«Копейка» может стоить дороже, чем мерседес того же года». Как заработать на ретрокарах
«Одни коллекционируют, скажем, исключительно красные машины. Другие подбирают экземпляры под цвет своих шнурков. Кому-то нравятся авто с 16-цилиндровыми моторами. Кто-то собирает советский автопром».
В июле 2019 г. в Екатеринбурге пройдет этап российского ретроралли. Сам по себе автопробег под эгидой Российской автомобильной федерации состоится в этом году в четвертый раз. И первый — на Урале. До этого этапы гонок не выходили за переделы центрального региона страны.
У вас в Верхней Пышме отличный музей ретроавтомобилей с уникальными экспонатами. Понятно, что нас, как организаторов гонок старинных авто, это привлекло. «Кубок Урала» мы проведем вместе с Музеем автомобильной техники УГМК. Маршрут пройдет по улицам Екатеринбурга и, уверен, привлечет внимание и жителей города, и его гостей, — пояснил DK.RU интерес к региону глава комитета классических автомобилей Российской автомобильной федерации Андрей Паньковский.
Зачем и кому нужны старинные машины, столько стоит это хобби и какие машины можно считать раритетными, Андрей Паньковский, автоколлекционер и участник будущих гонок, рассказал в интервью DK.RU.
Досье
Почему настоящие ретроавтомобили, а не, скажем, модели? Потому что дорого, престижно, эксклюзивно?
— Ретроавтомобиль совсем не обязательно дорогое увлечение. В этом как раз прелесть олдтаймеров. Если у вас остался от дедушки Москвич-412 или «ушастый» запорожец, и вы его не выкинули, а заботливо перебрали, привели в порядок — вы уже владелец ретроавтомобиля и желанный участник специализированных ралли. Ни копейки на покупку не потратили — он пылился в гараже 25 лет.
Ретромашины — это не история о каком-то хобби для богачей. Ценность таких машин в том, что это синтез красоты, культуры, инженерной мысли. Автомобиль неотделим от истории. У каждой эпохи свои машины, свой стиль, своя эстетика. Когда-то было диковиной, когда-то — роскошью и прихотью. Сейчас в основном автомобиль просто средство передвижения. Посмотрите на нынешние машины, в массе своей они безлики, шаблонны. В ретрокарах есть душа. Это меня и привлекает.
В вашей коллекции тоже 412-й и запорожцы? Сколько вообще у вас машин?
— Более тридцати. Но я коллекционирую в основном зарубежные марки: итальянские, немецкие, английские, французские. Это вовсе не потому, что изделия советского автопрома я ценю ниже. Просто каждый собирает коллекцию, исходя из внутренних предпочтений. Одни коллекционируют, скажем, исключительно красные машины. Другие подбирают экземпляры под цвет своих шнурков или цвет глаз возлюбленной. Кому-то нравятся исключительно авто с 16-цилиндровыми моторами. Кто-то собирает советский автопром.
У меня свои тараканы. Я приобретаю машины, подходящие для гонки Mille Miglia. Для меня это самый серьезный, самый интересный пробег. Это очень красивое, зрелищное, рейтинговое ралли, и участвовать в нем считают честью многие именитые гонщики. Но далеко не все авто подходят для пробега. Там требуются определенные марки, определенного возраста и мощности. От этого зависят баллы в общем зачете. Поэтому я стараюсь брать машины, которые смогут получить максимально высокий коэффициент на гонке.
Самая красивая автогонка Европы
Как давно вы собираете коллекцию?
— Я увлекся ретрокарами чуть более десяти лет назад. Вышло это с подачи моего друга. Сам он летчик, привык быть за штурвалом. Он к тому времени участвовал в нескольких ретроралли и показал мне фото с одного из заездов. Я проникся. Показал в свою очередь жене — и мы оба загорелись идеей гонок. Так в коллекции появился первый экземпляр — Rolls-Royce Corniche 1970 года. Это большой красивый кабриолет, очень комфортный. На нем мы с женой приняли участие в первых наших соревнованиях.
Но для Mille Miglia это слишком молодое авто…
— Поэтому в моей коллекции уже более трех десятков машин (улыбается). Самый возрастной — Alfa Romeo RL Super Sport 1925 года. Вот на нем я участвовал в Mille Miglia.
Сложно купить такое авто в России?
— Оригинальное — да. У нас нет нормально организованного рынка по поиску и подбору таких машин. То есть найти ее в продаже можно, но вот уверенности в подлинности агрегатов и узлов — никакой. В Европе это сделать намного проще. Скажем, та же Alfa Romeo: в Италии есть организация, которая ведет учет всех автомобилей этой марки — RIAR (Registro Italiano Alfa Romeo). Ведь у каждого авто свой номер, своя история. Подобные клубы есть и в других странах по другим маркам.
А как обслуживать эту старину? Вы своими руками в авто ковыряетесь?
— Нет, я в этом плане себе не доверяю. С такими должны работать люди, которые кончиками пальцев чувствуют шероховатость каждой прокладки. Это суперпрофессионалы. Их не так много, и владельцы олдтаймеров, можно сказать, передают их имена из уст в уста. Здесь как нигде работает сарафанное радио.
Получается, содержать ретрокар — удовольствие дорогое...
— Знаете, любая машина — хоть возрастная, хоть новая — требует внимания, заботы и затрат. На олдтаймер может быть, даже меньше приходится тратиться, чем на современные авто. Если машина просто стоит, как экспонат, — ну какие там расходы?
Если авто эксплуатируют, затраты, конечно, выше. Надо менять масло, фильтры. Но, с другой стороны, мы относимся к машинам очень бережно. Если у меня авто с кузовом и двигателем 36-го года, я не пойду в магазин, как в булочную, чтобы докупить какие-то оригинальные запчасти — их нет. Поэтому обращение очень бережное.
Подготовка к ралли — это отдельные деньги?
— С точки зрения сервиса — вряд ли: если вы и так поддерживаете машину в рабочем состоянии, каких-то дополнительных работ и, соответственно, супервложений она не требует. Но для заезда нужна навигационная техника.
Ретроралли — это сейчас не гонка на скорость. Мы должны проехать определенные отрезки по незнакомому маршруту, при этом умудриться не заблудиться и на каких-то участках строго выдерживать скорость. Скажем, если стоит знак 40 км в час и действие его заканчивается через 1 км 83 м, участник ралли должен проехать этот отрезок за 2 минуты 44 секунды. Будет на секунду больше или меньше — насчитают штрафные.
Чтобы соблюсти это условие, в авто должны стоять специальные штурманские приборы, которые четко улавливают расстояние и скорость. Тут затраты могут быть разные. Кто-то скачивает себе программу на телефон и ему нормально. Кто-то заморачивается, покупает планшет, подключается к спутникам — на это уже, конечно, нужен бюджет.
В ралли, которое пройдет летом по Екатеринбургу, такие же правила?
— Да, главная задача соревнующихся — в нужное время быть в нужной точке. Организаторы пробега — и Российская автофедерация, и Музей УГМК — так формулируем цель пробега: это спорт плюс туризм. Сюда, в Екатеринбург, приедут именитые иностранные гонщики. Например, победитель «Тысячи миль» последних нескольких лет, аргентинский пилот Хуан Тонконоджи. Пилоты из Италии, Германии, Франции проявили интерес к «Кубку Урала». Потому что Екатеринбург — город с историей. Тут есть на что посмотреть. И это одна из задач ралли — показать красоты региона, где проходит пробег. Поэтому все делается неспешно. В качестве ориентиров на маршруте выступают какие-то архитектурные или исторические ценности, достопримечательности.
Для принимающего гонку региона это тоже способ погрузиться в историю. Когда вереница таких красивых, нестандартных машин едет по городу — к ним вольно или невольно люди проявляют интерес. Mille Miglia привлекает тысячи туристов. Уверен, что «Кубок Урала» тоже соберет немало зрителей.
Привлекать внимание к событию решили еще за четыре месяца до ралли. В центре Екатеринбурга, на плотинке поставили павильон, в котором будут выставлять интересные экземпляры из Музея автомобильной техники УГМК. Ближайшие две недели там экспонируют самый возрастной автомобиль коллекции — реплика первого в мире авто Benz Patent Motorwagen. Трехколесная машина с двигателем внутреннего сгорания, автором которой является немецкий инженер Карл Бенц, была запатентована в 1886 году.
Аргентинец и прочие иностранцы будут участвовать в ралли на своих авто?
— У Хуана была мысль добарться до Урала на личном Bugatti, но мы его отговорили (смеется). Скорее всего, для ралли мы задействуем автомобили из коллекций уральских олдтаймеров. Возможно, будут авто из Москвы.
Разве не страшно вот так отдавать дорогую машину в руки незнакомых гонщиков?
— Любой пилот ретроавтомобиля относится к нему как к живому существу, разговаривает с ним. Неважно — из личной коллекции это авто или нет. Что же насчет «дорогой машины»… Повторюсь, у ретрокаров нет какой-то средней цены. И за 50 тысяч рублей может быть пригодная к пробегу машина — если она в нужном техническом состоянии и удовлетворяет требованиям по оригинальности узлов и агрегатов.
На цену главным образом влияет эксклюзивность. «Копейка» 1971 года выпуска с номером до 1000 может стоить в десять раз дороже «мерседеса» — потому что такие жигули редкость, а «немцев» полно. А раздолбанный рыдван, мимо которого когда-то проходил и плюнул в него Майкл Джексон, будет стоить миллионы долларов: из-за этого плевка его цена сразу выросла, это уже не просто машина, а историческая ценность.