Компаниям грозят «ужесточением ответственности» за отказ оплачивать вывоз мусора
«Неплатежи со стороны юрлиц — 65–70%. Бизнес не испытывает стойкого желания заключать договоры на вывоз мусора с региональными операторами. Кто за это платит — как раз понятно: население».
Гендиректор «Российского экологического оператора» (РЭО, отвечает за реализацию мусорной реформы) Денис Буцаев предложил ужесточить ответственность бизнеса за нежелание оплачивать вывоз мусора. Как рассказал г-н Буцаев в интервью РБК, сейчас неплатежи со стороны населения составляют от 20 до 35%, а со стороны юридических лиц — 65–70%, и, в отличие от первых, в отношении бизнеса ситуация не меняется, что серьезно настораживает оператора.
Будем предлагать ужесточение ответственности, искать иные формы работы с юридическими лицами в плане заключения договоров, в том числе прорабатывать схему технологического присоединения. Потому что бизнес не испытывает стойкого желания заключать договоры на вывоз мусора с региональными операторами. Например, вы образовываете мусор, куда вы его дели — непонятно. Кто за это платит — как раз понятно: население. Значит, гибкость здесь невозможна, — сказал гендиректор РЭО.
По его словам, показатель планируется довести до 90%, на это уйдет минимум пять-восемь месяцев. Чтобы достичь этой цели, предполагается, во-первых, сделать автоматическое присоединение каждой компании к договору по вывозу мусора с региональным оператором. Во-вторых, необходимо разобраться с нормативами накопления. Они будут рассчитываться исходя из вида деятельности компании.
И в случае если юридическое лицо не доказывает обратное, применять тот норматив накопления, который есть или будет условно в нашей библиотеке. Если у вас есть другой объем и вы его фактически доказываете, пожалуйста, такой вариант тоже должен существовать,— говорит руководитель РЭО.
Неплатежи приводят к кассовым разрывам у регоператоров, которым приходиться покрывать их из разных источников, в том числе бюджетных субсидий. Если проблема будет продолжаться в последующие годы, это будет говорить о неработающей экономической модели, и тогда придется ее дорабатывать.
Отрасль обращения с твердыми коммунальными отходами прежде фактически не существовала и ее создание по масштабу может сравниться с крупнейшими инфраструктурными и технологическими реформами за 15–20 лет, считает Денис Буцаев. Чтобы система быстрее заработала, необходимо создать «карту мусора» с объектами образования отходов и логистическими путями. Зачастую оператор сталкивается здесь с некорректным подсчетом объема образующегося мусора.
Напомним, «мусорная реформа» стартовала в России в начале 2019 г. Исключительное право на вывоз твердых бытовых отходов во всех регионах передали региональным операторам. Они должны вывозить мусор на строго отведенные полигоны, в том числе и из частного сектора, который впервые начал платить за вывоз мусора. По мнению властей, реформа должна решить проблему появления несанкционированных свалок.