Константин Астафьев: Хочу быть первым парнем на деревне в своей маленькой нише
Родился в Казахстане. В 1994 году студент журфака УрГУ создал небольшую компанию по подписке и доставке прессы в Екатеринбурге. Спустя три года объединил еще три фирмы, которые занимались аналоги
Родился в Казахстане. В 1994 году студент журфака УрГУ создал небольшую компанию по подписке и доставке прессы в Екатеринбурге. Спустя три года объединил еще три фирмы, которые занимались аналогичным бизнесом. В 1999 году открыл первое представительство в Москве. Сегодня представительства компании работают в 33 городах России. По масштабам подписных кампаний «Урал-пресс» составляет серьезную конкуренцию главному монополисту на этом рынке – ФГУП «Почта России», заняв 15 процентов рынка ведомственной подписки в стране. Оборот за 2006 год 12 миллионов долларов.
Константин Астафьев
генеральный директор группы компаний «Урал-пресс»
Я не сразу, но однажды понял, что в бизнесе нужно быть первым. В крайнем случае, вторым. Но уж точно не третьим, сотым и пятисотым – это скучно и не эффективно. Куда интереснее откопать пусть маленькую, но свободную нишу и занять ее полностью. У меня никогда не было наполеоновских планов завоевать всю Россию, просто мне удалось начать и построить бизнес на рынке, который мало кого интересовал, – а я захотел быть на нем первым. И при этом бизнес для меня не идеология, не смысл жизни. Вот еще! Надо честно работать и зарабатывать деньги, а свободное время посвящать более приятным вещам. Семье, детям. Или даже запускать воздушных змеев, как один мой знакомый бизнесмен.
Когда учился в университете, захотелось заняться бизнесом. Это было для меня нечто новое, что могло бы мне дать больше чувства свободы, и я открыл небольшое рекламное агентство. Не понравилось. Очень уж это все непостоянно. Не мое. И тогда мой приятель Саша Егоров предложил купить его «бизнес» – толстую тетрадку со списком примерно двухсот подписчиков. Ему это все надоело, а мне идея понравилась. Люди приходят, дают тебе деньги, и, если ты сможешь отладить свою работу, число людей, желающих тебе заплатить, будет увеличиваться в геометрической прогрессии. Работа пошла.
Я быстро пришел к тому, что успех во многом зависит от технологий и команды, с которой работаешь. Сам придумывал и до мелочей разрабатывал схемы, с помощью которых можно было бы подписывать сотни заказчиков, оперативно доставлять каждому почту. Для того чтобы человек получил свежую газету или журнал вовремя, надо сильно постараться, на самом деле. Что касается команды, то я и по сей день всех директоров представительств в городах отбираю лично, сам езжу, беседую с ними. Мне нужно, чтобы каждый человек был на своем месте, чтобы его личныe цели совпадали с целью компании. Помню, в Воронеже мне порекомендовали одного специалиста, судя по резюме, довольно толкового. Спрашиваю: почему вы хотите уйти из той компании, где работаете сейчас? А мне скучно, говорит. Там уже все настроил, сижу, только за веревочки дергаю. Я поинтересовался: а если вы у нас за пару лет систему настроите, вам тоже скучно станет? Он признался, что да, станет. Тогда я сказал, что если каждые два года в 33 городах мне придется менять директоров, то буду вынужден бесконечно мотаться по командировкам. И знаете, такой подход работает. По крайней мере, еще ни одного из наших директоров мне не пришлось увольнять, и сам никто не уволился. Вообще, будь у меня такая возможность, я бы и всех курьеров наших отбирал лично.
Через пару лет я понял, что нам вполне реально выйти за пределы региона. Почему-то мало кто решается составить конкуренцию почте, с ее недобрыми тетеньками, длинными очередями и прочими «прелестями», характерными для государственного монополиста. А между тем всех раздражает, когда выписанный журнал приходит на две недели позже или не приходит совсем. Вот я и захотел стать тем первым парнем на деревне, который придет и переломит ситуацию. И, надеюсь, нам удалось. Всякий раз, когда мы приходим в новый город, почтовики нас сначала игнорируют, а когда понимают, что мы составляем реальную конкуренцию, ведут себя не всегда корректно. Пытаются задействовать административный ресурс, связи, даже на жалость давят, а иногда что-то у нас перенимают.
Первое наше представительство открыл в Москве в 99-м. После этого я надолго ушел в журнал «Эксперт», был сначала генеральным директором «Эксперт Урал» в Екатеринбурге, потом в Москве директором по распространению журнала в России. Конечно, опыт работы в «Урал-Пресс» пригодился. Я оставался собственником компании, ее развитием занимались в основном мои партнеры – в 2003-м открыли представительство в Челябинске, в 2004-м – в Перми. В 2005 году я ушел из «Эксперта», поняв, что сделал там все что мог. Снова плотно занялся «Урал-пресс». Уже стало ясно, что в наших силах открыть сеть по всей России. Каждые полгода мы приходили в новый город, тщательно готовились к открытию, полгода стажировали директора. Потом поняли, что такими темпами далеко не уедем. Я начал советоваться с людьми, которые уже прошли этот путь, например, с директором сети журнала «Деловой квартал» Олегом Лазаревым. Взяли человека из Уралвнешторгбанка, он посмотрел, как мы работаем, и сказал: ребята, все вы делаете хорошо, но неправильно. Не надо тратить силы на подготовку, лучше открывайте по 10-15 представительств в год. Поделился с нами технологиями, как грамотно создать сеть, и число «флажков» на карте России стало стремительно увеличиваться. Только с начала этого года мы уже открыли 11 представительств, неохваченным остался только Дальний Восток, потом пойдем в менее крупные города.
Я не заболел манией величия. Не лопаюсь от гордости. У меня не рвет крышу, когда ставлю очередной «флажок» на карте. Открыть представительство и поставить «флажок» не так уж сложно, куда тяжелее начать эффективную работу. Тем более, в такой большой стране, как Россия, где в Краснодарском крае живут и работают совсем по-другому, чем на Урале и в Сибири. Да, я стремлюсь быть первым. Но не самоутверждаюсь, а просто хорошо делаю свою работу и получаю за нее деньги.
|
Штрих
Не строю планов дальше чем на год
Я никогда не строю планов дальше, чем на год. Чтобы строить планы – нужно владеть большим объемом информации. Чем больше информации, тем точнее планы. Все меняется с каждым днем. А значит, данных больше чем на год будет недостаточно. И это будет уже прожектерство, маниловщина, фантастика, но не планирование. Мне как-то, в 99-м году, позвонил друг детства из Берлина, с которым вместе росли в Целинограде (сейчас Астана, столица Казахстана), и говорит: «Костя, вспомни, 10 лет назад как мы провожали тебя в армию!.. Если бы нам кто-то тогда сказал, что пройдет десять лет - я буду жить в Германии, другой наш друг – в Нью-Йорке, третий в Праге, ты в Москве, а те из нас, кто останется, – станут столичными жителями отдельного государства. Если бы тогда, в 89-м году, кто-то сказал нам, что так будет. Ты бы поверил?...»
Первый опыт
Из-за «валютных операций» не попал в высшую школу КГБ
Я служил в 89-91-м годах в пограничных войсках, которые подчинялись не армейскому ведомству, а КГБ. Поэтому, хоть мы и были пограничниками, – службу несли вдали от границы – под Фрунзе, столицей Киргизии. В училище, где обучались курсанты из Афганистана, Никарагуа, Кубы.
По совместительству со службой я осваивал азы коммерции, в ту пору это называлось фарцовкой. Тогда и заработал свои первые десять долларов, ставших для меня «роковыми». Я планировал после года службы поступать в Высшую школу КГБ. Но история с валютой всплыла в политотделе, и вместо учебы в Москве я чуть не получил срок в дисбате. К счастью, историю командование предпочло замять, я отделался «губой», дослужил до дембеля, но в Москву меня уже не рекомендовали. Я уже получил прививку бизнеса, пусть и не очень законного. И в начале 90-х твердо знал, чем хочу заниматься.