Конкурент «Победы» с иностранным участием. В России готовят создание нового лоукостера
«Модель очень актуальна для рынка, несмотря на все сомнения». В России ведут переговоры с иностранными игроками о создании новой бюджетной авиакомпании. Сможет ли она конкурировать с «Победой»?
В России может появиться новый низкобюджетный авиаперевозчик, пишет «Коммерсантъ». За январь-апрель пассажиропоток вырос на 20,8%, до 27,1 млн человек — на этом фоне финансовые инвесторы консультируются с крупными иностранными лоукостерами: малайзийской Air Asia, венгерской Wizz Air и турецкой Pegasus. В переговорах участвует также Российский фонд прямых инвестиций, но пока они на начальном этапе, и решения об инвестициях нет.
Создать новый лоукостер, скорее всего, планируется на базе действующей российской авиакомпании с сертификатом эксплуатанта — это основной документ для полетов. Возможно, полеты нового авиаперевозчика будут организованы из крупных региональных аэропортов, которые потеряли в пассажиропотоке после ухода с рынка «Трансаэро» осенью 2015 г. и объединения дочек «Аэрофлота» весной 2016 г. Так, петербургский аэропорт Пулково может обслужить в год 18 млн человек, а в 2016 г. через него прошло 13,3 млн пассажиров. Из него уже летают такие лоукостеры, как Vueling, airBaltic, «Победа», а в августе придет Wizz Air.
Такая схема позволит развивать сеть маршрутов в регионах, минуя Москву: локальный спрос на дешевые авиаперевозки есть, но их предложение очень ограничено.
«Пример «Победы» показывает, что модель лоукостера очень актуальна для российского рынка, несмотря на все сомнения, которые высказывались до его запуска»,— сказал «Коммерсанту» младший партнер Bain & Company Андрей Панов.
Но компания агрессивно развивается, и второму лоукостеру придется непросто: у «Победы» самая низкая стоимость креслокилометра в мире, и она скоро может занять большую часть потенциального рынка. Появление нового бюджетного перевозчика ухудшит финансовое положение большинства авиакомпаний, кроме группы «Аэрофлот» и S7, отметил он.
Создать лоукостер с иностранным участием, «Авианова», попробовали в 2009 г. инвестгруппа A1 и американский фонд Indigo Partners. У первой было 51% перевозчика, у зарубежного фонда — 49%. Лоукостер предлагал самые низкие цены на рынке, но в октябре 2011 г. прекратил полеты из-за долгов. «Победа» была создана в 2014 г.
Напомним, осенью 2016 г. говорилось также о создании новой авиакомпании «Азимут», которая займется перевозками на юге России. Но ее инвесторы не раскрывались, и с октября прошлого года новостей о проекте не было.