Подписаться
Курс ЦБ на 18.01
102,41
104,86

Кому помогать - слабым или сильным?

Максим Годовых директор Департамента малого и среднего предпринимательства Министерства экономики и труда Свердловской области В очередной раз был поставлен в тупик вопросом: «Зачем вы в инноваци

Максим Годовых директор Департамента малого и среднего предпринимательства Министерства экономики и труда Свердловской области
В очередной раз был поставлен в тупик вопросом: «Зачем вы в инновациях делаете ставку на малый бизнес, если он с трудом сводит концы с концами?» Я не понимаю, откуда взялся этот стереотип, почему малый бизнес всегда должен выглядеть пострадавшим от административных барьеров, налогов, противоправных действий контролирующих органов?
Мы ходим по магазинам, посещаем рестораны, ездим на такси, покупаем дома — все это малый и средний бизнес. Разве он еле дышит? Почему СМИ любят поймать торговца на рынке и расспросить о том, как ему нелегко живется, но не заходят в «Европу», в «Гермес-Плаза», в «Галерею Тихвинъ» и не узнают, как предпринимателям тяжело живется там? А там ведь действительно тяжелее — и аренда в десятки раз выше, и затраты на персонал.
Отсюда вытекает вопрос: кого мы должны поддерживать в рамках программ развития предпринимательства — тех, кто пострадал, или тех, кто успешен? В первом случае исходим из соображений гуманности и социальной значимости, во втором — из соображений экономической эффективности. Мне второй вариант ближе — отсюда мой интерес к созданию системы развития инновационной деятельности малого и среднего бизнеса. Вложение ресурсов в поддержку инноваций дает рост оборотов в сотни процентов, высокую прибыль, вклад в экономику региона.
Опыт подтолкнул к тому, что в целом поддержка успешного предпринимательства может быть эффективной, если соблюдаются следующие условия.
Поддержка должна быть системной. Предприятие должно иметь возможность получить поддержку на всех этапах жизненного цикла. Если вспомнить теорию, то это будет зарождение, детство, зрелость, расцвет, стабильность, смерть или что-то в этом роде. И для каждого из этих этапов, на мой взгляд, должен быть разработан свой набор проектов, программ и инструментов развития бизнеса. А к ним еще необходимо привязать многочисленные организации инфраструктуры, которые предоставляют соответствующие услуги и занимаются привлечением источников финансирования. Только тогда получится система, которая обеспечивает полный набор сервисов сопровождения бизнес-проектов в регионе — от идеи до реализации.
Поддержка должна быть комплексной. Недостаточно где-то выдавать гранты и радоваться, как успешно развивается малый и средний бизнес. Я выделил четыре основных блока: подготовка — все, что мы должны сделать, чтобы предприятие все-таки появилось; финансирование — те самые гранты, кредиты, займы, венчурное финансирование, субсидии; размещение — офисные, производственные, торговые помещения, бизнес-инкубаторы, по которым мы пока удовлетворяем потребность менее чем на 10%; развитие — что мы должны сделать, чтобы предприятие росло, становилось средним, выходило на новые рынки.
Поддержка должна быть сегментированной и предоставляться на конкурсной основе. Помочь всем никогда не удастся. Поэтому нужно выделять приоритетные категории предпринимателей. И здесь возвращаемся к вопросу: хотим ли мы поддержать всех или выбрать тех, кто обладает потенциалом роста, и помочь им быстро развиться?
Поддержка должна быть адекватной. Если у нас оборот малого и среднего бизнеса доходит до триллиона рублей, какой смысл принимать региональные программы в 10-20 миллионов? Какой заметный эффект они могут дать, кроме содержания десятков чиновников? Для Свердловской области необходимо привлекать как минимум 5 млрд руб., чтобы поддержка была очевидной. Кроме федерального и областного бюджета есть же еще банки, институты развития, венчурные фонды — с ними со всеми тоже нужно работать.
Еще один интересный момент — поддержка может быть возвратной. Большинство инструментов финансовой поддержки необходимы в первые 2-3 года существования предприятия. Что мешает ему после выхода на определенный уровень рентабельности вернуть те ресурсы, которые помогли развиться вначале? Возвратность позволит оказывать поддержку следующему и следующему получателю, а не просто тратить деньги из бюджета.
Механизм реализации возвратных инструментов тоже вполне понятен — льготные инвестиционные кредиты, фонды прямых инвестиций или венчурные фонды, когда на первых порах мы входим в уставный капитал и помогаем в управлении компанией, а через три года, к примеру, продаем долю.
Колонка написана специально для «Делового квартала»

Самое читаемое
  • Дмитрий Румянцев: «Опять у нас одна ведущая соцсеть, и опять ее создал Павел Дуров»Дмитрий Румянцев: «Опять у нас одна ведущая соцсеть, и опять ее создал Павел Дуров»
  • Дискаунтер «Светофор» попал под проверки из-за жалоб производителей и поставщиковДискаунтер «Светофор» попал под проверки из-за жалоб производителей и поставщиков
  • На месте БЦ «Карнеол» в Екатеринбурге возведут здание из двух башенНа месте БЦ «Карнеол» в Екатеринбурге возведут здание из двух башен
  • РСПП: экс-владельцам изъятых активов нужно дать «право первой ночи» при их продажеРСПП: экс-владельцам изъятых активов нужно дать «право первой ночи» при их продаже
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.