатуры автоматизации бизнеса
ERP (Enterprise Resourse Planning — корпоративная система планирования ресурсов) — комплексная информационная система управления предприятием. Состоит из множества модулей, автоматизирующих работу большинства подразделений — от бухгалтерии до отдела управления ремонтами станков. Главная ценность: бизнес-аналитика на основе многомерных данных по всем направлениям деятельности предприятия.
SCM (Supply Chain Management — управление цепочками поставок) — система управления потоками сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции за счет получения оперативной информации о перемещении товара. С помощью SCM решаются задачи координации, планирования и управления процессами снабжения, производства, складирования и доставки товаров и услуг. Главная ценность: рост эффективности товародвижения.
CRM (Customer Relationship Management — управление отношениями с клиентом) — это система управления отделом продаж, маркетинга и выстраивания предложения компании на рынке на основе подробной информации о взаимоотношениях с каждым клиентом. Главная ценность: рост эффективности отдела продаж.
WMS (Warehouse Management System — система управления складом) — система учета, расстановки и управления складскими терминалами. Главная ценность: снижение расходов на складирование товаров.
детали
В чем польза SCM?
На 20-40% сокращаются стоимость и время обработки заказа.
На 15-30% сокращается время вывода товара на рынок.
На 5-15% уменьшаются закупочные издержки.
На 20-40% снижаются складские запасы.
На 5-15% возрастает прибыль.
Источник: AMR Research.
Текст: Даниил Силантьев. dk@apress.ru
Максим Максименко: «Многие предприятия уже решили проблемы оперативного учета и теперь готовы автоматизировать смежные направления».
Валерий Булевич: «Мы отслеживаем товарные остатки на складах 200 дилеров».
Алексей Шуваев: «Если на складе неразбериха, то никакая система управления товарными потоками не поможет».
Михаил Антонов: «Главным в информационной системе предприятия должно быть товародвижение».