«Конкуренция за лояльных клиентов усиливается». Владельцы столичных ТЦ расширяют фуд-зоны
В европейских торговых центрах растет доля ресторанов и кафе — они входят в число ключевых арендаторов. Российские объекты пока отстают от тренда, но отдельные объекты приближаются к мировым лидерам.
Рост доли кафе и ресторанов в торговых центрах становится новым глобальным трендом, говорится в исследовании консалтинговой компании JLL. В среднем операторы общепита занимают 15 арендуемой площади ТЦ в Европе и являются одними из ключевых арендаторов. Значение сегмента общепита (food & beverage, F&B) растет, и собственники уделяют ему особое внимание. В России подобных примеров пока немного, хотя отдельные объекты соответствуют мировому тренду: за последние пять лет предложение на рынке качественных ТЦ удвоилось и превысило 20 млн кв. м.
«Появление большого количества новых торговых центров предоставляет потребителям более широкий выбор, при этом их привычки меняются под влиянием кризиса. В результате конкуренция за лояльных клиентов усиливается, заставляя собственников объектов искать новые способы привлечения и удержания посетителей. Одним из них становится грамотно сформированная зона питания в торговом центре», — говорит Мария Шпакова, аналитик рынка торговых площадей JLL.
По оценке компании, в Москве доля заведений общепита составляет около 4% арендуемой площади ТЦ, а в некоторых объектах соответствует мировому уровню: в ТЦ «Европейский» — 15,4%, в «АФИмолл Сити» — 10,9%. В Санкт-Петербурге средняя доля ресторанов и кафе составляет 5%.
Важным пунктом для успеха является не только количество заведений общепита в ТЦ, но и их разнообразие.
«Чем больше концепций и кухонь представлено в торговом центре, тем шире охват аудитории. Грамотно подобранный набор F&B арендаторов, включающий концепции с высокой узнаваемостью бренда и новых ярких локальных игроков, способен оказать позитивное влияние на результаты операционной деятельности торгового центра. Также собственникам стоит обращать внимание на уникальные, авторские концепции, единственные в своем роде, так как они могут стать точками притяжения покупателей», — комментирует начальник отдела аренды торговых центров компании JLL Татьяна Мальянова.
Рынок торговых центров заполняется, и в крупных городах уже близок к насыщению. Поэтому у ТЦ без хорошей концепции и сбалансированного пула арендаторов возникнут проблемы, отмечал полномочный представитель Гильдии управляющих и девелоперов Андрей Бриль.
Обновить фуд-корты и увеличить на них количество ресторанов планируют и в компании IKEA, которая сейчас проводит реконструкцию ряда торговых центров «МЕГА» в России. В частности, Айше Агекян, управляющий ТЦ «МЕГА» в Екатеринбурге, говорила в интервью DK.RU, что планируется добавить семейные рестораны, где посетители могли бы проводить больше времени.