Подписаться
Курс ЦБ на 26.11
103,79
108,87

Конкурируйте цивилизованно!

Прибегая к услугам черных пиарщиков, вы подменяете настоящую конкуренцию контрафактом. Алексей Глазырин генеральный директор ГК «Ньютон», вице-президент Российской ассоциации по связям с общественн

Прибегая к услугам черных пиарщиков, вы подменяете настоящую конкуренцию контрафактом.

Алексей Глазырин
генеральный директор ГК «Ньютон», вице-президент Российской ассоциации по связям с общественностью

Недобросовестная конкуренция запрещена российским законодательством на всех уровнях, вплоть до Конституции. Но в обществе нет четко сформированной позиции по отношению к подобным методам. И вот уже откровенное вранье, тенденциозная подача информации, искажение фактов становятся технологией. И даже название придумано — «черный PR». Если это технология, то в пакете с ней непременно следует продвигать и другие, аналогичные: «рейдерство — самый эффективный способ приобретения собственности» или «финансовые махинации как лучший способ оптимизации налогообложения».

Черным по белому
 
Определения «черный PR» в профессиональной среде не существует. Тот, кто его использует, пытается примазаться к перспективному рынку и привлечь внимание к своей персоне. На качественный PR-продукт ума не хватает, приличные клиенты разбегаются — вот и не гнушаются грязной работы. Ну не хватает людям таланта и профессионализма, а главное — простой человеческой совести. И рынок заполняется дешевой, некачественной, а иногда и просто смертельно опасной для бизнеса продукцией под ярким знакомым ярлычком. Давно известно, что это называется «контрафакт». Паленая водка и пресловутый черный PR — отличное средство зарабатывания денег, когда отказывают мозги... А отсутствие элементарной брезгливости у некоторых заказчиков и средств массовой информации не просто дает подобным проходимцам возможность жить, а создает у них иллюзию поддержки общества...

PR — такой же бизнес, как и любой другой. Репутация создается годами, а потерять ее можно в одночасье — стоит только утратить ощущение той тонкой грани, за которой начинается производство не продукта, а контрафакта. Количество табу для крупных игроков PR неимоверно велико, и это обстоятельство не упрощает работу. Но мы ее выбирали сами и обязаны ставить себе еще более жесткие ограничения, потому что, как никто, понимаем, к каким последствиям может привести дефицит профессиональной этики.
Не пользуйтесь контрафактом!
 
Серьезные заказчики PR весьма чув­ствительны в этом вопросе — как раз потому, что они «в теме». Стоило одному известному западному агентству взяться за информационное сопровождение переноса захоронения советских солдат в Таллине, как его тут же исключили из тендера на крупнейший государственный заказ. Просто не стали рассматривать в качестве стратегического партнера, несмотря на прошлые немалые заслуги. Другой пример: когда  Burson & Marsteller, одна из акул мирового PR, взялась за продвижение Хиллари Клинтон, их же бывший управляющий директор, а ныне президент иныне президент и СЕO The Willard Group Companies России, на Украине и в Турции Майкл Виллард выступил по этому поводу весьма резко: «наши клиенты желают, чтобы мы держались подальше от политики. И некоторые из них не раз нам об этом говорили Другими словами, мы присутствуем на рынке (политическом. — Прим. автора), но никогда не переходим грань».

Контрафактный PR не затрагивает наш бизнес непосредственно, поскольку потребителями любого контрафакта остаются люмпенизированные слои общества и бизнеса. Они не наши клиенты, не клиенты конкурентов и никогда до этого уровня не дорастут. Но бороться с недобросовестной конкуренцией все-таки стоит. Цивилизованная конкуренция выгодна рынкам, она добавляет им предсказуемости и стабильности, что полезно всем легальным игрокам.
Что для этого делать? Развивать собст­венный профессионализм. Создавать своему бизнесу репутационный запас. И, не прячась за громкие программные заявления, просто не покупать контрафакт. Потому что это ниже вашего достоинства, а средств у вас достаточно, чтобы приобрести профессиональный, лицензионный продукт.
Контрафакт конкуренции — застреленные банкиры или ошельмованные на заказ бизнесы — будет существовать до тех пор, пока на него есть спрос. И на каждом рынке сегодня встречаются одиозные компании и личности, за которых порядочному человеку стыдно. Публика эта со временем вымрет, как производители паленой водки. Ведь каждый сам выбирает, что для него конкуренция — состязание профессионалов с открытым забралом или стычка рейдеров в масках, надежно закрывающих лицо. Но важно помнить, что законодательство однозначно трактует методы цивилизованной конкуренции.

МНЕНИЕ ЗА

Андрей Расторгуев
заместитель директора филиала АНО «Институт корпоративного развития» группы компаний «Ренова» в Уральском регионе:

— Когда еще в советские времена мы изучали на журфаке основы коммунистической пропаганды, ключевым условием, определяющим ее успех, считалось доверие аудитории к нашим словам. И сейчас, во времена пиара, вопрос о доверии остается главным. Если мы рассчитываем не на краткосрочный эффект (электорат проголосовал за политика, а теперь хоть трава не расти), а на успешную работу в течение длительного времени, люди должны нам верить.

Установить долгосрочный контакт с обществом невозможно, если у вас нет положительной репутации. Но методами черного пиара репутацию можно только погубить, а не создать. Ибо черный пиар — это неприкрытая пропаганда и манипулирование сознанием.

Впрочем, важны даже не сами технологии (белые, черные, серо-буро-малиновые), а цели и мотивы, которыми руководствуется пиарщик. Убежден, что мы должны настраивать общество на позитив — что и сам стремился делать в свое время, работая с политиками и стараясь отыскать в них и представить людям именно хорошие, достойные уважения черты. А негатив, который сплошь и рядом использовался в 80-е и в 90-е гг., просто дотла выжигает общество. Именно тогда, в атмосфере всеобщего нигилизма, к примеру, понятие «авторитет» утратило свой первоначальный смысл и ассоциируется теперь только со словом «уголовный».
На такой выжженной земле вообще исчезает объективная основа для пиара. Когда никто никому не доверяет, когда люди разъединены, от них ничего не зависит. И зачем с таким атомизированным обществом затевать диалог, выстраивать какие-то связи?
 
МНЕНИЕ ПРОТИВ
 
Антон Вуйма
генеральный директор ИА «Духовное Наследие»:

— Возникает вопрос: что делать, когда вы сталкиваетесь с некачественным продуктом или услугой? С некачественными автомобилями, некачественной мебелью, некачественными детскими игрушками, некачественными компьютерами?
Что делать с продуктами, которые используют ложь в белой рекламе?
Что делать с коррупцией среди чиновников?
Что делать с теми, кто использует нечестные методы конкуренции?
Что делать?..
Годами судиться?

А в это время сотни чиновников украдут миллионы бюджетных денег, распродадут за бесценок госимущество, а ваши конкуренты с помощью демпинга выдавят вас с рынка. И наконец, рейдеры, прикрываемые чиновниками, захватят ваш бизнес. А вы все будете судиться?

Разве не отвратительно смотреть, как нанятый за день­ги белый пиарщик с искрой в глазах хвалит кандидата в депутаты или чиновника, который мошенник и бандит? Как белый пиарщик утверждает, что новое мыло сделает вас сексуальнее? Хотя это просто мыло, чтобы мыться.

Или белые пиарщики отказываются от заказов в подобных случаях? Не знаю почему, но слабо в это верю.

И как ни странно, именно благодаря белым пиарщикам в России крайне негативное отношение к пиару как таковому. Люди считают, что пиарщики — это мерзкие типы, готовые за деньги хвалить любую мерзость.
Однако нет, хватит. Кто-то должен изобличить зло, лицемерие и ложь, которыми изобилует белый пиар. Кто это сделает? Конечно, черные пиарщики. Мы обнародуем все данные о некачественном продукте конкурента. И мы не будем лгать, так как ложь нетрудно проверить. Мы схватим за руку коррупционных чиновников и с позором разоблачим их. Кто, если не мы?

Черные пиарщики изобличают зло во всех его проявлениях, изобличают обман и лицемерие и предоставляют мерзавцев на растерзание общественности. Или мы должны идти по ложному пути всеобщей взаимной лести и похвалы?

Крупнейшие и авторитетные компании практикуют черный пиар. Например, «Проктер энд Гембл» в начале 90-х гг. поймала «Юнилевер» на нечестной конкуренции, заставив убрать с рынка дем­пингующий товар. «Сони» регулярно отслеживает рекламу конкурентов, в которой приводятся завышенные технические характеристики, и приучила их к честности (кроме российского рынка).

Профессиональные черные пиарщики ищут реальные факты и предают их всеобщей гласности. Ложь в черном пиаре нерентабельна.

В 2005 г. я издал книгу «Черный PR». И ежедневно получаю сотни писем. Люди используют мою книгу как учебник для борьбы с мошенническими компаниями, купленными прокурорами и судами, для борьбы с уплотнительной застройкой и расхищением природных ресурсов. Они создали недавно всероссий­ское движение «Черный флаг» против беспредельщиков на дорогах России. Они запретили нескольким компаниям вырубать парки и скверы. Мои читатели посадили десятки коррумпированных чиновников. И поверьте, это куда полезней, чем льстить под заказ с телеэкрана.

Есть, конечно, дилетанты, которые делают грязный пиар и называют его черным. Но результативность их действий ничтожна на фоне результатов работы профессионалов. Поэтому профессиональный черный пиар скоро выживет и уничтожит грязный пиар. Ибо профессиональный черный пиар намного эффективнее и успешнее.
Самое читаемое
  • Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
  • Могут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений КоганМогут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений Коган
  • В центре Екатеринбурга построят 30-этажный отель. Это проект бизнес-партнера ДацюкаВ центре Екатеринбурга построят 30-этажный отель. Это проект бизнес-партнера Дацюка
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.