КОНТРОЛЬный выстрел в конкурента
Собственный бизнес Алексей Кандиков начал в 1998 г., когда со своим другом Дмитрием Симоненко основал студию по созданию сайтов. В то время интернет-технологии в России были еще в новинку, рассчиты
Собственный бизнес Алексей Кандиков начал в 1998 г., когда со своим другом Дмитрием Симоненко основал студию по созданию сайтов. В то время интернет-технологии в России были еще в новинку, рассчитывать приходилось только на западных заказчиков. Поэтому обязанности партнеры раздели по «территориальному» принципу: поскольку Дмитрий жил в США, ему пришлось развивать направление продаж и маркетинга. Алексей же взял на себя разработку и поддержку сайтов на собственноручно написанной CMS (Content Management System, система управления сайтом.— Прим. ред.). Первыми клиентами стали друзья и знакомые, постепенно в компанию начали обращаться заказчики по рекомендациям.
Веб-разработка для клиентов из разных стран открыла предпринимателям большое поле для деятельности: нужно было размещать сайты в Интернете, поддерживать и продвигать их. «Поскольку заказчики у нас были на другом конце света, приходилось трудиться круглосуточно. Днем занимались созданием сайтов, а по ночам, когда начинался рабочий день в Западном полушарии, на нас обрушивался шквал обращений— поддержку каждого сайта приходилось вести вручную»,— вспоминает г-н Кандиков.
Чтобы сэкономить деньги на команде разработчиков, бизнесмены придумали «онлайн-киоск» по продаже сайтов, доменов и хостинга. Теперь клиенты могли сами выбирать, заказывать, оплачивать услуги и настраивать сервисы. «Киоском» заинтересовались хостинговые компании, и партнеры решили заняться софтверным бизнесом. Так появилась Plesk Server Administrator— контрольная панель для автоматизации хостинга. Программа умела продавать домены, места под хостинг, а также давала возможность управлять сервером, сайтами и почтовыми ящиками в режиме онлайн.
Меньше чем за год доходы партнеров от продажи Plesk Server Administrator превысили прибыль от разработки сайтов, и бизнесмены решили сосредоточить усилия на софтверном бизнесе. «Маржа от софта была выше, чем от веб-разработки. Мы создали тиражируемый продукт и зарабатывали на продаже его копий и апдейтов»,— объясняет Алексей Кандиков. В 2000 г. партнеры зарегистрировали в США компанию Plesk, которая поставляла на американский рынок созданные в Новосибирске панели автоматизации хостинга. Дела шли в гору— за два года персонал офисов вырос до 110 человек (20 в американском офисе и 90— в Новосибирске). Компания выпускала 2-3 версии Plesk Server Administrator в год. По собственным расчетам, через три года она занимала около 60% мирового рынка систем автоматизации хостинга.
Аналитик ИК «ФИНАМ» Татьяна Менькова оценивает емкость мирового рынка автоматизации хостинга в 2003 г. в $95-100 млн. «Российский рынок на тот момент был практически не развит, его емкость не превышала $1-1,2 млн. С тех пор многое изменилось. По нашим оценкам, в 2009 г. мировой рынок мог составить порядка $700-750 млн, а российский вырос примерно до $15 млн»,— считает г-жа Менькова.
Заняв прочные позиции на мировом рынке, партнеры вложились в разработку ПО для дата-центров— создали продукт Plesk Enterprise Manager, который позволял управлять большим количеством серверов при помощи одной панели, а также Plesk Billing System— софт для управления билингом пользователей дата-центров. Планировали выпускать серверы для хостеров под маркой Plesk с предустановленным специализированным ПО и панелью управления. Новые направления требовали вложений, и партнеры начали искать инвесторов.
Продажа ради развития
Plesk давно интересовал инвесторов, партнеры периодически получали предложения о продаже компании, но отказывались от сделок— не устраивала цена либо перспектива развития продукта. «На нас обращали внимание в основном хостинговые компании. Продаться им означало сделать наше ПО внутренней системой одной компании»,— вспоминает Алексей Кандиков. Владельцы Plesk хотели найти партнера, который продолжит развивать софтверный бизнес, поэтому приняли предложение компании Parallels (до 2008 г. называлась SWSoft), которая занималась решениями для виртуализации инфраструктуры. «С помощью такого ПО один физический сервер можно преобразовать во множество виртуальных и сдавать их в аренду клиентам. Но продавать виртуальные серверы без возможности управления неудобно— наш продукт логично дополнял разработки Parallels»,— поясняет г-н Кандиков. Партнеры продали Plesk, получив часть акций объединенной компании. Дмитрий Симоненко отошел от дел, а Алексей Кандиков занял должность вице-президента Parallels по развитию линейки продуктов Plesk (сейчас называется Parallels Panel) и технической поддержке и возглавил новосибирский офис разработки.
Стоимость сделки стороны не разглашают, с учетом рыночной доли Plesk в 2003 г. аналитики ИК «ФИНАМ» оценивают ее в $40-45 млн. С покупкой софтверного бизнеса Parallels не прогадала: с 2003 по 2007 г. рынок автоматизации хостинга прирастал в среднем на 40% ежегодно, даже в 2008-2009гг. рос на 25-30%— считает Татьяна Менькова.
и ради «убийства»
Став одним из топ-менеджеров компании Parallels, Алексей Кандиков контролировал покупку небольших производителей софта для автоматизации хостинга. За три года Parallels поглотила ряд основных конкурентов, став практически монополистом на рынке ПО для хостинга. «Целей покупки несколько: убийство конкурентов, приобретение команды и технологий, получение клиентской базы»,— перечисляет г-н Кандиков. Почти все приобретения Parallels были совершены ради того, чтобы просто покончить с конкурентами. Компания не планировала развивать купленные продукты, основная идея была в том, чтобы убрать с рынка конкурирующий продукт и перевести клиентов на собственную платформу. «Мы покупали даже те компании, которые дышали на ладан, — просто ради того, чтобы еще один торговый знак ушел с рынка. Даже если сейчас компания не составляет конкуренции, у нее могут выправиться дела: придет новое руководство, привлечет инвестиции, разгонит бездельников — и все наладится»,— рассуждает Алексей Кандиков.
Наибольшее количество сделок Parallels совершила в 2007 г.: были куплены продукты Helm, H-Spherе, Ensim Pro, Site Studio, Site Builder, Confixx, Modern Bill, Prima Hosting. Последняя крупная покупка датируется началом 2008 г., когда компания приобрела американского производителя автоматизированных систем управления хостингом ModernGigabyte (поддерживал более 15 популярных систем управления). На момент сделки ModernGigabyte поставлял ПО 15 тыс. провайдерам хостинга, которые имели более 2 млн пользователей по всему миру. Стоимость сделки осталась неизвестной, купленный продукт был переименован в Parallels Panel Billing и вошел в линейку Parallels Panel.
Если с «убийством» товарных знаков проблем не возникает (компания просто переименовывает купленные платформы), то интеграция предполагает гораздо более сложную и продолжительную процедуру. Все пользователи должны постепенно переходить на продукты Parallels. «Для хостеров мигрировать с одной платформы на другую— болезненное занятие. Чтобы сохранить клиентскую базу, мы поддерживаем эти продукты и готовим migration-программы. Этот процесс будет идти в течение еще как минимум пары лет»,— говорит г-н Кандиков.
Алексей Кандиков
Вице-президент компании Parallels, член Российского союза дизайнеров.
Родился в 1973 г. в Новосибирске.
Образование: 1996 г.— окончил Новосибирский государственный университет, факультет прикладной математики и информатики, дипломы бакалавра прикладной математики и магистра техники и технологий.
Карьера: 1998 г.— совладелец компании Business Solutions Group; с 2003 г.— вице-президент по развитию продукта Parallels Plesk Panel и службы поддержки компании Parallels.
Семья: женат, две дочери.
Хобби: промышленный дизайн. Parallels
Российская софтверная компания, мировой лидер в области программ виртуализации и автоматизации, которые помогают оптимизировать процессы компьютерной обработки для частных лиц, компаний и провайдеров услуг на всех основных аппаратных, операционных системах и платформах виртуализации.
Основана в 1999 г.
Штат— более 800 сотрудников на территории Северной Америки, Европы и Азии.
Штаб-квартира в Швейцарии, центры разработок— в России.