Компаний-банкротов в России все больше: лидируют строители, ритейлеры и сектор услуг
«Предприятия, которые не смогли перестроиться, работали по серым схемам, становятся максимально неконкурентоспособными». Потребительский спрос не растет, и несостоятельных фирм становится все больше.
По итогам IV квартала 2017 г. число банкротств в российской экономике выросло на 3,0% относительно предыдущего квартала и на 13,2% относительно IV квартала 2016 г., говорится в обзоре Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Это происходит на фоне падения реальных располагаемых доходов граждан 13-й квартал подряд и консервативного снижения ключевой ставки (с 9 февраля составляет 7,5%).
Все интенсивнее банкротятся компании в большинстве непромышленных отраслей: хуже всего ситуация в строительстве, где обновлен исторический максимум. Негативные тенденции также в оптово-розничной торговле и сфере услуг, электроэнергетике, транспорте и связи. В сельском хозяйстве ситуация с банкротствами осталась прежней, в пищевой промышленности и машиностроительном комплексе их стало меньше, а в сфере металлургии зафиксировано заметное сокращение числа юрлиц-банкротов.
Количество банкротств начало расти в 2014 г. и год от года сильно повышалось: в 2016 г. относительно 2015 г. был почти двукратный рост, а в 2017 г. их число выросло уже не так интенсивно, отмечает управляющий партнер юридической компании Veritas Law Office Роман Лукичев.
Строительный сектор сейчас наиболее подвержен банкротствам — порядка 70% банкротств, которые мы сейчас сопровождаем, относятся именно в этой сфере. Начиная от небольших компаний, которые строили 2-3 дома, заканчивая крупными инфраструктурными компаниями, — говорит г-н Лукичев.
В то же время наблюдается почти нулевой прирост банкротств в сфере обрабатывающей промышленности. В целом можно говорить о тенденции к некоторому оздоровлению экономики — наиболее проблемные активы уже обанкрочены, отмечает юрист.
На наш взгляд, в ближайшие два-три года большинство банкротств будет связано с требованиями налоговых органов: те предприятия, которые не смогли перестроиться после кризиса к изменениям законодательства, продолжали работать по серым схемам, сейчас становятся максимально неконкурентоспособными, — добавил он.
В начале кризиса причиной банкротств компаний в основном были внутренние причины бизнеса, затем — действия контрагентов, которые добивались погашения задолженности через подачу заявления о признании должника банкротом, потом — иски по субсидиарной ответственности и от банков. Сейчас основной бенефициар большинства банкротств достаточно крупных предприятий — налоговая служба, либо компания, защищаясь от налоговых претензий, уходит в банкротство, резюмирует эксперт.